Технология взаимообучения на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу

Педагогический форум
«Инновационная деятельность – условие развития системы образования в 2013 году»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа 1
город Белореченска



Номинация «Физическая культура и спорт»




Технология взаимообучения
на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу





Бердник Владимир Петрович,
Старший тренер-преподаватель по баскетболу

















Содержание

Введение1
Взаимообучение как один из методов обучения.2-3
Проектирование обучающей системы..3-7
Заключение ....8
Список используемой литературы...9
Приложение №1..10-11
Приложение №2..12-13
Приложение №3 .14-16
Приложение №4...17

































Бердник Владимир Петрович
Технология взаимообучения на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу

ВВЕДЕНИЕ

Как сделать так, чтобы каждый ребенок уходил с учебно-тренировочного занятия с ощущением значимости своего учебного труда? Этот вопрос постоянно беспокоил меня. Ответ на него я получил, когда познакомился с технологией взаимообучения и решил использовать её в практике своей работы на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
Взаимообучение – организация учебных занятий, на которых более успевающие воспитанники (в том числе под руководством педагога), обучают своих товарищей.
На учебно-тренировочных занятиях невозможно научиться безукоризненному выполнению того или оного баскетбольного упражнения, только слушая объяснения тренера или наблюдая за показом двигательного действия на примере. В то же время, учащиеся с разным уровнем знаний и уровнем физического развития за одно и тоже время должны усвоить один и тот же объём двигательных действий на хорошем уровне. Поэтому, используя метод взаимообучения, я добился положительной динамики в освоении воспитанниками технических приёмов игры в баскетбол.
Основная цель реализации метода взаимообучения – решения проблемы тренировочного процесса путем развития двигательной активности воспитанников.
Задачами технологии взаимообучения являются освоение навыков самостоятельной работы; развитие двигательных качеств; развитие творческой активности.






Взаимообучение как один из методов обучения
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если форма рассказа преподавателя – метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом. Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.
Существует определенная классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.
Рассмотрим метод усвоения-воспроизведения, а именно взаимообучение.
Взаимообучение - специфический метод обучения взаимодействию между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке усвоения. Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление консультантов по специальным вопросам перед всем классом. В отдельных случаях наиболее осведомленные по той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний. Одновременно идет процесс обогащения друг друга дополнительной информацией, которую обучающиеся добывают самостоятельно, специально для обучающего общения и выполнения функций консультанта. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает преподавателю узнать интересы, склонности, способности учащихся.

Проектирование обучающей системы
Проектирование обучающей системы включает в себя 4 основные этапа:
Этапы
Название этапы
Деятельность


1 этап

Подготовительный
Подготовка учебного материала, разработке целевых заданий.


2 этап

Организационный
Знакомство воспитанников с методикой работы. Организация работы на занятии.


3 этап

Основной
Организация взаимообучения в учебно-тренировочном процессе.


4 этап

Заключительный
Подведение итогов учёта выполненных на занятии, устранение ошибок.


При решении задач учебно-тренировочного процесса применяю групповую и коллективную форму обучения. Проведение занятий по группам повышает интерес к занятиям, развивает самостоятельность, активность, а это одна из задач учебной работы. Коллективная форма обучения это организация занятия, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Воспитывая, таким образом, у детей «умную» активность и инициативу, постепенно усложняя задания, тренер готовит детей к выполнению обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия групповым способом.
Работу с детьми на этапе начальной подготовки начинаю с проверки двигательных качеств, выделяю наиболее подготовленных, которые на первом этапе являются основными помощниками.
Групповую форму широко применяю при решении задач физической и технико-тактической подготовки. Разделив учащихся на подгруппы (отделения), определяю им задание (общее для всех или различное). Отделениям даю отдельные задания, и они выполняются всеми сразу или поочередно по одному, по два самостоятельно. Потом производится смена мест занятий. Я обычно находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание, требующее помощи и страховки. Работой других отделений в это время руководят командиры отделений (групповоды). Это позволяет лучше контролировать ход выполнения и создавать более азнообразные условия для закрепления и совершенствования. (Приложение № 1.)
Всё это дисциплинирует учащихся, повышает эффективность обучения и способствует более успешному решению задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников.
Однако надо твёрдо усвоить, что проведение занятий с делением на группы возможно только при готовности к такой работе воспитанников и специально подготовленных для этого групповодов. Вот почему недостаточно лишь назначить (выбрать) старших в группе, надо систематически готовить их к этой роли. Назначив (избрав) групповодов, тренер по ходу занятия помогает им справляться с обязанностями, оценивает их, но тактично, не подрывая, а наоборот, укрепляя их авторитет. Это весьма важно, так как чёткая организация работы в отделениях зависит от того, насколько ученики подчиняются старшему в группе и считаются с его указаниями. Необходимо стремиться к тому, чтобы все ученики поработали достаточное время в роли помощников, развивая в себе требуемые для этого способности и умения.
Для эффективности в проведении занятия необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые тренером помощники из учащихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам. Активисты - это хороший пример всему детскому (подростковому) коллективу. Нужно особо заметить, что учитель должен уделять внимание тем замечаниям, которые он может сделать своим помощникам, так как неосторожная критика в их адрес может привести к потери авторитета среди сверстников и повлиять на выполнение заданий.
Желательно, чтобы количество детей в группе было не более 5–7 человек, чтобы у каждого ребенка была своя «роль» и возможность высказать и доказать свое мнение. Необходимо стремиться к тому, чтобы все ученики поработали достаточное время в роли помощников, развивая в себе требуемые для этого способности и умения.
В завершении занятий по группам, с целью закрепления двигательных навыков, желательно провести подвижные игры, подводящие к баскетболу (Приложение № 3), игры-эстафеты с использованием изученных двигательных действий и упражнений.
Взаимообучение предусматривает взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений. Поэтому коллективную форму обучения применяю для изучения нового материала. При проведении учебных занятий я использую известный способ организаций занятий с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и, по заранее указанным тренером критериям, устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания тренера, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами. Для этого я объединяю занимающихся в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного».
При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный–сильный, средний - средний, слабый–слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию. При этом контроль за качеством обучения заменяю на самоконтроль и взаимоконтроль.
Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь ученики наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. (Приложение № 2).
Основные преимущества коллективной формы обучения:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются двигательные навыки;
- в процессе взаимообучения включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
В соревновательном периоде, даже непосредственно перед игрой использую метод «круговой тренировки». (Приложение № 4). Такое применение дает скачок в физической подготовке. Что необходимо, вследствие спада в физической подготовке из-за длительности соревновательного периода. Подбирая и составляя комплекс физических упражнений для круговой тренировки, следует учитывать функциональные возможности организма. Методическая последовательность прохождения материала на станциях предполагает выполнение основных дидактических правил: от простого (комплекса, из сравнительно несложных станций) к более сложному (комплекс со станциями повышенной трудности).
Таким образом, умение правильно использовать организаторские способности и знание основ методики преподавания баскетбола помогают найти тот самый общий язык между тренером и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать детям сильными, ловкими и здоровыми, овладеть навыками и приёмами игры в баскетбол.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение технологии взаимообучения на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу в учебно-тренировочном процессе путем включения подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в игровых действиях, позволяет повысить результативность использования тактико-технических действий в игре.
Введение данной технологии на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.
Использование технологии взаимообучения в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся, позволило мне повысить интерес учащихся к занятиям баскетболом. Лучше стали спортивные результаты.













Список используемой литературы

1. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.
2. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986.
3. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.
4. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997.
5. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.
6. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1969.
7. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999.















Приложение № 1
Примерная схема взаимообучения по группам.
I. Упражнения для технической подготовки
1 станция - Передача мяча в движении по определенной схеме




Упражнение выполняется в движении с одним мячом. Игрок передает мяч другому и становится на его место, то, соответственно, передает третьему и становится на его место и т.д.
2 станция - Передача одной рукой с поворотом в круге



Ученики образуют круг. Расстояние между ними в круге 3-4 м. Игроки начинают бег по кругу против часовой стрелки. Игрок с мячом делает два шага, отталкиваясь левой ногой, разворачивается правым плечом вперед на 180 и в прыжке передает мяч бегущему сзади партнеру. Тот ловит мяч под правую ногу, делает шаг левой, подпрыгивает вверх и одновременно разворачивается на 180, передал мяч бегущему сзади партнеру
3 станция - Бросок в кольцо после ведения с 2 шагов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учащиеся выполняют бросок в кольцо с двух шагов от щита после ловли мяча от партнера
4 станция – Ведение мяча с изменением направления и скорости движения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








Приложение №2
Взаимообучение в динамических парах
1. Передачи мяча двумя руками от груди
Передачи мяча двумя руками от груди в течение 30 сек. Трое или четверо учащихся (экзаменуемые) располагаются за лицевой линией волейбольной площадки перед стеной на расстоянии 2,5 м.
Другие 3–4 ученика – судьи – располагаются сбоку от экзаменуемых. По сигналу учителя учащиеся выполняют передачи в стену двумя руками от груди, а судьи подсчитывают количество передач, в течение 30 сек. Затем меняются местами. По окончании задания учащиеся объясняют ошибки, допущенные их напарниками.

2. Ведение мяча
Один учащийся (ведущий) выполняет различные упражнения по ведению мяча – ведение правой, левой, правой и левой руками, сидя, с различной высотой ведения и т.д., другой повторяет за ним все движения. Затем они обсуждают допущенные ошибки.

3. Бросок в кольцо после ведения
По сигналу игрок № 1 начинает ведение мяча к стойке, обводит ее и выполняет бросок в кольцо после ведения и двух шагов.
Игрок № 2 ведет мяч, делает два шага и бросает мяч в кольцо, затем повторяет действия игрока №
На выполнение упражнения дается 1 мин. Затем подсчитывается количество попаданий.


4. Поворотам на месте с мячом
Упражнение в парах: игрок обводит партнера, возвращается, делает остановку, 2 разворота на 1800 и отдает мяч партнеру
























Приложение № 3
Подвижные игры, подводящие к баскетболу.
«Эстафета с ведением и броском мяча в корзину»
Подготовка. Игра проводится на баскетбольной площадке. Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впереди стоящие игроки, подходя к стартовой черте, получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.
Содержание игры. По команде руководителя «Внимание! Марш!» первые игроки бегут вперед, ведя мяч ударами о землю (пол), добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину (по договоренности) возвращаются обратно, ведя мяч также ударами о землю до середины поля, откуда перебрасывают его очередному игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнять установленное задание.
Выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустившая меньше ошибок или не имеющая их совсем. Если команда закончила игру позже, но допустила меньше ошибок, то она считается победительницей.
Правила игры: 1. Первым игрокам не разрешается стартовать до сигнала, а последующим до ловли мяча предыдущего. 2. Бежать с мячом нельзя, следует вести ударами о землю. 3. Возвращаясь обратно, игрок может бросить мяч игроку своей команды только с установленного места.

«Мяч среднему»
Подготовка. Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире. Играющие в обоих кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках.
Содержание игры. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получает мяч от последнего игрока, он передаст его второму игроку и меняется с ним местами. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрального игрока.
Правила игры. 1. Передавать мяч можно любым заранее установленным способом. 2. Мяч перебрасывать всем игрокам в строгой последовательности.

«Мяч капитану»
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца. У центрального круга становятся капитаны.
Содержание игры. По сигналу руководителя мяч выбрасывается на площадку. Завладев мячом, игроки каждой команды, стремятся путем передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Выигрывает команда, получавшая больше очков.
Правила игры. 1. Бегать с мячом не разрешается, игрок может сделать не более двух шагов, а на 3-ем передать мяч. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от противника. 3. Если два игрока одновременно схватят мяч, дается спорный мяч.

«Рывок за мячом»
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках становится между командами.
Содержание игры. Называя любой номер, руководитель бросает мяча вперед как можно дальше, игроки, имеющие это номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого возвращается мяч руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.
Правила игры. 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта. 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

«Эстафета с передачей мяча»
Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1-2 шага. Исходной положение участников – широкая стойка ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и также возвращаясь назад. Эстафета выполняется несколько раз (от 6-10 раз подряд). Выигрывает команда первой закончившая передачи.
Способы передачи мяча:
а) Двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его направляющему по полу между ног участников.
б) Также, но обратно мяч передается из рук в руки внизу, между ногами.
в) Двумя руками сбоку с поворотами туловища.






Приложение № 4
Использование метода «круговой тренировки» при организации взаимообучения
Комплекс упражнений для занятий по баскетболу:
1) прыжки в шаге с ноги на ногу через линейки на отрезках прямой 10 или 20м; 2) узкая стойка ноги врозь, передача баскетбольного мяча вокруг себя; 3) переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в основную стойку; 4) ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него; 5) из положения высокого старта, челночный бег с ускорением на отрезках 20 м с повторением 4 – 6 раз; 6) сжимание и разжимание кистевого эспандера одновременно обеими руками; 7) стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8 – 10 м, метание теннисного мяча на дальность отскока с последующей ловлей и повторением упражнения; 8) броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча;
9) вышагивание с мячом без отрыва носка ноги, касаясь им угла стены справа и слева; 10) передвижение в полном приседе вперед или по кругу;
11) верхняя передача баскетбольного мяча двумя руками с ударом о стену; 12) бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух прыжковых шагов; 13) лежа на животе, теннисный мяч в правой руке, поочередное подбрасывание и ловля теннисного мяча (жонглирование);
14) ведение баскетбольного мяча с продвижением вперед, чередуя двумя прыжковыми шагами с мячом в руках; 15) передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку.










15