Лабораторные и практические работы по учебной дисциплине Естествознание

министерство образования и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению лабораторных и практических работ студентов

по учебной дисциплине «Естествознание»
(Раздел 2 «Химия», Раздел 3 «Биология»)

для профессий

19.01.17 Повар, кондитер .
код профессии наименование профессии
38.01.02 Продавец, контролер-кассир .
код профессии наименование профессии

(по социально-экономическому профилю)


















Благовещенск
2014
Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине «Естествознание» (Раздел 2 «Химия», Раздел 3 «Биология») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир и 19.01.17 Повар, кондитер.









Рассмотрена на заседании ПЦК ООД
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________Т.Н. Литвиненко








Разработчик:
Трояновская Лариса Борисовна, преподаватель высшей квалификационной категории ГПОАУ АКСТ

























СОДЕРЖАНИЕ
 
1.
Пояснительная записка
4

2.
Перечень лабораторных и практических  работ
5

3.
Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ:



Раздел 2 «Химия»
6



Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Практическая работа № 5
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
Практическая работа № 9
Практическая работа № 10
Практическая работа № 11
Практическая работа № 12
Практическая работа № 13
Практическая работа № 14
Практическая работа № 15



Раздел 3 «Биология»
22



Лабораторная работа № 1
Лабораторная работа № 2
Лабораторная работа № 3
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Лабораторная работа № 4
Лабораторная работа № 5
Лабораторная работа № 6
Практическая работа № 5
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
Практическая работа № 9


4.
Правила выполнения лабораторных и практических работ
37

5.
Критерии оценивания лабораторных и практических работ
38

6.
Литература
40













1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная  дисциплина «Естествознание» (Раздел 2 «Химия», Раздел 3 «Биология») предназначена  для реализации Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир и 19.01.17 Повар, кондитер.
Целью дисциплины является получение  студентами системы знаний о современной естественно-научной картины мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий.
Выполнение лабораторных и практических  работ призвано способствовать формированию практических навыков (проведение простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно – научной информации), которые студент может использовать не только на естествознании, а применять их и на других учебных дисциплинах.
Основная задача лабораторных и практических занятий научить студентов обосновывать место и роль естественно - научных знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить опыты и наблюдения с целью их описания и выявления естественных изменений, находить и анализировать информацию.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;


















2. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

п/п
Темы лабораторных и практических работ
Объем часов

Раздел 2 «Химия»


Получение, собирание и распознавание газов.
1


Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).
1


Решение расчетных задач по химии.
1


Реакция обмена в водных растворах электролитов.
1


Определение рН раствора солей.
1


Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
1


Качественный анализ органических соединений.
1


Получение и свойства углеводородов.
1


Качественная реакция на глицерин.
1


Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
1


Качественные реакции на углеводы.
1


Обратимая и необратимая денатурация белков.
1


Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
1


Распознавание пластмасс и волокон.
1


Решение экспериментальных задач по органической химии»
1

Раздел 3 «Биология»


Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
1


Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
1


Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.
1


Решение цитологических задач.
1


Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.
1


Решение задач на сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов.
1


Составление родословных и их анализ.
1


Изменчивость, построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные обучающихся).
1


Описание особей по морфологическому критерию (на примере комнатных растений).
1


Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.
1


Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
1


Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
1


Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
1


Решение экологических задач.
1


Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
1









3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАЗДЕЛ 2 «ХИМИЯ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов».

Цель работы: повторить способы получения, собирания газов, их свойства.

Оборудование и реактивы: приборы для получения газов, цинк, соляная кислота, мел или мрамор, известковая вода, фенолфталеин, перманганат калия, этиловый спирт, серная кислота (конц.), прокаленный песок, карбид кальция, вода, ацетат натрия, гидроксид натрия (твердый), пробирки, спиртовка, спички.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 1.

Вариант 1

Опыт 1. Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризующие его свойства. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Опыт 2. Аналогичное задание выполните для ацетилена.

Вариант 2

Опыт 1. Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты, подтвердите его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Опыт 2. Выполните аналогичное задание для этилена.

Вариант 3

Опыт 1. Получите, соберите, распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Опыт 2. Выполните аналогичное задание для метана.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)».

Цель работы: проверить знания о скорости химической реакции, о способах смещения химического равновесия.

Оборудование и реактивы: 4 пробирки, крахмальный клейстер, раствор пероксида водорода, раствор медного купороса, растворы йодида калия (0,4% и 0,8%).
Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 2.

Влияние концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода:

2KI + 3H2O2 = 2KOH + 2H2O + I2 + O2

В четыре пронумерованные пробирки налейте по 3 мл раствора иодида калия разной концентрации и температуры согласно приведенной ниже таблице. Добавьте во все пробирки несколько капель крахмального клейстера для обнаружения иода. Затем прилейте, по возможности одновременно, во все пробирки по 2 мл пероксида водорода одинаковой концентрации. Наблюдения запишите в таблицу.

№ пробирки
Содержание пробирки
Последовательность посинения раствора
Влияние какого фактора сказалось на uр

1
0,4% KI при комнатной t0



2
0,4% KI горячий




3
0,4% KI c CuSO4




4
0,8% KI






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Решение расчетных задач по химии.

Цель: сформировать навыки решения расчетных задач разных типов.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход занятия:
Повторение правил решения задач по химии.
Решение задач по инструкционной карточке.

Теоретическая часть
Для решения задач по химическим уравнениям нужно записать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Затем, в зависимости от способа решения записать:
1 способ (по числу моль): над формулами веществ данные условия задачи, под формулами – молярные массы и количества веществ;
2 способ (по массам веществ): над формулами веществ данные условия задачи, под формулами – молярные массы и массы веществ.
При решении задач на вычисление объемных отношений газов нужно помнить закон объемных отношений газообразных веществ: объемы реагирующих и образующихся газов пропорциональны количествам этих веществ: V1 : V2 =
Это соотношение характерно только для газообразных веществ.
Количества веществ – это коэффициенты, стоящие перед ними в уравнениях реакций.
При вычислении массовой или объемной доли выхода продукта (в процентах) от теоретически возможного надо знать:
Выход продукта – это соотношение массы, количества или объема практически полученного вещества к теоретическому:

1. Решение задач на расчет по уравнению
составить уравнение, расставить коэффициенты.
подчеркнуть, что – дано и что – найти.
под формулами подписать число молей, участвующих в реакции по уравнению (совпадает с коэффициентами), над неизвестным веществом поставить x моль.
перевести массу (объем) вещества в моли:
·=m/М или
·=V/Vm
составить пропорцию и решить ее.
перевести моли в единицы массы: m=
·М или V=
·Vm

2. Решение задач на избыток
составить уравнение, расставить коэффициенты.
подчеркнуть, что дано и что – найти.
под формулами подписать число молей, участвующих в реакции по уравнению (совпадает с коэффициентами), над неизвестным веществом поставить х моль.
перевести массу (объем) вещества в моли:
·=m/М или
·=V /Vm
составить две дроби и сравнить их:

·1(по условию)/
·1(по уравнению) и
·2(по условию)/
·2(по уравнению)
! Расчет ведем по тому веществу, которого меньше, т.к. оно полностью вступит в реакцию.
составить пропорцию и решить ее.
перевести моли в единицы:
массы: m=
·М
объема: V=
·Vm

3. Решение задач на расчет массовой доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного
выход по массе:
·вых.=mпр./mтеор.*100%
выход по объему:
·вых.=Vпр./Vтеор. *100% , где:
m (V)практ. указывается в условии задачи и показывает, сколько г (л) вещества реально получено;
m (V)теорет. Рассчитывается по уравнению и показывает, сколько вещества могли бы получить если бы не было потерь;
зная выход, можно рассчитать mпр. или Vпр.:
mпр.= mтеор.*
·вых./100% Vпр.= Vтеор. *
·вых./100%


Инструкционная карта практической работы № 3.

Задача 1. Вычислите массу воды, образовавшейся при взаимодействии гидроксида калия массой 280 г с избытком раствора серной кислоты.

Задача 2. Какой объем кислорода расходуется на окисление глюкозы массой 3,6 г?
Задача 3. Какая масса нитрата серебра вступит в реакцию с хлоридом калия, если при этом образуется осадок хлорида серебра массой 0,7161 г?

Задача 4. Какая масса раствора с массовой долей гидроксида натрия 4% расходуется на нейтрализацию уксусной кислоты массой 18 г?

Задача 5. Какой объем кислорода расходуется на окисление метиламина объемом 5 л?

Задача 6. Какой объем кислорода потребуется для сжигания 168 м3 оксида углерода (11) ?

Задача 7. Определите, какая масса нитрата магния образуется при взаимодействии 80 г оксида магния с раствором, содержащим 126 г азотной кислоты.

Задача 8. Смешали алюминий массой 9 г с серой массой 9 г. Смесь нагрели. Вычислите массу полученного сульфида алюминия.

Задача 9. Вычислите массу осадка, полученного действием гидроксида натрия массой 20 г на сульфат меди (11) массой 32 г.

Задача 10. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с серной кислотой массой 30 г (н.у.).

Задача 11. В лаборатории восстановлением нитробензола массой 61,5 г получили анилин массой 44 г. Определите массовую долю (в%) выхода анилина.

Задача 12.Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если массовая доля выхода составляет 80% (или 0,8).

Задача 13. Какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (4) объемом 28,56 л (н.у.) при массовой доле выхода 85 %?

Задача 14. Вычислите бъем аммиака, который можно получить, нагревая 20 г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98 %.

Задача 15. При пропускании аммиака объемом 672 л (н.у.) через раствор массой 900 г с массовой долей азотной кислоты 40 % получен нитрат аммония массой 440,68 г. Определите массовую долю выхода соли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: «Реакция обмена в водных растворах электролитов».

Цель: изучить реакцию обмена в водных растворах электролитов как свойство растворов электролитов.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, соляная кислота, серная кислота, азотная кислота, гидроксил натрия, угольная кислота, уксусная кислота, нитрат серебра, гидроксид бария

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 4.

Опыт 1. В пробирку 1 прилейте раствор нитрата серебра и соляной кислоты.
(Что наблюдается в результате реакции? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде).

Опыт 2. В пробирку 2 прилейте раствор гидроксида бария и азотной кислоты.
(Что наблюдается в результате реакции? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде).

Опыт 3. В пробирку 3 прилейте серной кислоты и раствор карбоната натрия.
(Что наблюдается в результате реакции? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде).

Опыт 4. В пробирку 4 прилейте уксусной кислоты и раствор щелочи.
(Что наблюдается в результате реакции? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: «Определение рН раствора солей».

Цель: изучить на практике гидролиз солей, научиться определять рН раствора солей.

Оборудование и реактивы: пробирки, шпатель, индикатор универсальный, нитрат натрия, ацетат натрия, карбонат натрия, нитрат алюминия, дистиллированная вода;

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 5.

Опыт 1. Налить в 4 чистые пробирки по 1/4 их объема дистиллированной воды и с помощью бумажек, пропитанных универсальным индикатором, проверить рН воды.

Опыт 2. В каждую из пробирок с водой всыпать по 1/2 шпателя кристаллов следующих солей: в 1 – нитрата натрия, во 2 – ацетата натрия, в 3 – карбоната натрия и в 4 – нитрата алюминия. - Раствор соли в каждой пробирке перемешать стеклянной палочкой и измерить его рН с помощью бумажки с универсальным индикатором (стеклянную палочку после каждого употребления промывать водопроводной и дистиллированной водой).

Опыт 3. Полученные результаты занести в таблицу и ответьте на вопросы. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза испытанных солей, определите тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону одновременно) и запишите его в таблицу. Какая из испытанных солей не подвергается гидролизу и почему?

№ п/п
формула соли
рН раствора
реакция среды
тип гидролиза








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Цель работы: проверить знания о свойствах неорганических веществ, умения применять их для определения веществ.

Оборудование и реактивы: хлорид калия, сульфат железа (III), кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, хлорид железа (III), соляная кислота, сульфат аммония, нитрат меди, сульфат натрия, сульфид натрия, сульфит натрия, карбонат калия, сульфат калия, хлорид аммония, сульфат алюминия, нитрат калия.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 6.

Опыт 1. Дана смесь, состоящая из хлорида калия и сульфата железа(III). Проделайте опыты, при помощи которых оксид натрия, хлорид железа (III) можно определить хлорид-ионы CI- и ионы Fe3+. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт 2. Выданы вещества: кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, железо, соляная кислота, хлорид железа (III). Пользуясь этими веществами, получите:
А) гидроксид железа (III);
Б) гидроксид магния;
В) медь.
Составьте уравнения реакций проделанных вами опытов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт 3. В трех пробирках даны кристаллические вещества без надписей:
А) сульфат аммония;
Б) нитрат меди (II);
В) хлорид железа (III).
Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт 4. В пробирках даны твердые вещества. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ:
А) сульфат натрия, сульфид натрия, сульфит натрия;
Б) карбонат калия, сульфат калия, хлорид аммония;
В) сульфат аммония, сульфат алюминия, нитрат калия.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: «Качественный анализ органических соединений».

Цель работы: научиться экспериментальным путем доказывать качественный состав соединений на примере органических веществ.

Оборудование и реактивы: Каждой группе выдается набор реактивов и лабораторных принадлежностей: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди (II), известковая вода, прокаленный сульфат меди (II), медная проволочка (10 см), раствор тетрахлорметана, сахар, полимеры, содержащие х.э. хлор.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 7.

Опыт 1. Обнаружение углерода и водорода.
Присутствие углерода в органических соединениях в большинстве случаев можно обнаружить по обугливанию вещества при осторожном его прокаливании.
Наиболее точным методом открытия углерода и одновременно с ним водорода является сожжение органического вещества в смеси с мелким порошком оксида меди. Углерод образует с кислородом оксида меди (II) углекислый газ, а водород – воду. Оксид меди восстанавливается до металлической меди, например:
С13Н28 + 40CuO 13CO2 + 14H2O + 40Cu

Опыт 2. Определение углерода и водорода в органическом соединении (парафин).
Соберите прибор, как показано на рисунке 44. Смесь 1-2 г оксида меди (II) и ~ 0,2 г парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте еще немного оксида меди (II). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (II). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (II). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с баритовой водой (раствор гидроксида бария) или известковой водой (раствор гидроксида кальция). Нагрейте пробирку в пламени горелки. Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только баритовая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжить нагревание, пока перы воды не достигнут белого порошка сульфата меди (II) и не вызовут его посинения.
После изменения окраски сульфата меди (II) следует прекратить нагревание.
Почему помутнел раствор баритовой воды? Напишите уравнение реакции.
Почему белый порошок сульфата меди (II) стал голубым? Напишите уравнение реакции.
Выводы: обнаружив образовавшиеся в результате реакции углекислый газ и воду, вы установили в исследованном веществе наличие углерода и водорода. Так как эти элементы не содержаться в добавленном оксиде меди (II), то они могли находиться только во взятом для анализа органическом веществе.

Опыт 3. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна).
Галогены можно обнаружить при помощи реакции окрашивания пламени, предложенную русским химиком Ф.Ф.Бейльштейном.
Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в небольшую пробку (рис. 45).
Держа за пробку, прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди (II), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема: «Получение и свойства углеводородов».

Цель работы: научиться получать этилен дегидратацией этилового спирта и доказать принадлежность этилена к непредельным углеводородам.

Оборудование и реактивы: прибор для получения газа, смесь этилового спирта и концентрированной H2SO4, речной песок (для Т.Б.), спиртовка, спички, держалка, штатив с пробирками, раствор KMnO4, раствор Br2, металлический штатив.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 8.

Опыт 1. Получение и свойства этена (этилена).
В пробирку (рис. 46) поместите 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл этилового спирта (лучше, если используется смесь, приготовленная преподавателем заранее) и несколько крупинок оксида алюминия (Al2O3) или маленький кусочек пензы для равномерного кипения смеси при нагревании. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте пробирку в пламени горелки. Выделяющийся газ пропустите в отдельные пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия. Убедитесь в том, что бромная вода и раствор перманганата калия быстро обесцвечивается. Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Отметьте цвет пламени. (Этен горит светящимся пламенем.)
1.Чем отличается реакция горения этена и этана?
2.Как получают этен в лаборатории и промышленности? Напишите уравнения реакции.
3. Почему этен обесцвечивает растворы бромной воды и перманганата калия? Напишите уравнения соответствующих реакций.


Опыт 2. Свойства бензола.
В две пробирки налейте по 5-6 капель бензола. В одну из них добавьте 1-2 мл раствора бромной воды, а в другую – 1-2 мл раствора перманганата калия. Встряхните обе пробирки. Отметьте наблюдения.
1.Почему растворы бромной воды и перманганата калия не обесцвечиваются при добавлении бензола?
2.Почему в пробирке с бромной водой при добавлении бензола желтая окраска перешла в верхний бензольный слой, а в пробирке с перманганатом калия окрашенным остался нижний водный слой?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема: «Качественная реакция на глицерин».

Цель: закрепить знания о свойствах спиртов, умения применять их на практике.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пипетка, глицерин, дистиллированная вода, растворы сульфата меди(II), гидроксида натрия.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 9.

Опыт 1. Растворимость спиртов в воде.
В отдельные пробирки прилейте по 1-2 мл этилового и изоамилового (изопентилового) спирта. Добавьте к ним по 2-3 мл воды и взболтайте. Отметьте, что этиловый спирт полностью растворился в воде, а изоамиловый спирт отделяется при отстаивании в виде маслянистого слоя над водой.
1.В чем причина различного «поведения» спиртов в воде?
2.Почему изоамиловый спирт отслаивается над водой, а не наоборот?
3.Какие органические жидкие вещества при смешивании с водой будут отслаиваться над водой?


Опыт 2. Получение глицерата меди.
В пробирку налейте около 1 мл 10%-ного раствора сульфата меди (II) и добавьте немного 10%-ного раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди(II).
К полученному осадку добавьте по каплям глицерин. Взболтайте смесь. Отметьте превращение голубого осадка в раствор темно-синего цвета.
1.Какая реакция лежит в основе получения гидроксида меди (II)? Напишите уравнение этой реакции.
2. Почему при добавлении глицерина к осадку гидроксида меди (II) осадок растворяется? С чем
Связано интенсивное окрашивание раствора? Напишите уравнение реакции взаимодействия глицерина с гироксидом меди (II).
3.Будут ли этиловый и изоамиловый спирты реагировать с гидроксидом меди (II)?

Опыт 3. Окисление этилового спирта хромовой смесью.
В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия, 1мл 20%-ого раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени горелки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.
1.Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зеленого? Напишите уравнение реакции окисления этилового спирта.
2. Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)».

Цель: закрепить знания о химических свойствах карбоновых кислот, научиться проводить реакцию этерификации.

Оборудование и реактивы: растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия, гидроксида меди, карбоната натрия; магний, медь, оксид кальция, раствор мыла; пробирки, пробирочный штатив, индикаторная бумага или метиловый оранжевый.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 10.

Опыт 1. В пять пробирок налейте уксусной кислоты.
В 1 прилейте небольшое количество дистиллированной воды и несколько капель лакмуса.
Во 2 поместите гранулу цинка. Выделяющийся газ соберите в пустую пробирку, и проверьте его на горючесть.
В 3 поместите один шпатель оксида кальция.
В 4 поместите один шпатель гидроксида меди.
В 5 поместите кусочек мрамора. Выделяющийся газ пропустите через раствор гидроксида кальция.

Опыт 2. Проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы (на двойном развороте страницы)


Наименование опыта
Схема проведения опыта (описание действий)
Наблюдения
Объяснение наблюдений
Химические уравнения реакций









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема: «Качественные реакции на углеводы».

Цель работы: проверить знания о строении, физических и химических свойствах углеводов, продолжить умение проводить качественные реакции.

Оборудование и реактивы: медный купорос, гидрооксид натрия, мед, глюкоза (D-глюкоза), картофельный крахмал, раствор йода, вода.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 11.

Опыт 1. Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу.
В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Что наблюдается? Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»? Напишите уравнение реакции.

Опыт 2. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу.
А) В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора медного купороса. Что наблюдается?
Б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени горелки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (рис. 48). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.
1.Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди(II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции.
2.Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.

Опыт 3. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу.
А) В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора сахарозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается?
Б) В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора сахарозы в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бане в течение 5-10 мин. Затем охлажденный раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус), добавив в пробирку раствор щелочи. К полученному раствору добавьте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
1.Почему сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала»?
2.Какие процессы происходят с сахарозой при нагревании ее раствора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра дает положительный результат? Напишите уравнение реакции гидролиза сахарозы.

Опыт 4. Действие иода на крахмал.
Приготовьте крахмальный клейстер по следующей методике: в стакан с 20 мл воды, нагрейте до кипения, добавьте 2 г крахмала, хорошо размешайте образовавшуюся суспензию до образования прозрачного коллоидного раствора – крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2-3 мл охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора иода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирке. Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной реакцией на крахмал.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

Тема: «Обратимая и необратимая денатурация белка».

Цель: изучить свойства белков

Оборудование и реактивы: пробирки, пипетка, пробиркодержатель, спиртовка, спички; раствор куриного белка, птичье перо, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), концентрированная азотная кислота, раствор аммиака, раствор нитрата свинца, раствор ацетата свинца.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для всех студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 12.

Опыт 1. Цветные «реакции белков»
- Налейте в пробирку раствор куриного белка. Добавьте 5-6 капель гидроксида натрия и взболтайте содержимое пробирки. Прибавьте 5-6 капель раствора сульфата меди (II).
- В другую пробирку налейте раствор куриного белка и добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты. Затем добавьте раствор аммиака и слегка нагрейте смесь.

Опыт 2. Денатурация белка
- Подожгите птичье перо, определите запах. Сделайте вывод о распознавании белковых веществ.
- Налейте в 4 пробирки раствор белка куриного яйца.
раствор в первой пробирке нагрейте до кипения.
во вторую добавьте по каплям раствор ацетата свинца.
в третью пробирку добавьте раствор нитрата свинца. А затем прилейте избыток щелочи и встряхните.
в четвертую прилейте в 2 раза больший объем органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешайте. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

Тема: «Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ».

Цель: проверить умения решать расчетные задачи, проводить эксперименты, соблюдая технику безопасности, знания о химических свойствах органических и неорганических веществ.

Оборудование: железо, алюминий, медь, соляная кислота, гидроксид натрия, азотная кислота, этиловый спирт, серная кислота, медная спираль, спиртовка, пробирки, спички.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 13.

Осуществите практически следующие превращения:

Вариант 1





Вариант 2




Вариант 3




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

Тема: «Распознавание пластмасс и волокон».

Цель: научиться распознавать пластмассы и волокна по внешнему виду, отношению к нагреванию, характеру горения и свойствам остатка после горения.

Оборудование: спиртовка, щипцы, образцы пластмасс и волокон.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 14.

1.Выданы четыре пакетика с образцами пластмасс (без надписей).

Вариант 1
а) фенопласт;
в) полиэтилен;
б) целлулоид;
г) капрон.

Вариант 2
а) поливинилхлорид;
в) полиметилметакрилат;
б) полистирол;
г) целлулоид.

Определите по характерным свойствам, какая пластмасса находится в каждом из пакетиков.

2.Выданы четыре пакетика с образцами волокон (без надписей).

Вариант 1
а) вискозное волокно;
в) шерсть;
б) нитрон;
г) лавсан.

Вариант 2
а) хлопчатобумажное волокно;
в) ацетатное волокно;
б) хлорин;
г) капрон.

Определите по характерным свойствам, какое волокно находится в каждом из пакетиков.

Для распознавания пластмасс используйте таблицу.
Таблица 1 Свойства волокон
№ п/п
Волокно
Характер горения
Действие растворов (при комнатной температуре)*




HNO3,
· = 1,4
H2SO4,
· = 1,84
NaOH, 10%-ный р-р

1
Вискозное
Горит быстро, запах жженой бумаги. После горения остаются следы золы
Растворяется, образуя бесцветный раствор
Растворяется, образуя красно-кирпичный раствор
Сильно набухает и растворяется. Омыляется

2
Ацетатное
Горит быстро, образуя нехрупкий спекшийся шарик темно-бурого цвета
Растворяется
Растворяется
Образуется желтоватый оттенок

3
Хлопчато-бумажное
Горит быстро, запах жженой бумаги. После горения остается серый пепел
Растворяется
Растворяется
Растворяется. Набухает не растворяясь

4
Шерсть, натуральный шелк
Горят медленно, запах жженых перьев. После горения остается хрупкий шарик черного цвета, растирающийся в порошок
Набухают и окрашиваются в желтый цвет
Разрушаются
Растворяются

5
Капрон
Плавится, образуя твердый блестящий шарик темного цвета, распространение неприятного запаха
Растворяется, образуя бесцветный раствор
Растворяется, образуя бесцветный раствор
Не растворяется

6
Лавсан
Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика
Не растворяется**
Растворяется
Не растворяется

7
Нитрон
Горит, образуя темный рыхлый неблестящий шарик
Не растворяется**
Растворяется
Не растворяется (при кипячении краснеет)

8
Хлорин
Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик. Вне пламени не горит
Не растворяется
Не растворяется
Не растворяется



*Действие на волокна азотной и серной кислот демонстрирует преподаватель.
**Лавсан и нитрон растворяются в дымящейся азотной кислоте.





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

Тема: «Решение экспериментальных задач по органической химии».

Цель: проверить знания о свойствах органических веществ, умения применять их для определения веществ.

Оборудование: водные растворы этанола, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина, фенола, фенолята натрия, этилата натрия, ацетата натрия, карбоната натрия, белка; растительное масло, машинное масло, полученное из нефти, сахарный сироп.

Ход занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов для студентов.
Выполнение работы по инструкционной карточке.
Оформление отчета о проделанной работе.
Вывод по работе.

Инструкционная карта практической работы № 15.

Опыт 1. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы:
а) этанола;
в) глюкозы;
б) уксусной кислоты;
г) глицерина.

Опыт 2. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы:
а) фенола;
в) формальдегида;
б) глицерина;
г) глюкозы.

Опыт 3. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находится:
а) глицерин;
в) машинное масло;
б) растительное масло;
г) сахарный сироп.

Опыт 4. Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся водные растворы:
а) фенолята натрия;
в) ацетата натрия;
б) этилата натрия;
г) карбоната натрия.

Опыт 5. Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся растворы:
а) мыла;
б) белка;
в) соды.

Опыт 6. Используя одну и ту же реакцию, но разные условия ее протекания, распознайте, в какой из трех пробирок находятся растворы:
а) глицерина;
б) формалина;
в) белка.







РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

Цель: изучить строение растительной и животной клеток, рассмотреть основные части клетки.

Оборудование: луковица, микропрепарат «Кожица лука», микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, раствор йода, стакан с водой, микропрепарат «Животная клетка».

Ход работы:
Задание 1. Возьмите дольку луковицы и отделите мясистую чешую. Снимите тонкую пленку, покрывающую чешую с внутренней стороны (кожицу) и положите на предметное стекло.

Задание 2. Набрать пипеткой раствор йода, нанести каплю на кожицу, накрыть предметным стеклом и рассмотреть микропрепарат под микроскопом.

Задание 3. Запишите части и органоиды растительной клетки, увиденные вами на микропрепарате.

Задание 4. Зарисуйте несколько клеток в тетрадь. На рисунке обозначьте: клеточную стенку, цитоплазму, ядро, вакуоли.

Задание 5. Рассмотрите готовый препарат «Животная клетка».

Задание 6. Запишите части и органоиды животной клетки, которые вы увидели.

Задание 7. Зарисуйте клетки в тетрадь. Подпишите части и органоиды животной клетки: плазматическую мембрану, цитоплазму, ядро.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: кожица лука, предметное стекло, микроскоп, насыщенный раствор поваренной соли, стакан с водой, фильтровальная бумага.

Ход работы:
Задание 1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука.

Задание 2. Нанести на один край предметного стекла каплю 10% хлорида натрия, а с противоположной стороны положить полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды.

Задание 3. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках при большом увеличении. Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду. Объем цитоплазмы при этом уменьшится, и она начнет отходить от клеточных стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара. Это явление называется плазмолизом. Если затем капнуть на предметное стекло дистиллированную воду, она начнет поступать в цитоплазму, которая в результате займет прежний объем, Это явление называется деплазмолизом.

Задание 4. Зарисовать в тетрадь явление плазмолиза.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений».

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы:
Задание 1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

Задание 2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

Задание 3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

Задание 4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Решение цитологических задач».

Цель: углубить знания студентов об особенностях механизма реализации наследственной информации на конкретных примерах.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Решение задач:
Задача 1. Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированном в этом участке гена.

Задача 2. Фрагмент молекулы белка содержит аминокислоты: аспарагиновая кислота- аланин-метионин-валин. Определите:
А) какова структура участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот
Б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом участке гена (в двух цепях)
В) длину этого участка гена.

Задача 3. Молекулярная масса белка Х равна 50.тыс. дальтонов (50кДа). Определите длину соответствующего гена.
Примечание. Среднюю молекулярную массу одной аминокислоты можно принять равной 100Да, а одного нуклеотида - 345 Да.

Задача 4. Фрагмент молекулы белка миоглобина содержит аминокислоты, расположенные в следующем порядке: Валин аланин глутаминовая кислота тирозин – серин – глутамин. Какова структура участка молекулы ДНК, кодирующего эту последователь- ность аминокислот?

Задача 5. Дана последовательность нуклеотидов участка гена: А-А-Т-Т-Т-Г-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц-А-А. Последовательность каких аминокислот закодирована в этом участке?

Задача 6. Дана цепь ДНК: Ц-Т-А-Т-А-Г-Т-А-А-Ц-Ц-А-А. Определите: а) первичную структуру белка, закодированного в этой цепи; 6) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене; г) первичную структуру белка, синтезируемого после выпадения девятого нуклеотида в этой цепи ДНК.

Задача 7. Одна из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: АГТАЦЦГАТАЦТЦГАТТТАЦГ Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?

Задача 8. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся путем самокопирования цепочки: ЦАЦЦГТАЦАГААТЦГЦТГАТ

Задача 9. В лаборатории исследован участок одной из цепочек молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Оказалось, что он состоит из 20 мономеров, которые расположены в такой последовательности: ГТГТААЦГАЦЦГАТАЦТГТА. Что можно сказать о строении соответствующего участка второй Цепочки той же молекулы ДНК?

Задача 10. Большая из двух цепей белка инсулина (так называемая Цепь В) начинается со следующих аминокислот: фенилаланин-валин-аспарагинглутаминовая кислотагистидинлейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке (используя код наследственности).

Задача 11. Цепочка аминокислот белка рибонуклеазы имеет следующее начало: лизинглутаминтреонинАланиналаниналанин- лизин С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?

Задача 12. Какой последовательностью нуклеотидов ДНК кодируется участок белка, если он имеет следующее строение: пролин -валин –аргининпролинлейцинВалинаргинин?

Задача 13. Меньшая цепочка мономеров в молекуле инсулина (так называемая цепь А) заканчивается такими аминокислотами: лейцинтирозинаспарагинтирозинцистеинаспарагин. Какой последовательностью нуклеотидов ДНК заканчивается соответствующий ген?

Задача 14. Какая последовательность аминокислот кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ЦЦТАГТГТГААЦЦАГ и какой станет последовательность аминокислот, если между шестым и седьмым нуклеотидами вставить Тимин?

Задача 15. Назовите последовательные мономеры участка молекулы белка, который синтезируется на основе информации, «записанной» в молекуле ДНК таким порядком нуклеотидов: ТЦТЦЦЦАААААГАТА Как отразится на строении белка удаление из молекулы ДНК пятого нуклеотида?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».

Цели: научиться составлять схемы и решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Оборудование: учебник, инструкции, справочные материалы.

Решение задач:

Моногибридное скрещивание.
Задача 1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача 2. Ген фертильности (в данном случае способности пыльцы к оплодотворению) метелки кукурузы доминирует над геном стерильности (в данном случае одного из видов стерильности, который называют «ядерным»; стерильность, обусловленная другими причинами, наследуется иначе). Какая пыльца будет у кукурузы, полученной от скрещивания гомозиготных растений с фертильными метелками и растений со стерильными метелками? Что получится от скрещивания между собой таких гибридов? Какой результат даст возвратное скрещивание растений с родительской формой, имеющей метелки со стерильной пыльцой?

Задача 3. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. От этого брака родился кареглазый ребёнок. Каков генотип ребенка?

Задача 4. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача 5. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца черные. Единственный ребенок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?

Неполное доминирование.
Задача 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. Oт брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые .

Задача 2. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным гeном неполного доминирования, а гнедая – рецессивным геном. Будут ли среди потомства этих лошадей золотисто-желтые жеребята? Какова вероятность появления таких жеребят?

Задача 3. Если у пшеницы ген, определяющий малую длину колоса, не полностью доминирует над геном, ответственным за возникновение колоса большой длины, то какой длины могут появиться при скрещивании двух растении, имеющих колосья средней длины?

Дигибридное скрещивание.
Задача 1. Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии) и ген, контролирующий наличие веснушек, доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с нормальным количеством пальцев на руках (с пятью пальцами) и с мило разбросанными веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после перенесенной в детстве операции по удалению лишнего (шестого) пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в настоящее время. В этой семье имеется единственный ребенок: пятипалый, как мать, и без веснушек, как отец. Высчитайте, какова была вероятность у этих родителей произвести на свет именно такого ребенка.

Задача 2. Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Задача 3. Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления дигомозиготных красноплодных растений нормального роста, пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов?

Задача 4. У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) – над гладким подбородком. У мужчины – несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины – свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком.
А) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
В) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Г) Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и гладким подбородком?
Д) Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой но подбородке?
В) Какова вероятность того, что в этой семье два раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?
Ж) Какова вероятность того, что в этой семье четыре раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?

Задача 5. У дурмана красная окраска цветков (А) доминирует над белой, а шиповатые семенные коробочки (В) – над гладкими. Скрещивали гетерозиготные растения и получили 64 потомка.
А) Сколько типов гамет есть у каждого родительского растения?
Б) Сколько разных генотипов образуется при таком скрещивании?
В) Сколько получится растений с красными цветками?
г) Сколько получится растений с белыми цветками и шиповатыми семенными коробочками?
д) Сколько разных генотипов будет среди растений с красными цветками и гладкими семенными коробочками?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Решение задач на сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов».

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, сцепленные с полом.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Решение задач:
Задача 1. Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки?
Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевая, рецессивный ген Х-хромосомы.

Задача 2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?
Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.

Задача 3. Известно, что ген гемофилии (несвертываемоеть крови) - рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)? Используйте при решении этой задачи весьма распространенную форму изображения половых хромосом: Х-хромосома тире (-); У-хромосома полустрелка (ч).

Задача 4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипёртрихоз (оволосение края мочки уха), один из немногих рецессивных генов, локализованных в У-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный шанс появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? Девочек?

Задача 5. Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого по меньшей мере странного «перепончатого» семейства: мальчики? Девочки?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: «Составление родословных и их анализ».

Цель: на конкретных примерах показать, как составляются родословные, научить анализировать их.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:
Задача 1. Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно: бабушка больна, дед здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Составьте родословную семьи, отметьте проявление признака заболевания ночной слепоты. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда. Задача 2. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было ещё две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и брат левши и сестра, и брат правши. Дед по линии отца правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны матери и отца нормально владели правой рукой. Составьте родословную семьи, отметьте в ней проявление признака леворукости. Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.

Задача 3. У человека косолапость (Р) доминирует над нормальным строением стопы (Р) а нормальный обмен углеводов (О) над сахарным диабетом. Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен веществ, вышла замуж за косолапого мужчину. От этого брака родилось двое детей, у одного из которых развилась косолапость, а у другого сахарный диабет. Определить генотип родителей по фенотипу их детей. Какие фенотипы и генотипы детей возможны в этой семье?

Задача 4. Составьте родословную своей семьи (например, наследование цвета глаз) в трёх поколениях.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: «Изменчивость, построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные обучающихся)».

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение
строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту), линейка или сантиметр.

Ход работы:
Задание 1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

Задание 2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие редко.

Задание 3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

Задание 4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Тема: «Описание особей по морфологическому критерию (на примере комнатных растений)».

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы:
Рассмотрите растения двух видов одного рода. Запишите их названия. Охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения.
Составьте морфологическую характеристику растений каждого вида.
Сравните растения рассматриваемых видов. Выявите черты сходства и различия.
Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки
Названия изучаемых видов
Сравнение признаков



сходство
различия

1. Стебель:
- высота
- форма
- тип стебля




2. Тип корневой системы:




3. Лист:
- форма листовой пластинки
- жилкование
- окраска
- простой или сложный
- листорасположение




4. Цветок:
- формула
- описание




5. Плод:
- сочный или сухой
- одно или многосемянной
- способ распространения
- название плода




6. Семена:
- форма
- величина
- окраска
- количество





Вывод: чем объясняется сходство и различия в строении рассматриваемых вами растений.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Тема: «Изучение способов адаптации организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: коллекции плодов и семян, комнатные растения, гербарии растений засушливых мест, чучела птиц, фотографии, открытки с изображением птиц и животных.

Ход работы:
Задание 1. Определите по внешнему виду среду обитания предложенного вам для рассматривания растения или животного.

Задание 2. Выявите у рассматриваемого вами организма как можно больше черт приспособленности к среде обитания.
Задание 3. Из выявленных вами приспособлений обоснуйте относительный характер одного приспособления.

Задание 4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособленности, которую вы рассматривали в предыдущем пункте.

Задание 5. Вывод: о значении приспособленностей в жизни организмов разных видов.

Задание 6. Результаты исследований занесите в таблицу:
Название организма
Среда обитания
Место обитания
Черты приспособленности к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведение
Биологическая роль адаптаций
Относительный характер








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Цель: определить причины и степени воздействия деятельности человека на экосистемы.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

Задание 1. Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 18 лет?

Задание 2. О чем это говорит?

Задание 3. Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?

Диаграмма 1«Исследование состояния дубравы».

.








p
j
im
v
g1
g2
g3
s
среднее число особей

0
0
7
16
4
36
21
4
11


Обозначения:
p – проростки (с 2 семядолями)
j – ювенильные растения (одноостные побеги)
im – имматурные растения (ветвящиеся)
v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)
g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)
g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)
g3– старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)
s – сенильные растения(мертвеющие побеги без цветения).

Диаграмма 2:«Исследование состояния дубравы».










p
j
im
v
g1
g2
g3
s
среднее число особей

0
0
0
0
6
19
7
7
4,9

Задание 1. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы и к чему он приведет?

Задание 2. Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.

Задание 3. Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Цель: научиться составлять схемы передачи вещества и энергии в природных экосистемах.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:
Задание 1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:


Задание 2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

Задание 3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Задание 4. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:
Задание 1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

Задание 2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

Задание 3. Рассмотрите природное сообщество - луг и искусственно созданную систему - поле, выявите черты сходства и различия.
Рисунок1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 2



Задание 4. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»:
Признаки сравнения
Поле
Луг

Способы регуляции



Видовое разнообразие



Плотность видовых популяций



Источники энергии и их использование



Продуктивность



Круговорот веществ и энергии



Способность выдерживать изменения среды




Задание 5. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема: «Решение экологических задач».

Цель: Изучить способы решения простейшие экологические задачи.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.
Решение задач:

Задача 1. В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука и плотва. В соседнем, изолированном от первого водоёма, обитает окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?

Задача 2. В нижнем течении р. Лены самки якутского осетра начинают размножаться в 15-летнем возрасте, достигнув 70- сантиметровой длины тела. Осётр в возрасте 34 года имел массу 34 кг и длину – 182 см.
На реке Алдан самки этого же осетра мечут икру в 12 лет при длине всего в 58 см. Промысловая мера (минимальный размер особи, разрешённой к вылову) составляет 62 см. Что произойдёт с алданской и ленской популяциями, если в результате интенсивного промысла станут вылавливать всех особей, начиная с разрешённых размеров?

Задача 3. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками.
Как оценить численность популяции?
Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?

Задача 4. У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет.
Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные.
Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?

Задача 5. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

Задача 6. Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?

Задача 7. Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт

Задача 8.Подсчитайте, какую площадь земельных угодий придется занять под строительство дороги с твердым покрытием протяженностью
а) 1 км
б) 10 км
в) 100км.
если известно, что ширина полосы «отчуждения» равна 50 м?
Какую площадь займет полоса отчуждения шоссе Саратов-Москва протяженностью 880км?

Задача 9. На территории площадью 100 км ежегодно производи ли частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника;
в) через 15 лет после создания заповедника.
Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

Задача 10. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%.
Определите: численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.

Задача 11. Используя материал предыдущего задания, постройте график роста осенней численности соболей на территории 20 км за 4 года (на оси абсцисс откладывайте время в годах, на оси ординат численность). Отношение родившихся и погибших самцов и самок условно принимайте как 1:1. Показатель смертности, начиная со второго года, составил 20%.
Как вы думаете, будет ли на самом деле через 4 года численность соболей на этой территории такой, которая соответствует рас четной?
Какие внутрипопуляционные процессы будут способствовать стабилизации численности соболей?

Задача 12. В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их помети ли и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками.
Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченые в первый раз зверьки равно мерно распределились по лесу.

Задача 13. Многие животные (вороны, синицы, волки) летом живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем это связано.

Задача 14. Чем объяснить то, что, если в борьбе двух (небойцовых) собак одна подставит незащищенную шею, другая не станет за нее хватать, в то время как в борьбе рыси и собаки такое поведение окажется роковым для подставившей шею собаки?

Задача 15. Определите, какую этологическую структуру популяции (А одиночный образ жизни; Б семья; В стая; Г стадо; Д колония) имеют следующие организмы:
1) паук-крестовик; 2) жук жужелица; 3) лошадь; 4) кораллы; 5) щука; 6) термит; 7)бобр; 8) павиан; 9)сельдь; 10)ворона; 11) ласточка-береговушка; 12) олень;13) зебра; 14) чайка; 15) журавль; 16) грач; 17) пингвин; 18) гиена; 19) сурок; 20) лев; 21) волк.
Некоторые виды могут в разные периоды жизни формировать разные этологические структуры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.
Ход работы:
Задание 1. Прочитать текст «Глобальные экологические проблемы» на стр.274-282 учебника.

Задание 2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы
Причины
Пути решения экологических проблем






Задание 3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?







































4. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Студент должен выполнить лабораторную или практическую работу в соответствии с полученным заданием.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для лабораторных и практических работ.
Если студент не выполнил лабораторную или практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу во внеурочное время, согласовав с преподавателем.
Оценку по лабораторной или практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
работа выполнена правильно и в полном объеме;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.





































5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:
задача не решена.


Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:
задача не решена.




Оценка умений выполнять лабораторную или практическую работу

Отметка «5» ставится в том случае, если студент:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все задания, таблицы и сделал необходимые выводы.

Отметка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
было допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
было допущено не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью:
в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок;
работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет оценить базовый уровень усвоения знаний.

Отметка «2» ставится в том случае, если:
работа выполнена не полностью, и объем выполненной части не позволяет оценить уровень усвоения знаний и умений;
в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».






























6. ЛИТЕРАТУРА

Основной источник:
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. 7-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. 7-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009

Дополнительные источники:
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
Каменская А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005


















13PAGE \* MERGEFORMAT144015



13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415



Изображение 002Рисунок 2Изображение 002.jpgИзображение 004Рисунок 4Изображение 004.jpgИзображение 005Рисунок 1Изображение 005.jpg