Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка в условиях ФГОС


Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка в условиях ФГОС
Автор: Назаренко Елена Анатольевна
Учитель английского языка МБОУ
«СОШ №34» г.Симферополя
В последние годы к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Знание, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очень актуально. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с социально - политической и экономической обстановкой в различных структурах общества постоянно происходят какие-то изменения, в том числе и в образовании. На сегодняшний день определены основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта системно  - деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и  непрерывному образованию. В связи с этим возрастает значимость предмета «Английский язык».
Термин «языковая компетенция», который ввёл американский лингвист Н. Хомский примерно в середине XX в., обозначает способность понимать и выдавать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке.
Однако, понятие языковой компетенции обширное и исследования в этой области еще не закончены, но тем не менее именно это понятие отражает конечную цель изучения языка.
Языковая компетенция это знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Поэтому, компетенция для ученика — это образ его будущего освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.
Следовательно, задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы идти по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни.
На уроках иностранного языка, как уже ранее говорилось, необходимо стремиться к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности:  аудирование, говорение, чтение, письмо. Для этого следует прослушивать аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием), просматривать отрывки фильмов, мультфильмов; читать аутентичные тексты различной направленности, переводить тексты различные по содержанию, составлять резюме, заявки, диалоги с учетом разнообразных ситуаций, заполнять анкеты, писать эссе; трансформировать тексты, создавать лексические базы, изучать новую лексику, переводить статьи, выполнять грамматические упражнения. Кроме того, стоит учитывать индивидуальный и дифференцированный подходы, предлагать обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользоваться нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Если учащийся обладает языковой компетенцией, то он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.
Подводя итог, можно сказать, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. А это означает, что хорошо обучены, обладают познаниями и опытом, способны самосовершенствоваться далее.
ЛИТЕРАТУРА
1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.2. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. – ИЯШ. №1. 1985. 10-14 с.
3.Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе №5 2000г.