Совершенствование процессов преподавания и обучения через реализацию подхода Lesson Study


Совершенствование процессов преподавания и обучения через реализацию подхода
Lesson StudyОчень важным аспектом работы по развитию профессионализма учителей является Lesson Study, представляющий собой подход для исследования класса в целях усовершенствования школьной практики. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.
В целях улучшения и развития  качества образования было решено использовать в «ГУ Антоновская основная школа» подход Lesson Study, была сформирована фокус- группа в составе 4 человек. Фокус-группа, выбрав тему исследования, определила для себя основные цели обучения.
  Тема исследования «ИКТ как средство повышения мотивации учащихся в процессе преподавания и обучения».
Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности; создание постоянно работающей в команде творческой  фокус-группы  с подходом Lesson study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.
Цель проведения  Lesson Study – увидеть обучение учеников в реальности; обратить внимание на проблемы детей существующие в классе и обучении; выяснить и понять как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников.
На 1-ой встрече Lesson Study  учителя решили, что выберут трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. В дальнейшем уделяя внимание на обучении и развитии  именно этих трех представителей  учащихся. Уроки в исследуемом классе проводила сертифицированный учитель казахского языка 3уровня Кушербаева Э.Ж. В ходе исследования было проведено 3 урока. На уроках казахского языка была создана коллаборативная среда.
1-й исследовательский урок казахского языка в 7  классе был на тему «Мое увлечение».
При планировании уроков нашей задачей было построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, на что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?
Итак, за этими учениками и за классом в целом вели наблюдение сертифицированные учителя 1 уровня-Дубовец Т.Н.,Третьяк В.К. и сертифицированный учитель 2 уровня Шевченко Н.В.
Задания к уроку были подобраны таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, заставляющие учащихся проводить ассоциации, делиться друг с другом знаниями, а также творческие задания на развитие речи учащихся.
Во время исследования проводилась видеосъемка урока, а после уроков рефлексия , анкетирование учащихся о проведенных уроках, где они сами оценивали занятие.
Фокус-группа отметила, что применение модуля «Информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» активизирует учащихся, влияет на развитие знаний, умений  на уроках казахского языка. Работа с проектами на третьем итоговом уроке, дала возможность раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка. Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.
Тамара Дубовец , учитель английского языка
Антоновская основная школа
Денисовский район