Эссе Формирование личностных результатов у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках математики


Формирование личностных результатов у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках математики
Д. Н. Иванова
Учитель надомного обучения, МБОУ Техтюрская СОШ, Республика Саха
На уроках математики ребенок с ОВЗ решает , считает, выполняет с помощью , без помощи учителя определенные задания, которые должны помочь формированию личностных результатов. Так требует ФГОС по ожидаемым личностным результатам освоения АООП. Как подобрать упражнения? Что может дать выполнение того или иного конкретного задания ребенку с нарушениями интеллекта? Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать навыки, требуемые стандартом? Ведь правда то,что учитель в виду нехватки времени на детальный анализ задания или на изучение педагогической литературы, интуитивно подбирает учебное задание.
Начнем с того, что требует стандарт по личностному результату на уроках математики. Можно их перечислить:
Осознание себя как “Я”;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Эти результаты следствия математических действий, выполнения “хорошего” задания. «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение, разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. И поэтому четко выясняется какие действия , выполнение каких заданий ведут к тем или иным личностным достижениям.
На уроках математики ситуация сотрудничества, диалога на занятиях, существование ценностно-эмоционального компонента урока, когда в наличии позитивное отношение к существующим и известным ребенку нормам, принятие этих норм в сумме помогают достижению перечисленных результатов.
Использование технических средств образования, наличие сети интернет, использование ресурса интернета также являются действиями , следствия которых –личностный рост ребенка. Каждый учитель , приходя в класс , выполняя свой долг, оставляет крупицу тепла детям и я уверена, что это помогает формированию личностных результатов у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках математики.
Использованный учебный материал:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
«Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями» коррекционно-развивающие задания и упражнения СФГОС Авторы-составители Т.В.Калабух, Е.В.Клейменова Волгоград Издательство «Учитель» 2013 г.