Разработка открытого урока И.З.Суриков Детство. Создание мини-проектаКартины детства прошлого и настоящего


Предмет: литературное чтение
УМК : «Школа России»Класс: 3
Тема: Сравнительный образ детства в стихотворении И.З.Сурикова «Детство». Создание мини-проекта «Картины детства прошлого и настоящего»
Текст для исследования: стихотворение И.З.Сурикова «Детство»
Место урока в теме: 7 урок в разделе «поэтическая тетрадь 1»
Тип урока: урок открытия новых знаний, творческое мини-исследование
Цель урока и ожидаемый результат:
- совершенствовать умение выразительного чтения с опорой на свой жизненный опыт через понимание главной мысли произведения
Задачи урока (деятельность учителя):
Создать проблемную ситуацию и способствовать ее разрешению учащимися.
Учить отбирать необходимую информацию для понимания главной мысли произведения.
Помочь обучающимся в установлении вывода.
Учить приемам выразительного чтения.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности, и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о малой родине;
понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении.
Оборудование урока: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.Ф. Климановой, проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, карточки – подсказки для биографии, слова на доску для словарной работы, индивидуальные карточки для словарной работы, карточки с иллюстрациями для мини-проекта.
Ход урока:
1. Организационный момент (активизация внимания, организация совместной деятельности, оптимистический настрой)
Детство – это не возраст, а улыбка,
Если ее дарит тот , кто не знаком.
Детство – это когда пролетает снежинка,
А ты ловишь ее ртом. ( слайд №1 – счастливые дети)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вергун Ольга Николаевна и мне очень приятно находиться в вашем уютном, светлом классе. Я специально начала урок со стихотворения о детстве и улыбке . Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Пусть эта доброжелательная атмосфера царит в нашем классе в течение всего урока. Я знаю, что все вы способные и талантливые ученики. Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, будем помогать друг другу и справимся с любыми заданиями.
2. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. Рефлексия.
-Ребята, а вы любите путешествовать. Сегодня мы с вами совершим путешествие…, но не по местности, а во времени и узнаем , как жили ваши ровесники. По ходу урока мы с вами составим мини-проект «Картины детства прошлого и настоящего» А поможет нам в этом стихотворение , с которым мы познакомимся на уроке. А о чем будет говориться в стихотворении, вы догадаетесь сами, а я вам немножко помогу.
Посмотрите, пожалуйста, на экран, кого вы видите на изображении?( детей) Значит, о ком будет говориться в нашем стихотворении? Откройте учебники на с. 72. , прочитайте название стихотворения и имя автора.
3. Знакомство с биографией писателя. Опережающее задание – сообщения учеников
- Скажу вам по секрету, что двое ребят заранее знали тему нашего урока и приготовили сообщение о жизни писателя.
1. Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина.
В восемь лет, после смерти матери, его привезли в Москву . Он помогал отцу в торговле, самостоятельно учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой.
2. Под впечатлением от прочитанных стихов Пушкина, Суриков тоже начал складывать стихи. Они отличались мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. Вся жизнь Сурикова была тяжелой. Умер он от болезни в самом расцвете своего таланта.
( На доске висит портрет писателя, его имя и фамилия, основные выдержки из биографии- карточки – подсказки)
рано остался без матери, жил с бабушкой
работал с раннего детства
сам научился читать и писать
его стихи посвящены природе и детям

- Спасибо, ребята за интересные сообщения. Какие интересные моменты о жизни писателя вы узнали из сообщений товарищей?
- Как вы думаете, каким было детство Сурикова? А кто думает по-другому? Почему вы так считаете?
- Молодцы, что высказываете свое мнение! К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.
4. Лексическая работа.
- Во время чтения, в тексте стихотворения нам встретятся незнакомые слова. Обратите внимание, они выделены в тексте рамочкой другого цвета. Давайте попробуем все вместе объяснить их значение.
На доске карточки со словами – лапти, ветхая, светец. Во время объяснения на экране картинки с изображениями предметов.
5. Знакомство с произведением. Настрой на восприятие.
- Итак, садитесь удобно, мы отправляемся с вами в путешествие по прошлому.
Чтение и анализ 1 части
- Сейчас вы прослушаете первый отрывок стихотворения , догадайтесь от чьего имени идет повествование.
Прослушивание отрывка в аудиозаписи.
- Догадались, кто является героем стихотворения, от чьего имени ведется повествование? ( от имени автора) Как вы догадались, какие слова указывают на это?
- Каким было для мальчика воспоминание о катании с горки? ( сначала ему было весело, а потом – грустно, потому что он упал) Найдите слова, указывающие на это
- С какой интонацией нужно прочитать этот отрывок? ( радостно, с задором) Давайте попробуем. Чтение отрывка по цепочке.
Исследовательская работа.
-Выберите на доске иллюстрации, которые подходят для описания игр прошлого и настоящего времени.
Физминутка «Зимние забавы»
Чтение и анализ 2 части
-2 часть стихотворения я прочитаю вам сама, вы внимательно будете следить следите по тексту на стр. 73 и потом ответите на вопрос – Чем занимался мальчик после игр на свежем воздухе.
Чтение отрывка учителем
- Что делал мальчик вечером, когда приходил домой? Чем занимались остальные члены семьи долгими зимними временами, давайте зачитаем отрывки из текста.
Найдите строки , которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
-А вы узнали сказку, которую рассказывала мальчику бабушка? ( «Иван Царевич и Серый волк»)\
Кто не читал, обязательно сходите в библиотеку, очень интересная сказка!
- Почему бабушка сказки не читала , а рассказывала? ( не было книг)
- Что чувствовал мальчик, когда слушал сказки?( ему было страшно) Найдите строчки из которых понятно, что мальчику страшно. Обратить внимание на эпитеты – ветер злой поет.
- Вот подул ветер и принес к нам в класс красивые снежинки, давайте глазками понаблюдаем за ними
( зрительная физминутка), а теперь давайте подуем на снежинки влево, вправо (дыхательная гимнастика)
- Обратите внимание, как бабушка рассказывала сказки? (тихо речь журчит)
- С чем можно сравнить ее речь? ( с журчащим ручейком) - Как вы понимаете значение слова смежит?
Эпитет - сладкий сон смежит.
Исследовательская работа.
- Давайте выберем иллюстрации, которые показывают , как проводили свободное время дети в прошлом и сейчас.
Чтение и анализ 3 части
- Мальчик уснул сладким сном. Постарайтесь представить, что снилось мальчику. Давайте прочитаем оставшуюся часть по цепочке.
- Кем представлял себя мальчик во сне? ( Иваном Царевичем)
- Героями сказок мальчишек прошлого были Иваны Царевичи, былинные богатыри.
-Назовите героев сказок и мультфильмов нашего времени. Выберите их из иллюстраций на доске. (исследовательская работа)
- Мы сказали, что автор очень любил сказки. Ему было страшно, когда он их слушал. Но мы то с вами знаем, что во всех сказках в конце побеждает….( добро)
- А вы любите сказки? Значит, с каким чувством нужно прочитать эту часть?
( ожидание чуда, волшебства)
Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наше путешествие в прошлое. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сравнивая картины детства прошлого и настоящего, давайте посмотрим на выражения лиц детей. Что их объединяет? (все они улыбаются)
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?
-Давайте вернемся к началу нашего урока и еще раз ответим на вопрос – каким было детство Сурикова по его воспоминаниям, которое он описал в своем стихотворении? ( счастливым) Из каких строк в конце стихотворения это видно?
- Во все времена люди считали детство самой счастливой порой. У вас сейчас самая замечательная пора – ваше детство. Я хочу вас поблагодарить за хорошую работу на уроке, за ваши искренние ответы. Хочу пожелать вам:
Будет все у вас: ошибки, неудачи.
Не уступайте им,
Не изменяйте вы мечте.
Стремитесь к счастью, доброте!
Выставление оценок. Домашнее задание.