Элективный курс по технологии на тему Конструирование и моделирование русско-народного костюма


Пояснительная записка

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.
Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др.
В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с русскими традициями и культурно-национальными особенностями Москвы. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению воспитанников к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с русским костюмом, его символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает детям глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, ощутить преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.
Актуальность программы определяется тем, что собранные в ней знания, умения и навыки по моделированию, конструированию и технологии создания одежды учитывают последние достижения науки и производства в этих областях (новые способы и методы моделирования и конструирования, новые технологии, использование новых тканей и материалов и др.). Кроме того, предполагается вариативность способов обработки, методов моделирования и конструирования.
Будучи частью мировой культуры, костюм в то же время является существенной характеристикой личности. По тому, как одевается человек, как он носит костюм, можно судить о его вкусе, творческих способностях, аккуратности, часто о месте его работы, образе жизни, темпераменте, положении в обществе, достатке и т.д. В современном мире с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок имидж человека и одна из его главных составляющих – костюм все чаще отождествляются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.
Предмет изучения программы – моделирование одежды, если понимать моделирование широко, как процесс создания одежды от проектирования до производства.
Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:
( освоение способов работы на электрической швейной машине;
( история моделирования;
( моделирование костюма;
( конструирование;
( технология изготовления одежды;
( практика социального общения.
Изучение курса помогает воспитанникам не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.
Цель программы – выявление и развитие способности ребенка к творческой самореализации и самовыражению как в области материальной культуры, так и в социуме.
Ценности, на которых построена программа:
( самоопределение ребенка;
( творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
( нахождение им своего места в этом мире.
Ведущие идеи программы
Провести воспитанников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия.
В условиях современного совместного обучения и ориентации на «равенство» полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках программы по моделированию одежды задач комплексного и всестороннего воспитания будущей женщины, все же необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у воспитанниц традиционные женские качества и в то же время адаптировать их к современным условиям. Например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности не исключается установка на успех, развитие коммуникабельности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.
1. Обучающие задачи:
( приобретение общих представлений о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
( усвоение элементарных знаний об истории костюма;
( изучение размеров и пропорций человеческого тела и приобретение умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик;
( знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
( приобретение умения грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
( формирование навыков ношения и демонстрации одежды;
( освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды.
2. Воспитывающие задачи:
( выработка адекватной самооценки;
( приобщение к общечеловеческим ценностям;
( помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
( воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
3. Развивающие задачи:
( развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
( совершенствование интеллектуального потенциала личности;
( развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
( помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
( формирование правильной осанки.
Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.
Программа рассчитана на подростков 15 лет – возраст, когда ребята еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Дети хотят быть красивыми и модными уже сейчас, а не через 5 лет, когда они смогут носить одежду «от кутюр», и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами – задача не менее творческая.
Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:
( приобретение основных знаний, умений и навыков;
( творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Наличие двух уровней обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребенка.
Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.
В ней не предусмотрено построение основных конструкций плечевых изделий и брюк расчетным методом. Вместо этого используются хорошо обработанные выкройки из журналов мод и предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; широко применяется метод наколки, который в других программах дается ограниченно или не освещается вовсе. Наряду с этим используются элементы расчетного метода для построения простых конструкций и узлов.
Несмотря на то, что программа не является студийной, большое внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.
Девочки 15 лет, как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы.
Учет уровня подготовки детей при приеме в группы:
( умение шить простые поясные и плечевые изделия.
Срок и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Предполагаемые результаты
( воспитанники знают творчество ведущих модельеров, имеют представление о костюмах разных эпох и народов мира; ориентируются в тенденциях моды;
( подростки обладают высоким художественным вкусом, чувством прекрасного, творческим воображением;
( они могут самостоятельно сшить простое поясное и плечевое изделие, включая выбор модели, раскрой, примерку, пошив, выбор методов обработки, а также изделие средней или повышенной сложности;
( учащиеся вносят изменения в модель и конструкцию одежды методами наколки и комбинирования;
( дети знают и могут самостоятельно выбрать методы обработки простых (1-й уровень усвоения) или сложных (2-й уровень усвоения) узлов изделия или изделий в целом;
( обучающиеся могут самостоятельно моделировать и конструировать простые изделия, в том числе методом наколки;
( они владеют навыками показа модной одежды, умеют свободно и уверенно держаться на подиуме;
( воспитанники обладают осознанным самоопределением в профессиональном выборе вида деятельности;
( подростки активно участвуют в различных творческих конкурсах;
( учащиеся имеют адекватную самооценку, уважают себя и окружающих .



Формы подведения итогов и оценка результатов
В программе выделены часы на просмотр изделий воспитанников с анализом качества пошива, посадки одежды на фигуре, эстетических свойств моделей.
Демонстрация моделей одежды, выставки, соревнования проводятся с последующим их анализом и обсуждением членами коллектива.
Присуждаются номинации по итогам года.

Оценка результатов, достигнутых каждым воспитанником, проводится по пяти основным показателям:
Эстетические качества моделей.
Конструкция изделия.
Качество обработки.
Демонстрация моделей одежды.
Участие в общественной жизни.

Итоги работы подводятся дважды в год (по полугодиям).
Достижения учащихся оцениваются «зачет», «не зачет». Показатель "Участие в общественной жизни" помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, личностные качества детей: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину, стремление к лидерству и т.д. Эти же качества частично оцениваются и в графе «Демонстрация моделей одежды».

Учебно-тематический план



Тема
Всего часов
В том числе:




теория
практика



Вводное занятие.
1
1
-

История моделирования.


Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций.
4
1
3


Исторический костюм.
2
2
-


Творчество современных модельеров и модельеров прошлого.
1
1
-

Моделирование и конструирование костюма.


Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции.
4
2
2


Выполнение эскизов.
2
-
2


Моделирование и конструирование изделий методом наколки.
4
-
4


Конструктивное решение русского народного костюма.
2
1
1


Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек и рельефов.
4
1
3


Моделирование костюма на конкретную фигуру.
2
-
2

Технология изготовления одежды.


Пошив изделия.
34
4
30

Костюм – язык социального общения.


Символика костюма.
2
1
1


Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции. Постановка показа.
6
1
5


Фотосъемка или показ моделей.
1
-
1

Практика социального общения.


Подведение итогов. Присуждение номинаций.
1
-
1

Итого:
70 ч




Содержание программы
1. Вводное занятие
Программа и задачи 3-го года обучения. Предполагаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.
История моделирования
2. Тенденции современной моды.
Моделирование на основе народных и исторических традиций.
Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»): образы, стили, силуэты, форма, длина, конструкция, линия талии, ткани, цвет, обувь, дополнения, отделка, прическа, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды ведущих современных модельеров и Домов мод. Использование элементов народного и исторического костюма в современной моде (образное решение, крой, отделки, ткани, цвет и т.д.).
Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод и телепередач о моде, обсуждение «костюмных» фильмов и спектаклей с анализом понравившихся костюмов. Зарисовки моделей и модных элементов костюма.
Эвристические задания: выбор и применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.
Творческая работа. Создание собственных моделей (эскизов) с учетом модных тенденций, и применением элементов исторического и народного костюмов.
Форма подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях, творчестве современных модельеров, использовании исторических и народных традиций в одежде; учет использования полученной информации при проектировании одежды.
3. Исторический костюм
Знакомство с традиционной одеждой Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Византии; с костюмами Средневековья, Возрождения, XVII – XX веков (обзорно). Связь костюма с архитектурой, искусством, историческими событиями своего времени, бытом и нравами общества. Различные идеалы красоты, нашедшие отражение в костюмах разных эпох.
Практическая деятельность. Знакомство с историческим костюмом по книгам, экскурсиям в музеи и посещениям выставок. Зарисовка костюмов.
Эвристические задания: нахождение в современных моделях элементов исторического костюма и стилизаций.
Творческая работа. Использование элементов исторического костюма при выполнении эскизов одежды.
Форма подведения итогов. Беседа-опрос, разговор о различных идеалах красоты.
4.Творчество современных модельеров и модельеров прошлого
Коллекции Надежды Ламановой в дореволюционный и советский период. Творчество Вячеслава Зайцева.
Творчество Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана.
Особенности коллекций современных российских модельеров.
Практическая деятельность. Знакомство с творчеством модельеров по видеофильмам, книгам и журналам мод. Зарисовки моделей.
Форма подведения итогов. Беседа-опрос, обсуждение творчества модельеров.
Моделирование и конструирование костюма
5.Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, рисунка, фактуры ткани, отделки в композиции
Пропорции и ритм в композиции костюма; симметрия и асимметрия. Роль композиционного центра, элементы и средства композиции. Контраст, нюанс и тождество. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические, контрастные, родственные и родственно-контрастные. Влияние цвета на зрительно-эмоциональное восприятие формы и композиции. Роль фактуры, рисунка ткани, отделки.
Практическая деятельность. Просмотр и анализ различных композиционных решений (в т.ч. интерьера, фотоснимков). Анализ использования форм, линий, цвета в композиции. Определение композиционного центра.
Творческая работа. Использование полученных знаний при проектировании костюма.
Формы подведения итогов. Анализ успешности применения полученных знаний при проектировании и пошиве костюма. Анализ образного и композиционного решения готового костюма.
6.Выполнение эскизов
Последовательность выполнения эскизов. Выполнение набросков. Выбор окончательного варианта модели.
Набросок фигуры. Общая форма одежды, силуэт, основной цвет или цветовые сочетания, внутренняя разработка формы – конструктивная и декоративная.
Окончательная отделка и оформление эскиза. Единая стилистика при оформлении эскизов одной коллекции.
Особенности изображения женской фигуры.
Практическая деятельность. Выполнение эскиза фигуры в костюме.
( 1-й уровень усвоения: по шаблону;
( 2-й уровень: самостоятельно.
Творческая работа. Разработка эскизов коллекции моделей.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов, участие в конкурсах и выставках.
7.Моделирование и конструирование изделий методом наколки
Последовательность действий при проектировании (моделировании) одежды методом наколки.
Выбор общей формы, силуэта изделия с учетом свойств ткани, назначения одежды и т.д.
Выбор направления нити основы в изделии.
Разработка соотношения отдельных частей формы, расположение отделки, размер и форма деталей.
Конструктивная проработка формы (расположение и размер вытачек, рельефов, сборок, драпировок и т.д.).
Раскалывание наколки, внесение необходимых уточнений с помощью расчетного метода.
Практическая деятельность. Предварительная наколка на манекен или фигуру при моделировании изделий для себя. Конструктивная разработка изделия и моделирование отдельных элементов костюма в процессе пошива.
Выполнение отдельных упражнений при изучении темы.
Творческая работа. Наколка на манекен изделия повышенной сложности. Образное решение костюмов с помощью метода наколки.
Формы подведения итогов. Анализ успешности применения метода наколки при выполнении заданий и в процессе пошива изделия. Анализ результатов применения метода при просмотре готовых изделий.
8.Конструктивное решение народного костюма
Принципы построения народного костюма (функциональность, рациональность, экономичность кроя).
Примеры различных конструкций женской рубахи, прямого и косоклинного сарафана, юбки-поневы.
Расположение декора.
Практическая деятельность. Знакомство с особенностями кроя народной одежды; зарисовки кроя.
Эвристические задания и творческая работа. Использование кроя народной одежды и его элементов при конструировании современной одежды.
Формы подведения итогов. Обсуждение понравившихся элементов кроя и возможности их использования в современной одежде.
Анализ успешности использования учащимися элементов кроя народной одежды.
9.Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек (и рельефов)
Основные виды конструкций в зависимости от покроя рукава: конструкции изделий с втачным рукавом, рукавом «реглан», цельнокроенным рукавом, «полурегланом», рукавом «кимоно», комбинированным. Конструирование путем перенесения вытачек. Конструирование рельефов, драпировок, складок и т.д.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными покроями рукава; зарисовки конструкции изделий различных покроев.
Конструирование моделей путем переноса вытачек (зарисовка и построение в тетради; видоизменение базовой конструкции при проектировании изделий для себя).
Формы подведения итогов. Проверка правильности построения конструкций, оценка эффективности использования методов конструирования в процессе изготовления и при просмотре готового изделия.

10.Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру
Требования, которые необходимо учитывать при проектировании: эстетические, гигиенические, экономические. Знание модных тенденций; учет назначения одежды, особенностей фигуры и внутреннего мира человека, его манеры держаться, социального статуса и т.д. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор ткани для отдельной модели или для пошива коллекции моделей. Создание моделей для показа коллекций. Принципы объединения моделей в коллекцию: единство образного решения, стилистики, ткани, конструкций, цвета и т.д. Использование комбинированных методов при моделировании и конструировании костюма.
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки различных моделей. Анализ точности выполнения требований; назначение коллекции. Предварительная наколка на манекен, эскизирование.
Проектирование модели. Выбор ткани (при проектировании коллекции отдельное занятие проводится в магазине). Конструирование комбинированным методом (наколка, расчетный метод), внесение изменений в выбранную базовую конструкцию.
Формы подведения итогов. Просмотр и утверждение эскизов, анализ эстетических и конструктивных свойств моделей одежды (после показа моделей одежды или показа коллекции).

Технология изготовления одежды
11. Пошив изделия.
( Обработка сложных узлов: пиджачного воротника и лацканов, ластовицы, прорезного кармана – «листочка», кармана «в рамку» или с клапаном.
Практическая деятельность. Обработка вышеперечисленных узлов (хотя бы одного) при пошиве изделий для коллекции. Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.
Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.
( Варианты обработки различных узлов изделий. Способы обработки и втачивания воротников, накладных и «брючных карманов», подбортов с лацканами (втачивания с отделочной строчкой и в «чистый край»).
Практическая деятельность. Обработка хотя бы одного из вышеперечисленных узлов при пошиве изделий для коллекции.
Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.
Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.

Костюм – язык социального общения
12.Символика костюма
Понятие символа. Роль символа в первобытном обществе. Развитие символа. Символика у у разных народов. Символы в русском народном костюме. Символика в современном костюме. Символика как социально-нравственная характеристика человека. Цветовая символика. Представление о костюме как языке социального общения.
Практическая деятельность. Зарисовка отдельных символов.
Обсуждение «символики» современной одежды.
Формы подведения итогов. Опрос, беседа.
13.Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции.
Постановка показа
Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о гармонии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Стилевое единство вышеперечисленных элементов и их соответствие внутреннему миру человека и требованиям внешнего мира. Значение красивой походки, не вступающей в противоречие с костюмом, внешностью человека, его внутренним миром и требованиями внешнего мира.
Развитие чувства стиля, уверенности в себе, повышение самооценки.
Практическая деятельность. Поиск образного решения отдельных моделей, подбор музыки и манеры показа. Подбор дополнений и аксессуаров. Дефиле с постановочными элементами и танцевальными движениями.
Эвристические задания. Участие в подборе музыки, придумывании названия коллекции, выборе рисунка показа.
Творческая работа. Формирование собственных коллекций и постановка показа. Участие в репетициях в качестве помощника педагога, «инструктора».
Формы подведения итогов. Демонстрация коллекции и ее анализ.
14. Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды
Выбор модели одежды для показа. Образное и стилевое соответствие костюма, манеры его демонстрации и индивидуальности человека. Выявление декоративных и конструктивных особенностей одежды. Создание и подчеркивание «образа» и «характера» костюма с помощью дополнений и манеры показа. Роль композиционного центра. Контраст, нюанс и тождество в костюме и фотографии.
Практическая деятельность. Выбор модели одежды для демонстрации.
Выбор дополнений, корректировка модели с помощью метода наколки, выбор манеры показа или композиции кадра. Фотосъемки или демонстрация моделей одежды.
Творческая работа. Самостоятельный выбор и корректировка костюма, подбор дополнений, манеры показа, позы и композиции кадра.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение, анализ фотоснимков или демонстрации моделей одежды. Присуждение номинаций. Анализ работы за год.

Практика социального общения
15. Подведение итогов. Присуждение номинаций
Оценка работы каждого учащегося за год по 5-ти показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание установки на успех для каждой воспитанницы.

Список литературы
Брун В., Тильке М. История костюма. – М.: Эксмо, 1995.
Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. – М.: Легкая индустрия, 1974.
Домострой. – М.: Советская Россия, 1990.
Древняя одежда народов Восточной Европы. /Под ред. М.Г. Рабиновича. – М.: Наука, 1986.
Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.: Просвещение, 1988.
Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М.: Молодая гвардия, 1977.
Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М., 2000.
Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1986.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993.
Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. – М.: Книга, 1989.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II. – М.: АО Академия моды, 1993.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., Молодая гвардия, 1975.
Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. – Л.: Художник РСФСР, 1984.
Николаева Т.А. Украинская народная одежда. – Киев: Наукова думка, 1987.
Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, 1994.
Правила свътской жизни и этикета. Хороший тонъ. – СПб., 1889.
Раманюк М. Белорусскае народнае адзенне. – Минск: Беларусь, 1981.
Русский народъ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1880.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1990.
Статьи из журналов мод разных лет.
Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М.: ГИТИС, 1994.
Трудовое обучение. – М.: Просвещение, 1989.
Черемных А.Н. Основы художественного конструирования женской одежды. – М.: Легкая индустрия, 1977.










13PAGE 15


13PAGE 14715





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915