сообщение Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения.


Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения.

Кузнецова Татьяна Евгеньевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
2014-2015 уч. год.
 В современном обществе люди начали мыслить шире, для творческого развития видны большие перспективы (появляется множество материала для творчества, электронные технологии и т.д.). Творческие люди – двигатель прогресса, т.к. само по себе творчество – это создание нового. Искусство высоко ценилось во все времена. Создавая новое, творческие люди создают и культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство.
В настоящее время, перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности – высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека “существом, обращённым в будущее”
Период младшего школьного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей связанных с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения. Для формирования творческого воображения необходимо формирование его предпосылок – личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т.е. образцы творчества и окружающая среда ( Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко).
Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т.к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения и развитие ассоциативного мышления.  Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
В  учебном процессе традиционно относят к предметам, направленным на развитие творческих способностей уроки изобразительной деятельности и технологии, а так же ряд внешкольных кружков и клубов. Но и уроки литературного чтения могут развивать творческие способности. Еще  Л.Н. Толстой выявил, что никакая другая отрасль знания не в силах  раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.
Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у школьников не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.
Главное направление развития эмоциональной сферы – это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.
Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребёнка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать учебные задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них литературоведческого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия – источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире [7, 23].
По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими [15, с.7].
Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры [14, с.46].
Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу – психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы [15, с.4]. 
Обществу необходимы творческие люди, так как идет научно- технический прогресс. Все быстро меняется, а значит, людям надо приспосабливаться к различным новым технологиям и нововведениям. Кто как не творческая личность сможет быстро адаптироваться к выше приведенным условиям. И все это потому, что такие  люди обладают оригинальным мышлением, способностью генерирования идей.
Творческие способности необходимо развивать уже с дошкольного возраста, а так же продолжать развивать их и в школе, так как именно в этот период можно развить у детей интеллектуально – эвристические способности, воображение, мыслительные процессы, мышление.
Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в образной системе, назначения изобразительных средств языка; понимания подтекста в раскрытии замысла; с другой – истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению.Таким образом, на наш взгляд, уроки литературного чтения наиболее подходят для развития творческого воображения и литературно-творческих способностей у младших школьников. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образцов памяти, чувство языка, богатую фантазию.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
-Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
-Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
-Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
-Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
-Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
-Если вы сами читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
-Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
-рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.