План-конспект урока «Космонавты» (1 класс)

Предлагаемый материал полностью построен на подвижных играх и различных игровых упражнениях, соответствующих возрастным особенностям первоклассников и особенностям построения учебного процесса в первом классе.
Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Подвижная игра представляет собой одно из действенных средств воспитания. Умелое пользование этим средством является искусством, в котором педагог обязан постоянно совершенствоваться.
В разработке урока предлагаются игровые упражнения для детей
как с низким уровнем физической подготовленности, так и с высоким. Учитель сам может выбирать подвижные игры в зависимости от контингента учащихся, присутствующих на уроке.
Задача учителя: организовать интересные и увлекательные уроки по физкультуре.

ПЛАН УРОКА «КОСМОНАВТЫ».
Цели: повторить правила поведения на уроках физической культуры; учить быстро переодеваться и аккуратно складывать одежду; ознакомить с разнообразием общеразвивающих упражнений; учить выполнению прыжков на двух ногах с определенным положением рук, прыжков на двух ногах с продвижением вперед слева и справа от шнурка.
Ход урока
Вводная часть
1.Построение парами. Переход на площадку и построение в шеренгу.
Строевая стойка принимается по командам «Становись!», «Смирно!» или после предварительной части любой команды, если до этого была команда «Вольно!». В строевой стойке нужно стоять ровно, без лишнего напряжения: пятки вместе, носки развернуты на ширину стопы, колени выпрямлены; голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и свободно опущены; руки выпрямлены вдоль туловища, пальцы полусогнуты, большой палец- на середине бедра.
В положении «смирно» школьники долго стоять не могут, поэтому через 3-4 секунды рекомендуется подавать следующую команду или команду «Вольно!». По команде «Вольно!» занимающееся, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу (любую), а другую расслабляют (при этом слегка сгибая ее в колене). Повороты на месте направо и налево переступанием выполняются по команде «Налево!» или «Направо!».
Разминка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания, руки вверх.)
А внизу леса, поля-
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперед,
Руки разводятся в стороны.)
Общеразвивающие упражнения.
Дети слушают рассказ учителя и выполняют все действия.
- Повернулись направо, подравнялись в затылок и пошли на тренировочную площадку для космонавтов. Плечи расправить, спину держать прямо, подбородок не опускать, шире взмахи руками, идти в затылок друг другу. (Идут по кругу.) Пришли на площадку. Остановились. Повернулись лицом в круг. У космонавтов должны быть сильные руки, иначе им не справиться с управлением корабля. Руки в стороны, пальцы в кулаки, с силой согнуть руки к плечам, выпрямить вверх, опустить через стороны вниз. (Проделали несколько раз.) Идем на космодром. Садимся в ракету. Руки скрестить перед грудью и, не опираясь ими о пол, сядьте. Полетели. (Встали, побежали по кругу.) Стоп. Ракета вышла из атмосферы, мы в состоянии невесомости, плаваем под самым потолком кабины. (Расходятся по площадке и плавно машут руками.) Прибыли на Марс – построиться в колонну по одному. Приготовиться к выходу из кабины! Равняйсь! Выходим. (Ходьба.) Поверхность неровная – канавы, бугры. Повернитесь ко мне лицом, перепрыгиваем через первую канаву, через вторую, через третью. (Три прыжка.) Перед нами равнина, а на ней много диковинных самоцветов. У нас таких нет. Собираем их для исследования. (Ходьба с наклонами и приседаниями.) Вернулись к нашему космическому кораблю. Теперь мы полетим домой и расскажем о том, что видели на Марсе. (Руки в стороны, идут по кругу.) Вот и Земля. (Остановились, руки вниз.)
4. Игра космонавты.
- Космонавты – это люди крепкие и здоровые. Чтобы стать такими, нужно заниматься физкультурой. Постройтесь в круг, держась за руки. Представили, что космонавты попали на неизвестную планету, в небольшой городишко.
* И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головой вправо, влево.
В нашем городе все есть:
Справа – мостик небольшой,
Прямо – парк, а слева – дом.
Если хочешь все запомнить,
Посмотри опять кругом.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Руки вверх, подняться на носки.
Чтобы солнышко достать,
Надо на носочки встать.
Пальчики сцепить в замок,
Ручки вытянуть вперед.
И.п. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Приседания.
Осенние листочки
На дереве сидели.
Вдруг ветерок подул
И листочки сдул.
Листочки полетели
И на землю сели.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.
Мы пойдем, пойдем
По тропинке лесной.
Мы грибочек найдем
И домой принесем.
И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
В лесу ветер разгулялся
И стал елочки качать:
Раз – налево, раз – направо,
Раз, два, три, четыре, пять.
И.п. - стоя, рот плотно закрыт. На выдохе – прерывистое произношение звуков (м), (н).
2. Основная часть
- Оказывается, необычные горожане в необычном городишке, куда мы с вами попали, необычно разговаривают. Попробуем выучить их необычный язык.
А) Комплекс упражнений «Необычный разговор».
* И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперед-назад с хлопком впереди. Во время хлопка говорить: «Хлоп!» (6-8 раз).
* И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повернуться вправо, хлопнуть прямыми руками, сказать: «Хлоп!», повернуться в исходное положение (по 4-5 раз в каждую сторону).
* И.п. – то же. Наклониться вперед, хлопнуть за левой ногой, сказать «Хлоп!», вернуться в исходное положение. Так же хлопнуть за правой ногой (6-8 раз).
Б) Игровое упражнение «Будь ловким».
Учитель ставит в две линии кегли на расстоянии 40 см одна от другой. Играющие выстраиваются в две колонны и по сигналу ученики начинают (по одному) прыгать на двух ногах между кеглями. Достигнув линии финиша, ученик возвращается в свою колонну шагом. Задание выполняет следующий игрок, оказавшийся вновь первым, поднимает руку над головой (2-3 раза).
3.Заключительная часть.
1. Игра «Эхо».
Ученики ходят врассыпную по площадке (по космодрому). На слова учителя отвечают, как эхо, последним словом. Например, учитель говорит: «Космонавты, где вы?». Дети отвечают протяжно: «Вы-ы».
2. Подведение итогов. Ходьба в колонне по одному.


15