Научная работа Интеллектуальные игры как ср-во развития одарённости у МШ


Интеллектуальные игры как средство развития одарённости детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование развития одарённости детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр
1.1 Сущностная характеристика понятия «одаренность» в психолого – педагогической литературе (раскрыть понятия одаренность, одаренные дети, способность; виды, признаки одаренности)
1.2 Особенности развития одаренности у детей младшего школьного возраста (факторы, влияющие на развитие одаренности)
1.3 Интеллектуальные игры как средство развития одарённости детей младшего школьного возраста.
Выводы по 1 главе.
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по развитию одарённости у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
2.1 Диагностика уровня развития одарённости детей младшего школьного возраста.
2.2. Выявления условий развития одаренности средствами интеллектуальных игр.
2.3. Методические рекомендации по развитию одарённости у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
2.4 Динамика уровня развития одарённости у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
………….
Противоречие между образовательной государственной политикой, диктующей развивать и всячески поддерживать творческие и интеллектуальные, лидерские способности подрастающего поколения, (создание комплекса молодых ученых «Сколково») и реальной образовательной картиной в образовательных учреждениях, которая направлена на формирование учебных универсальных действий, а не на поддержание раскрытие творческого потенциала каждого учащегося. Проблема в том, что в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания раскрытию и поддержанию различных видов одаренности среди детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить влияние интеллектуальных игр на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по пониманию одаренности и одаренные дети в младшем школьном возрасте.
Раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
Изучить характерные особенности детей младшего школьного возраста, имеющих одаренность и выявить условия её развития.
Разработать систему диагностических заданий по выявлению различных видов одаренности у младших школьников, апробировать их в работе с детьми.
Разработать методические рекомендации по развитию одаренности у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
Выявить возможную динамику развития одаренности у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие одаренности у детей младшего школьного возраста будет способствовать соблюдении ряда условий:
грамотный подбор содержания интеллектуальных игр для младших школьников, и рациональное включение их в урочную и внеурочную деятельность для развития интеллектуальных, творческих, лидерских способностей.
заинтересованность педагогов образовательного учреждения и семьи в развитии одаренности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития одаренности у детей младшего школьного возраста посредством интеллектуальных игр.
Предмет исследования: интеллектуальные игры, обеспечивающие развитие одаренности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: беседа; анкетирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологическая основа исследования:
Практическая значимость в том, что работа доказывает необходимость применения интеллектуальных игр для развития различных видов одаренности (способностей) у детей младшего школьного возраста.
Исследовательская работа проводилась на базе ГБОУ школе – интернате № 58, во 2 классе «А», с детьми 8 – 9 летнего возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР
Сущностная характеристика понятия «одаренность» в психолого – педагогической литературе
В современной психолого-педагогической литературе понятие «одаренность» претерпело изменение за последние десятилетия.
Понятие «одаренный» в большинстве случаев было применимо ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Позже его стали применять к детям, которые имели исключительные успехи в обучении, то есть за основу бралось их интеллектуальное развитие. Кроме того, к категории одаренных детей попали и те, которые имели высокие показатели по тестам интеллекта. Но, как показывает практика, показатели IQ не всегда гарантируют карьерные или творческие достижения наоборот же дети с более скромными показатели IQ чаще попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Такие метаболизмы заставляют исследователей и практиков обращаться вновь и вновь к сущностной характеристике и содержанию понятия «одаренность» и многогранности её проявления в жизни. Так, одаренность стали определять как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
При этом американские ученые и специалисты признают за определением одаренность следующее трактование - «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
общие интеллектуальные способности;
конкретные академические способности;
творческое, или продуктивное, мышление;
лидерские способности;
художественные и исполнительские искусства;
психомоторные способности.
Если мы обратимся к БСЭ и толковым словарям Ожегова С.И, то резюмируя можно сказать, что за рассмотрением понятия «одаренность» характеризуется (предполагается) как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности
Среди определений «одаренности» среди психологов, нам представляется наиболее удачными следующих авторов Л.С.Выготского, Д.Б. Богоявленской, А.М.Матюшкина, М.И.Еникеева, Н.С.Лейтеса и др., которые определили одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, который развивается, прогрессирует в соответствующей деятельности. При её отсутствии компонент регрессирует, деградирует.
В своей работе мы будем опираться на следующее определение одарённости: одарённость – это компонент способностей, развивающееся в течение всей жизни, которое определяет возможность достижения человеком незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Ученые и практики выделяют следующие виды одарённости:
a) художественная одаренность;
Такой вид одаренности развивается и поддерживается в специальных школах, кружках, секциях. Он подразумевает отличительные достижения в области музыки, скульптуре, живописи, актёрская игра. Но присутствует большая проблема – это отрицание, неуважение, непонимание обычной школы этих способностей. Одарённым детям часто не хватает времени на общеобразовательные предметы, так как особое внимание они уделяют выбранной деятельности. Исходя из этого, происходят конфликтные ситуации между учеником и школой.
б) интеллектуальная одаренность;
Интеллектуальная одарённость подразумевает быстрое овладение основными знаниями, легким запоминанием, анализом и сохранением информации. Такие способности анализа и синтеза информации позволят им успевать в разнообразных деятельностях.
Показывая высокие результаты в математике или иностранном языке, физике или биологии по легкости, глубине, быстроте продвижения одаренные в этом отношении дети могут иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Такая выраженная избирательность в овладении той или иной относительно узкой образовательной областью часто создает недовольство со стороны родителей и учителей тем, что ребенок неодинаково хорошо учится по другим предметам. Тем самым ребенок лишается поддержки с их стороны и возможности для развития своей одаренности, так как и родители, и педагоги просто отказываются её признавать.
Психолог В. А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом
одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты:
1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
2. Переработка математической информации. В нее входят: а) способность к логическому мышлению. В сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить математическими символами; б) способность к быстрому им широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; в) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений; е) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратных ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).
3. Хранение математической информации. Математическая память – обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.
4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.
При наличии такой одаренности школьники имеют хорошую успеваемость по точным наукам, но и плохую по остальным предметам, которые воспринимаются не важно.
в) творческая одаренность.
Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности [7;с.29].
г) лидерская одаренность (социальная одаренность)
Понятие социальной одаренности включает в себя исключительную способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. При этом в структуре социальной одаренности выделяют следующие элементы: социальную перцепцию, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.
Учёными, в том числе Д.Б. Богоявленской выделяют следующие критерии одаренности, мы остановимся на некоторых из них:
- вид деятельности и сферы психики;
- степень сформированности;
- форма проявлений;
Рассмотрим критерий «вид деятельности и сфера психики».
Проявление этого критерия одаренности сопряжено с основными видами деятельности (художественно – эстетической, теоретической, практической, духовно – ценностной, коммуникативной и т.д.) и отражает степень участия индивида и качества определенных уровней его психической организации. Сферы психики включают в себя интеллектуальную, мотивационно-волевую, эмоциональную. В каждой сфере выделяются уровни психической организации. В интеллектуальной сфере –это сенсомоторный, понятийно-логический, пространственно-визуальный уровни. В мотивационно-волевой сфере — уровни побуждения и постановки целей. И наконец, в эмоциональной сфере выделяются уровни эмоциональной реакции и эмоционального переживания [2;с.12].
В практической деятельности выделяется спортивную одаренность, организационную, одарённость в каких – либо занятиях. В художественно-эстетической деятельности — изобразительную литературно-поэтическую, сценическую, музыкальную, хореографическую одаренность. В познавательной деятельности можно выделить интеллектуальную одаренность (в области точных, естественных или гуманитарных наук и т.д.). В духовно-ценностной деятельности — одаренность, проявляющая в создании новых духовных ценностей. В коммуникативной деятельности — аттрактивную и лидерскую одаренность.
В каждый вид одаренности входит активизация всех уровней психической организации, происходит преобладание уровня, который более значим для данного вида деятельности. Так, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом лидируют либо эмоционально-экспрессивные, либо сенсомоторные качества.
Рассматриваемая классификация является наиболее важной в рамках понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности.
Д.Б. Богоявленская утверждает, что выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет понять одаренность как системное качество, а не количество. Одаренность выступает как проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности носит уникальный характер, потому что отдельные компоненты одаренности у разных людей могут быть выражены в разной степени. Яркое проявление одаренности доказывает наличие высоких, неординарных способностей по набору компонентов, которых требует деятельность, а также об интенсивности объединённых процессов «внутри» субъекта, которые вовлекают в его личностную сферу [2,с.19].
По критерию «степень сформированности одаренности» можно различить: актуальную одаренность и потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития. Они проявляются на более высоком уровне выполнения деятельности в какой – то конкретной области по сравнению с возрастной нормой.
В особую категорию актуально одаренных детей входят талантливые дети, чьи достижения отвечают требованию социальной значимости.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет только потенциал для высоких достижений в разных видах деятельности, но не может реализовать свои возможности в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может быть затруднено проблемами в семье, недостаточной мотивацией, дефицитом образовательной среды и т. д.).Выявление одаренности происходит при помощи диагностических методов. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Критерий «форма проявления» можно рассматривать с позиций явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность – это когда достижения ребенка настолько очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность, наоборот, не замечается окружающими. Большая опасность неверных заключений в отсутствии одаренности такого ребенка. Причины стоит рассматривать в специфике семейных отношений, социокультурной среде, во взаимодействии с окружающими.
К явной одарённости относится понятие вундеркинд. Вундеркинд— это ребенок дошкольного, младшего школьного возраста с блестящей успеваемостью в каком - то определённой сфере деятельности — поэзии, математике, музыке, пении, рисовании, и т. д. Вундеркинд это ребёнок уже с явными незауряднымими способностями [17;с. 49].
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Классическими примерами стали сведения о достижениях 3-летнего В.А. Моцарта, 4-х летнего Й. Гайдна, 5-летнего Ф. Мендельсона. Чуть позже одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства тому свидетельства – у Ван Дейка – в 10 лет, у Микеланджело – в 13 лет. Приблизительно в этот же возрастной период проявляются и математические дарования (Лейбниц – 15 лет). Любой случай детской одарённости может быть объяснён с помощью данных критериев видов одаренности [14;с.21-22].
Для понимания сущности одаренности детей младшего школьного возраста необходимо рассмотреть и её признаки.
Д.Б.Богоявленская утверждает, что признаки одарённости могут проявляться в фактической деятельности ребенка и выявляются только при помощи наблюдений. Признаки одаренности включают в себя две линии поведения: мотивационная и инструментальная. Инструментальная линия показывает – какие способы поведения используются при выбранной деятельности, а мотивационная выражает отношение к выбранной деятельности.
Инструментальная линия поведения имеет особые формы деятельности, такие как: особенно быстрое усвоение и необычайная успешность в выбранной деятельности; предложение и использование новых, собственных способов при решении поставленных задач
Знания, которые имеются у одаренного ребенка, имеют специфику быстрого схватывания и усвоения, а также синтеза и анализа. Наиболее ярко выражено в доминирующей деятельности.
Мотивационная линия поведения имеет следующие признаки:
1) наличие повышенной чувствительности к звукам, цвету, растениям, техническим устройствам, знакам, а также к различным формам активности у ребёнка (познавательной активности, художественно-эстетической, физической), которая сопровождается переживанием и чувством удовольствия.
2) Ярко выраженная повышенная познавательная активность, которая выражается в любознательности.
3)Выраженные интерес и увлечённость к выбранному виду деятельности.
4) Отрицание и непринятие обычных схем решений.
5) Очень высокая требовательность к своему труду, уровню знаний.
Стоит заметить, что поведение одаренных детей не всегда точно соответствуют вышеперечисленным признакам. Поведение может быть противоречивым в зависимости от социума, где находится ребёнок, а также от предметного содержания доминирующей деятельности. Однако, наличие даже одного из признаков одарённости детей нельзя оставлять без внимания, требуется работа со специалистом.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить качественный и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику и особенности психических возможностей человека, а количественные характеристики позволяют определить степень их выраженности.
Существуют два типа развития одарённости: гармоничный и дисгармоничный. Рассмотрим гармоничный тип развития: он соответствует процессу становления позиции субъекта деятельности.
Отличительная характеристика детей с гармоничным типом развития это стремление к творческой деятельности. Такие одарённые дети отказываются от обычных традиционных методов обучения. Они мыслят нестандартно, не ограничиваются требованиями, которые присутствуют в задании, предлагают свои способы решения. Также проявляют повышенную самостоятельность в обучении. В процессе обучения педагоги ошибочно принимают за одаренность как раз самостоятельность ученика. Активное вмешательство со стороны учителей и гиперопека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения, иногда даже привести к потере мотивации освоению нового материала и самостоятельности.
Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы они хотели бы изучать углубленно или ускоренно. В современной педагогике существуют инновационные разработки, которые позволяют ребенку самому планировать собственное обучение. Подобное обучение требует специальную форму взаимодействия со взрослыми (ребенок нуждается во взрослых наставниках, при этом предъявляет особые требования к уровню знаний и к способу взаимодействия с ним).
Как говорилось ранее, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, любознательность, сильная увлеченность любимым делом, а также наличие хорошо выраженной внутренней мотивации. Частым явлением становится необычная направленность познавательной мотивации: только лишь в определённых областях знаниях, в которых дети сильны, где хорошо проявляются их ведущие способности наблюдается высокий уровень мотивации. В других областях в которых он менее заинтересован, может игнорировать, показывая тем самым, что некоторые школьные предметы «ненужные». Часто именно на этой почве происходят конфликты между учеником и учителем.
Наиболее характерная черта мотивационной сферы одаренных детей это система нестандартных вопросов, которыми они, в буквальном смысле, «закидывают» родителей и учителей. Таких сложных вопросов много. Порой, учителя не могут ответить на них. Д.Б. Богоявленская предлагает создать новые педагогические технологии, которые помогут одарённым детям самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы при помощи интернета или высоко квалифицированных специалистов.
Для огромной части одаренных детей характерен перфекционизм (стремление к совершенству). Одаренный ребенок стремится к получению новых знаний, которые вызывают у него чувство удовлетворённости и радости. Устойчивая высокая самооценка это отличительная характеристика одаренного ребенка. В противоречье к этому, его самооценка может колебаться. Это и есть условие развития личности и способностей одарённого ребёнка. Отсюда следует, что такого ребёнка постоянно хвалить не следует. Его можно иногда мотивировать и стимулировать.
Развитию одаренности детей нередко способствуют семейные интересы. Практически каждая семья имеет у себя в запасе игры и разного вида деятельность для развития интеллекта. Очень часто родителей с детьми объединяют общие интересы, на основе которых возникают дружеские отношения между ними. Отношение к школьному обучению у родителей адекватная. Они ценят больше уровень знания своего ребёнка, чем отметки [4;с.57].
Взаимоотношения детей с гармоничным типом развития со сверстниками и педагогами
Группа одаренных детей характеризуется высокой адаптацией к школьному обучению и к разнообразному коллективу учащихся. Одноклассники относятся к одаренным детям с огромным уважением и почётом. Они пользуются популярностью благодаря успешной учёбе и своей многогранности.
Но и наряду с положительными моментами, могут возникать проблемы, если не учитывать их уровень развития и возможностей. При обучении, которое, по мнению одарённых детей, становится простым, важно стараться создать оптимальные по сложности условия для развития.
Особенностью личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития является неравномерность психического развития у детей с дисгармоничным типом развития.
Дети, которые обладают одарённостью только в одной области, имеют яркую выраженную неравномерность психического развития под названием диссинхрония [8;с.26]. Она активно влияет на саму личность и её процесс.
Дисгармоничный тип связан с проявлением нарушений в развитии (дизонтогенезом). Типично для детей с дисгармоничным типом развития это значительное опережение в художественно-эстетическом развитии. Остальные психические сферы редко поспевают за таким активным ростом, что как раз приводит к ярко выраженной неравномерности развития. Наиболее важнейшей чертой личности детей с яркой одаренности является специфическая система ценностей. Главное и важное занимает деятельность ведущей одаренности. Самооценка также нестабильна. Детям иногда требуется психологическая поддержка.
Для детей с дисгармоничным типом развития также характерен перфекционизм (стремление к совершенству) с положительным показателем.
Нередко у детей с дисгармоничным развитием существуют проблемы в глубоко эмоциональном развитии: наблюдается повышенная впечатлительность в сфере предметной деятельности. В остальных случаях их эмоциональность кроется во внутреннем характере, это: сложность в коммуникации, проблемы в засыпании, наличие психосоматики . У большинства одаренных детей присутствуют проблемы, которые связанны с физическим развитием. На уроках физической культуры они стараются не заниматься. Следовательно, отставание в физическом плане проявляется наиболее ярко, когда возрастное накладывается заметное отсутствие желания ребенка заниматься «ненужным» предметом, по мнению одарённого ребёнка [10;с.42].
У таких детей возникает особенная ситуация, при проявлении склонности к любимой деятельности, отсутствуют волевые качества. Это характерно для детей с познавательными повышенными способностями.
Обычно в семьях, где воспитываются одаренные дети, сами родители хорошо образованы, почитают ценность образования. Именно это является благоприятным фактором для развития одарённых детей. Даже несмотря на неблагоприятные условия (например, неполная семья, семья с потерей кормильца, низкий заработок), роль семьи является главной. Самое важно для воспитания и развития одарённого ребёнка это повышенное внимание к его личности. Довольно часто родителями одаренных детей являются пожилые люди, для которых ребёнок это и есть смысл жизни [2;с.28]. Родители активно принимают участие в образовательном процессе, выбирая всё самое лучшее для своего ребёнка: начиная от выбора школы - заканчивая приобретением учебников нового поколения.
До условно определенного времени (у каждого ребёнка по – разному определяется этот этап) связь с одноклассниками на почве интересов занимает у одаренных детей мало места, чем у своих одногодок. Такие дети практически никогда не становятся лидерами и не имеют авторитета. У детей с эмоционально – эстетической одарённостью возникает немного странная модель поведения, по сравнению с общепринятой, в результате этого происходит отчуждение одарённого ребёнка от своего класса. Он предпочитает общаться либо с более младшими по возрасту, либо со взрослыми [3;с.61].
Что касается учителей, то личность учителя является важным элементом обучения. Все учителя относятся по-разному к одарённым детям. Кто – то принимает и прилагает много усилий в специфику обучения одарённых детей, а кто – то вступает в конфликтные ситуации, не давая одарённому ребёнку самореализоваться и делать большие успехи в какой – либо деятельности.
Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Младший школьный возраст характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени [6;с.40].
Н.С. Лейтес считает, что термин «одарённые дети» означает умственные преимущества на данном возрастном этапе. Но проявление их интеллекта и более частых умственных способностей являются предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал [13, с.18].
По мнению М.И. Еникеева: одарённые дети – дети, обладающие общими предпосылками к высокому развитию специальной способности (художественная, интеллектуальная, творческая ) [3,с.539].
Особенности развития одаренности у детей младшего школьного возраста
Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава
Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность- («Она все замечает!») ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету. Оказалось, большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.
Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: «Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими». По-видимому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем. Не все одаренные дети сызмальства поражают родителей. Теперь остановимся на наиболее общих чертах, свойственных одаренным детям.
Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются следующим определением одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).В Америке психомоторные способности—единственная сфера проявления одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий исключен из официального списка государственного финансирования, тем не менее он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий одаренности™ Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень распространяются. Музей футбольной славы — национальная святыня, тогда как «Менса» (ассоциация людей с коэффициентом интеллекта) чуть ли не тайное общество.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Интеллектуальные игры как средство развития одарённости детей младшего школьного возраста.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Академик А.М.Матюшкин понятие «детская одаренность» трактует как высокие творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо деятельности. Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать новое.Именно эти 15 – 20 процентов от общего количества детей имеют возможности стать если не новыми Профессионалами с большой буквы. Однако, возможность — еще не действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях творческое начало нередко слабеет и даже угасает.
Поэтому от педагогов во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и будущее страны.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить различные факультативы, кружки. На внеурочных занятиях имеет место быть интеллектуальным играм для развития логического мышления, быстроты реакции
Одни исследователи, такие как К.Д.Ушинский, В.Штерн и многие другие, рассматривали игру как проявление воображение и фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями. А.И.Сикорский связывали игру с развитием мышления. Считали, что игру можно разложить на сумму отдельных способностей (восприятие + память + мышление + воображение). А.И.Сикорский утверждал, что главным в умственном развитии ребёнка является систематическая работа умственной деятельности, которая обычно появляется при работе с интеллектуальными играми.
Интеллектуальная игра, по определению. Г.В.Жаркова, индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)
По определению М.И.Еникеева, интеллектуальная игра это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.
Интеллектуальные игры, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия.
Л.Л.Тёрстоун с помощью статистических методов исследовал эти различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.
Таким образом, существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного; гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющий опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; логичность мышления - способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей; доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей
По мнению Кэттелла , у каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект Именно он лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает своего наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект состоящий из различных навыков и знаний (лингвистических, математических, социальных и т. п.), которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
Потенциальный интеллект - это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде. «Кристаллический» же интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.
Существуют факторы развития интеллекта.
Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. Об этих генетических факторах почти ничего не известно. В сотнях тысяч генов, расположенных в хромосомах, кроется еще множество загадок. До сих пор были выявлены лишь некоторые из этих генов, ответственные за ряд физических признаков организма или обусловливающие грубые дефекты его развития. В большинстве случаев о наличии или отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка. Кроме того, полностью не подтверждено мнение об обусловленности той или иной способность отдельными генами или их сочетаниями и происхождении формирования этих способностей на уровне физиологии нервной системы. Стоит заметить, что в определенной степени от этих факторов зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
Также, при наследственных заболеваниях, в частности, фенилкетонурия, обусловленная отсутствием у ребенка определенного фермента. При этом заболевании нарушается обмен аминокислоты фенилаланина и в результате в организме накапливаются вещества, вызывающие тяжелое повреждение клеток мозга. Если это состояние не диагностируется сразу после рождения, то оно может привести к серьезному нарушению умственного развития.
Факторы окружающей среды
Необходимые ребёнку для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Действительно, если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то очень скоро ситуация становится иной. Уже начиная с года или двух ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом все более и более сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для хода его дальнейшей жизни.
Факторы социального положения
Исследования, проведенные во Франции, показали, что IQ у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Кажется несомненным, что между социальной средой, в которой растет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь.
Факторы социального положения и школьной успеваемости.
До начала нашего века в большинстве западных стран на ребенка смотрели как на «взрослого в миниатюре», который более или менее быстро (в зависимости от социального происхождения) приобщается к миру взрослых. Если ребенок принадлежал к обеспеченному слою, то его воспитанием занимались гувернер или учителя, обучавшие его законам жизни общества и тому, как правильно себя в этом обществе вести. Напротив, дети «из народа» с семи или восьми лет постепенно приобщались к труду -будь то в поле, в лесу, в мастерской или на заводе. В этом трудовом мире интеллектуальное развитие было тесно связано с усвоением профессиональных навыков и в значительной мере зависело от трудового коллектива и от взаимоотношений с этим коллективом и начальством. Важнейшим фактором развития интеллекта был род занятий ребенка: в одних случаях нужно было постоянно думать о повышении мастерства, а в других, наоборот, требовалась монотонная отупляющая работа.
Так незаметно ребенок вступал во взрослую жизнь, и надо сказать, что по этому пути пока еще идут три четверти всего населения Земли. Мышление и интеллектуальные проявления формировались в определенных рамках, характерных для той среды, в которой предстояло жить будущему взрослому человеку. У представителей привилегированных слоев интеллект развивался в более «абстрактном» направлении в соответствии с их уровнем культуры. В народных же массах интеллект должен был носить «практический» характер и отражать профессиональные навыки. Что касается женщин, то из-за традиционного подхода к их роли в обществе различия были выражены в меньшей степени. От них требовался достаточно практический ум для ведения хозяйства. На это могли наслаиваться в зависимости от социального происхождения женщины некоторые элементы культуры.
При демократизации начального, а затем среднего образования была поставлена задача дать каждому человеку возможность максимально развить свои способности с тем, чтобы он мог полностью реализовать имеющиеся у него возможности. В то же время школа взяла за основу старую модель обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре и интеллекте, свойственные (как раньше, так и по сей день) привилегированным слоям. Это было сделано в надежде на то, что представления, характерные для низших классов, смогут измениться в пользу «элитарной» культуры. При этом не была учтена социальная действительность, которая не может меняться столь быстро по прошествии сотни лет она все еще остается прежней.
В низших слоях и неблагополучных этнических меньшинствах жизненная реальность все рассматривается как ежедневная борьба за выживание, а не как возможность эстетического и интеллектуального развития. Поэтому такие группы населения все еще остаются мало восприимчивыми к культуре, никак не связанной с их повседневными нуждами .Ребенок, вышедший из низших слоев, оказывается в «подвешенном» состоянии между школьным воспитанием, которое не находит отклика в его семье, с одной стороны, и повседневной жизнью, свойственной его среде и заставляющей его как можно быстрее приобщиться к миру труда с целью обретения самостоятельности Даже в том случае, когда в семье для таких детей создаются благоприятные условия и они получают возможность пойти по дороге, которая может привести к диплому специалиста, им все равно придется столкнуться с ограниченностью традиционного воспитания в школе, чаще всего абсолютно оторванной от жизни. Ясно, что в подобной системе только благодаря особым личностным свойствам и сильной внутренней мотивации ребенок из низших слоев может преодолеть те препятствия, которые встанут перед ним на пути к «интеллигентности» и университетскому образованию. Именно в такой системе школьного воспитания и на базе присущих ей оценочных критериев были разработаны так называемые тесты на умственное развитие.
Глава 2 опытно – экспериментальная работа по развитию. Одарённости у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
2.1 Диагностика уровня развития одарённости детей младшего школьного возраста.
Цель нашей работы - изучить влияние интеллектуальных игр на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие одаренности у детей младшего школьного возраста будет способствовать соблюдении ряда условий:
•грамотный подбор содержания интеллектуальных игр для младших школьников, и рациональное включение их в урочную и внеурочную деятельность для развития интеллектуальных, творческих, лидерских способностей.
•заинтересованность педагогов образовательного учреждения и семьи в развитии одаренности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по пониманию одаренности и одаренные дети в младшем школьном возрасте.
2.Раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
3.Изучить характерные особенности детей младшего школьного возраста, имеющих одаренность и выявить условия её развития.
4.Разработать систему диагностических заданий по выявлению различных видов одаренности у младших школьников, апробировать их в работе с детьми.
5.Разработать методические рекомендации по развитию одаренности у детей младшего школьного возраста средствами интеллектуальных игр.
6.Выявить возможную динамику развития одаренности у детей
Наша опытно – экспериментальная работа состояла из проведения комплекса тестов (тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка (адаптированный) для выявления уровня общих способностей детей, тест - опросник Басса – Дарки для диагностики состояния агрессии детей, метод социометрический измерений (социометрия) для установления психологического микроклимата в классе), нами разработанной и апробированной анкеты для учителя, чтобы иметь полное представление об учащихся. Анкета состояла из 6 вопросов, которые включают в себя ФИО учащегося, доминирующий предмет учащегося, уровень успешности, нестандартность в решении задач по данному предмету, уровень проявления любознательности и стремления к совершенству
Таблица 1
Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа
IQ 11,1 % 20 %
Агрессия Б.- Д. 44,4 % 25 %
Таблица 2
Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа
Социометрия Психологический климат с отрицательным показателем Психологический климат с положительным показателем
Таблица 3
Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа
IQ (до проведения игр) 11,1 % 20,1 %
IQ (после проведения игр) 12,3 % 25 %