Разработка урока по окружающему миру на тему Такие разные праздники (4класс)


Конспект урока по окружающему миру, 4 класс (Котова Е. В.)
Тема: Такие разные праздники.
Тип урока: Изучение нового материала. Задачи урока: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России.
Учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей.
Стимулировать у школьников интерес к исследованиям.
Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Оборудование: учебник 4 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тест по теме «Мы – граждане России», конверты с заданиями №1, №2, №3 для каждой группы, листы формата А3, клей, карточки со словом «Праздники» и с названиями пяти групп праздников, открытки по количеству детей.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
(Дети рассажены группами по 5 – 6 человек)
Проверка домашнего задания.
Дети группами выполняют тест «Мы – граждане России»
Гражданин России это тот, кто
Т ) живёт и работает в России
П ) исполняет законы России и имеет право на её защиту и управление ею
Н ) приехал в Россию отдыхать
Какие права есть у граждан России?
В ) защищать Отечество, заботиться о сохранении природы
Р ) защита своей чести и доброго имени, на труд и образование
З ) драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся
Какие обязанности есть у граждан России?
А ) защищать Отечество, заботиться о сохранении природы
Л ) защита своей чести и доброго имени, на труд и образование
О ) драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся
С какого возраста граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства?
В ) с 14 лет
З ) с 18 лет
Э ) с 21 года
Главой нашего государства является
Л ) премьер-министр
П ) спикер парламента
Д ) президент
Парламент нашей страны – это
И ) Федеральное собрание
Н ) Совет Федерации
Ч ) Государственная дума
Чем занимается Правительство России?
Е ) принимает законы
Г ) одобряет или отклоняет законы
И ) разрабатывает меры по развитию культуры и хозяйства страны
Законы России вступают в силу, когда их
Х ) одобряет Совет Федерации
У ) принимает Государственная дума
К ) подписывает президент
По часовой стрелке обмениваются тестами и проверяют.
Новая тема.
– Прочитайте слово, которое образовывают буквы возле правильных ответов теста.
(праздник)
- Как выдумаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Верно! Тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники» Поэтому у каждого из вас сегодня на рабочем месте есть поздравительная открытка. Она нам потребуется в конце урока.
- Что вы себе представляете, когда слышите слово «праздник»?
- Какие праздники вы знаете?
- Чего бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?
- Да, сегодня вы узнаете другие праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.
– А это вы узнаете прямо сейчас. Для этого выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»
ПНРАЗРДОНДИНКЫЕ
ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ
ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ
ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ
ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ
В результате получаются слова «народные», «профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные»
- Как вы думаете, что значит «народные» («профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные») праздники?– Сейчас мы ближе познакомимся с праздниками каждой группы. Для этого воспользуемся конвертами №2. (В них вложены карточки с названиями праздников и краткая информация о них или ссылка на учебник, где можно эту информацию найти)
1 группа.
День пожарной охраны — 30 апреля В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. Одна из первых профессиональных пожарных команд была создана при Петре Первом. В 1999 году Указом Президента России Бориса Ельцина 30 апреля установлено Днем пожарной охраны России.
День медицинского работника — третье воскресенье июня В третье воскресенье июня российское здравоохранение по многолетней традиции отмечает День медицинского работника. Основание: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.
День строителя — второе воскресенье августа 6 сентября1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя». Во второе воскресенье августа отмечают свой профессиональный праздник строители России, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Украины.
День учителя — 5 октября ЮНЕСКО утвердило День учителя лишь в 1994 году, но в России этот праздник отмечался с 1965 года, причем раньше педагогов поздравляли каждое первое воскресенье октября.
День автомобилиста — последнее воскресенье октября Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечался с 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.11.96 года.
2 группа.
Рождество Христово – 7 января
(см. учебник стр.178)
Масленица — многодневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, гулянья, у русских — обязательные блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники.
Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. В этот день на стол ставят крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху – сладкое блюдо из творога с изюмом.
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения. В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
3 группа.
В школах выпускные вечера обычно отмечают в начале двадцатых чисел июня, после того, как заканчиваются все школьные выпускные экзамены. Выпускной вечер обычно не назначается на 22 июня — День памяти и скорби. В 1941 году выпускной в школах проходил с 21 на 22 июня. На официальной церемонии традиционно в первую очередь чествуют школьников, получивших по результатам обучения медали, затем вручают аттестаты.
День Знаний 1 сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности и мужества.
Последний звонок — традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались.
Посвящение в первоклассники
Прощание с букварём
4 группа.
День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить виновнику торжества подарки. Один из наиболее распространённых ритуалов в день рождения — приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику.
Сва́дьба — торжественная церемония, посвященная заключению брака. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду, который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее.
Крестины — домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства крещения. В этот день раньше приходили только самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей.
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября.
Международный день пожилых людей (международный день престарелых) отмечается 1 октября начиная с 1991 года. Был провозглашён на 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
5 группа.
День России – 12 июня
(Учебник стр. 175)
День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа
(Учебник стр. 175)
День народного единства – 4 ноября
(Учебник стр. 175)
Новый год – 1 января
(Учебник стр. 176-177)
День Конституции – 12 декабря
(Учебник стр. 175)
6 группа.
23 февраля – День защитника Отечества
(Учебник стр. 176)
9 мая – День Победы
(Учебник стр. 176)
8 марта – Международный женский день
(Учебник стр. 178)
1 мая – День весны и труда
(Учебник стр. 178)
Ребята изучают названия праздников, определяют, к какой группе все они относятся, изучают информацию о праздниках и готовятся рассказать её всему классу. После выступления карточка с названием праздника размещается на доске под соответствующим названием группы.
Физминутка (после выступления 3 группы)
- Праздник – это повод для поэтов и композиторов написать хорошую песня. Вызнаете песни, посвященные праздникам?
- Я буду включать вам мелодию, а если вы узнаете её или догадаетесь, какому она посвящена празднику, вставайте со своего места.
Поздравляю тебя
Золотая свадьба
Песенка шофёра
Первоклашка, первоклассник
Люди в белых халатах
Когда уйдём со школьного двора
В лесу родилась ёлочка
День Победы
Служить России
Закрепление изученного материала.
Ребята работают группами с конвертом №3, в котором лежат картинки, иллюстрирующие разные праздники (в каждом конверте лежат картинки к праздникам только одной группы). Детям необходимо наклеить их на лист А3, а под каждой картинкой наклеить соответствующую карточку с названием праздника, которую ребята выбирают на доске. Получившийся коллаж размещается на стенде, каждый под названием соответствующей ему группы праздников.
Рефлексия и оценка.
- Пусть каждая группа вспомнит свою сегодняшнюю работу на уроке. Как бы вы себя оценили? Поставьте ту оценку, которую вы считаете заслуженной вами сегодня на своей открытке. Передайте её своему соседу справа, пусть он тоже оценит вашу работу. А теперь пусть то же самое сделает сосед слева. По итогам этих оценок каждый из вас получит отметку за работу на уроке в журнал.
Итог.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что вы узнали на этом уроке?
- Что вам лучше всего запомнилось?
- А что больше всего понравилось?
- Спасибо вам всем за работу.