ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ»


ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
МБОУ ОСТРОВЯНСКОЙ СОШ
КОНОПЛЕВОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ.
Май 2015год
Тема: Такие разные праздники.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Познавательные – основывать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
Коммуникативные – учувствовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные – осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы.
Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Оборудование: учебник 4 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тест по теме «Мы – граждане России», конверты с заданиями №1, №2, №3 для каждой группы, листы формата А3, клей, карточки со словом «Праздники» и с названиями пяти групп праздников, открытки по количеству детей.
ЭпиграфЕсли солнце ярко светит, Это очень хорошо!Знают взрослые и дети:Много праздников на свете-О любом у нас спроси…Их с любовью отмечают,Как и надо, на Руси!
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
(Дети рассажены группами по 4 человека)
Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 2 - 7
Дети группами выполняют тест «Мы – граждане России»
Гражданин России это тот, кто
Т ) живёт и работает в России
П ) исполняет законы России и имеет право на её защиту и управление ею
Н ) приехал в Россию отдыхать
Какие права есть у граждан России?
В ) защищать Отечество, заботиться о сохранении природы
Р ) защита своей чести и доброго имени, на труд и образование
З ) драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся
Какие обязанности есть у граждан России?
А ) защищать Отечество, заботиться о сохранении природы
Л ) защита своей чести и доброго имени, на труд и образование
О ) драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся
С какого возраста граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства?
В ) с 14 лет
З ) с 18 лет
Э ) с 21 года
Главой нашего государства является
Л ) премьер-министр
П ) спикер парламента
Д ) президент
Парламент нашей страны – это
И ) Федеральное собрание
Н ) Совет Федерации
Ч ) Государственная дума
Чем занимается Правительство России?
Е ) принимает законы
Г ) одобряет или отклоняет законы
И ) разрабатывает меры по развитию культуры и хозяйства страны
Законы России вступают в силу, когда их
Х ) одобряет Совет Федерации
У ) принимает Государственная дума
К ) подписывает президент
По часовой стрелке обмениваются тестами и проверяют.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
– Прочитайте слово, которое образовывают буквы возле правильных ответов теста.
(праздник)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
Начался уже урокОн пойдет ребятам впрокМы о праздниках России Речь сегодня поведем.
СЛАЙД № 8 - Тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники»
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(Расширить знания по теме)
- Что вам известно по данной теме?
Что такое праздник?Это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение!Это счастливые воспоминания!Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой.Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья.
- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?
СЛАЙД № 9 -Уже сейчас на страницах «Календаря событий» представлены более трехсот праздников, отмечаемых в России. Да, сегодня вы узнаете праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.
СЛАЙД № 10-11 -А что такое праздник?(Словарь Ожигова)
СЛАЙД № - 12– А это вы узнаете прямо сейчас. Для этого выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»
ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ
ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ
ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ
ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ
ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ
СЛАЙД № - 13- 14 В результате получаются слова «народные», «профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные»
- Как вы думаете, что значит «народные» («профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные») праздники?
– Сейчас мы ближе познакомимся с праздниками каждой группы. Для этого воспользуемся конвертами № 2. (В них вложены карточки с названиями праздников и краткая информация о них или ссылка на учебник, где можно эту информацию найти)
СЛАЙД № - 15 1 группа.
День пожарной охраны — 30 апреля В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. Одна из первых профессиональных пожарных команд была создана при Петре Первом. В 1999 году Указом Президента России Бориса Ельцина 30 апреля установлено Днем пожарной охраны России.
День медицинского работника — третье воскресенье июня В третье воскресенье июня российское здравоохранение по многолетней традиции отмечает День медицинского работника. Основание: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.
День учителя — 5 октября ЮНЕСКО утвердило День учителя лишь в 1994 году, но в России этот праздник отмечался с 1965 года, причем раньше педагогов поздравляли каждое первое воскресенье октября.
День автомобилиста — последнее воскресенье октября Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечался с 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 года.
СЛАЙД № - 16 2 группа.
День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить виновнику торжества подарки. Один из наиболее распространённых ритуалов в день рождения — приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику.
Сва́дьба — торжественная церемония, посвященная заключению брака. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду, который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее.
Крестины — домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства крещения. В этот день раньше приходили только самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей.
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября.
Международный день пожилых людей (международный день престарелых) отмечается 1 октября начиная с 1991 года. Был провозглашён на 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
СЛАЙД № - 17 3 группа.
В школах выпускные вечера обычно отмечают в начале двадцатых чисел июня, после того, как заканчиваются все школьные выпускные экзамены. Выпускной вечер обычно не назначается на 22 июня — День памяти и скорби. В 1941 году выпускной в школах проходил с 21 на 22 июня. На официальной церемонии традиционно в первую очередь чествуют школьников, получивших по результатам обучения медали, затем вручают аттестаты.
День Знаний 1 сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности и мужества.
Последний звонок — традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались.
Посвящение в первоклассники
Прощание с букварём
СЛАЙД № - 18
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас –
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Нынче праздник – веселись!
Бегай, прыгай и кружись.
Раз – присядь,
Два поклонись,
И на стул скорей садись.

СЛАЙД № - 19 4 группа.
Рождество Христово – 7 января
(см. учебник стр.178)
Масленица — многодневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, гулянья, у русских — обязательные блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники.
Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. В этот день на стол ставят крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху – сладкое блюдо из творога с изюмом.
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения. В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
СЛАЙД № - 2 0 -21 5 группа.
День России – 12 июня
(Учебник стр. 175)
День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа
(Учебник стр. 175)
День народного единства – 4 ноября
(Учебник стр. 175)
День Конституции – 12 декабря
(Учебник стр. 175)
23 февраля – День защитника Отечества
(Учебник стр. 176)
9 мая – День Победы
(Учебник стр. 176)
8 марта – Международный женский день
(Учебник стр. 178)
1 мая – День весны и труда
(Учебник стр. 178)
Новый год – 1 января
(Учебник стр. 176-177)
Ребята изучают названия праздников, определяют, к какой группе все они относятся, изучают информацию о праздниках и готовятся рассказать её всему классу. После выступления карточка с названием праздника размещается на доске под соответствующим названием группы.
СЛАЙД № - 22 Закрепление изученного материала.
Ребята работают группами с конвертом №3, в котором лежат картинки, иллюстрирующие разные праздники (в каждом конверте лежат картинки к праздникам только одной группы). Детям необходимо наклеить их на лист А3, а под каждой картинкой наклеить соответствующую карточку с названием праздника, которую ребята выбирают на доске. Получившийся коллаж размещается на стенде, каждый под названием соответствующей ему группы праздников.
Рефлексия и оценка.
- Пусть каждая группа вспомнит свою сегодняшнюю работу на уроке. Как бы вы себя оценили? Поставьте ту оценку, которую вы считаете заслуженной вами сегодня на своей открытке. Передайте её своему соседу справа, пусть он тоже оценит вашу работу. А теперь пусть то же самое сделает сосед слева. По итогам этих оценок каждый из вас получит отметку за работу на уроке в журнал.
СЛАЙД № - 23
6. Итог.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что вы узнали на этом уроке?
- Что вам лучше всего запомнилось?
СЛАЙД № - 24 - Где нам пригодятся знания полученные на уроке?
СЛАЙД № - 25 - Спасибо вам всем за работу.