Рабочая программа. География России 8 класс. Дронов, Баринова.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии .
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 8 класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 70
Учитель Малакмадзе Давид Джамбулаевич .
(ФИО)
Программа разработана на основе программы основного общего образования
по географии. 5—9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2016г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2016 г.

I. Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)
4. Учебный план МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №99 от 14.06.16)
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №112 от 26.08.16г.)
6. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253) (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
7. Устав МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12, утвержденный приказом от 12.01.2015 №12
8. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы. Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева.

Основные цели и задачи изучения предмета
Главная цель курса – сформировать целостный географический образ своей Родины.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
сформировать географический образ своей страны и ее многообразия, целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы, и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру;
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в предыдущих классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часов в неделю в течение всего учебного года.
Из них праздничные дни 23.02, 24.02, 8.03, 1.05, 8.05, 9.05 согласно учебному календарю школы, расписанию уроков и моему личному календарю. Уплотнение программы планируется за счет повторения пройденного материала в конце учебного года.
Программа отражает требования содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования по географии.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
IV. Содержание учебного предмета
Повторение курса географии 7 класса (2 часа).
Введение (1 час).
Что изучает география России. Источники географических знаний.
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов)
Тема 1. Географическое положение России (4 часа).
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, геополитическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов).
Государственная территория России. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА РОССИИ (31 час)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 часов)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Рельеф России. Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов)
Факторы, определяющие климат России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность климатических условий. Климат и человек.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа)
Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы России.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Тема 6. Природное районирование (8 часов)
Природно-хозяйственные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов)
Численность населения России. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Этнический, языковой, религиозный состав России. Городское и сельское население. Размещение населения. Миграция населения.
РАЗДЕЛ IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 часов)
Хозяйство страны. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу. Природно-ресурсный потенциал России. Сельское хозяйство. Животноводство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство.
Повторение (4 часа).
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год Итого
Административный контроль ЗУНов Количество плановых контрольных работ 2 1 1 1 5 5
практических работ 3 4 2 2 11 11
лабораторных работ экскурсий V. Тематическое планирование
Разделы программы Количество часов
Повторение курса географии 7 класса. 2
Введение. 1
Географическое положение России 4
Границы и административно-территориальное устройство России 8
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 6
Климат и климатические ресурсы 6
Внутренние воды и водные ресурсы 6
Почва и почвенные ресурсы 3
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 2
Природное районирование 8
Население России 8
Хозяйство России 12
Итоговое повторение курса географии 8 класса. 4

Годовой график прохождения программного материала
Четверть Примерные сроки Тема программы Кол-во часов Номер урока
I 07.09-09.09 Повторение курса географии 7 класса. 2 1–2
09.09 Контрольная работа (входной контроль). 1 2
14.09 Введение. 1 3
16.09-28.09 Географическое положение России 4 4-7
21.09 Практическая работа №1: Характеристика географического положения России. Сравнение с другими странами 1 5
30.09-26.10 Границы и административно-территориальное устройство России 8 8-15
14.10
Практическая работа №2: Определение поясного времени для разных пунктов России. 1 12
21.10
Контрольная работа за I четверть по теме «Россия на карте мира». 1 14
26.10 Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте субъектов РФ. 1 15
28.10
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 1 16
II 09.11-23.11 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 5 17-21
23.11 Практическая работа №4: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. 1 21
25.11-14.12 Климат и климатические ресурсы 6 22-27
30.11
Практическая работа № 5: Определение по картам радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 1 23
02.12
Практическая работа № 6: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов 1 24
16.12-28.12 Внутренние воды и водные ресурсы 4 28-31
21.12 Контрольная работа за II четверть по теме «Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы». 1 29
28.12 Практическая работа № 7: Составление по тематическим картам характеристик рек. 1 31
III 13.01-18.01 Внутренние воды и водные ресурсы 2 32-33
20.01-27.01 Почвы и почвенные ресурсы 3 34-36
25.01 Практическая работа № 8: Выявление условий почвообразования основных типов почв, и оценка их плодородия. 1 35
01.02-03.02 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. 2 37-38
08.02-03.03 Природное районирование 8 39-46
03.03 Практическая работа № 9: Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. 1 46
09.03-22.03 Население России 5 47-51
15.03 Контрольная работа за III четверть по теме «Природа России». 1 49
IV 05.04-12.04 Население России 3 52-54
05.04 Практическая работа № 10: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в различных регионах страны 1 52
14.04-17.05 Хозяйство России 12 55-66
05.05 Практическая работа № 11: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. 1 63
17.05 Итоговая контрольная работа по курсу: География России 8 класс. 1 66
19.05-26.05 Итоговое повторение курса географии 8 класса. 4 67-70
VI. Календарно-тематическое планирование
География. 8 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ п/п Дата проведения Наименование
(содержание урока)
темы Кол-во часов Формы и методы организации образовательного процесса Оборудование Виды контроля
план факт 1 07.09 Техника безопасности на уроках географии. Вводное повторение. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 2 09.09 Вводное повторение. Контрольная работа (входной контроль). 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты. Карточки с индивидуальными заданиями. КР
Введение (1 час)
3 14.09 Что изучает физическая география России 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты РАЗДЕЛ I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов)
Тема 1. Географическое положение России (4 часа).
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать специфику географического положения Российской Федерации;
уметь называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; определять поясное время.
4 16.09 Географическое положение как зеркало России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 5 21.09 Особенности физико- географического положения России.
Практическая работа №1: Характеристика географического положения России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
6 23.09 Экономико- и транспортно- географическое положение России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 7 28.09 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов).
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать часовые пояса на территории России. Результаты географических открытий. Особенности границ России.
уметь составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации, определять местное, поясное, декретное, летнее время. Экономико- и транспортно-географическое положение России.
8 30.09 Государственная территория России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 9 05.10 Российские пространства: вопросы и проблемы. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 10 07.10 Государственные границы России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 11 12.10 Сухопутные и морские границы. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 12 14.10 Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2: Определение поясного времени для разных пунктов России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
13 19.10 Этапы и методы географического изучения территории. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 14 21.10 Контрольная работа за I четверть по теме «Россия на карте мира». 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты КР
15 26.10 Особенности административно - территориального устройства России.
Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте субъектов РФ. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА РОССИИ (31 час)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 часов)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать особенности геологического строения территории России, области современного горообразования;
уметь устанавливать связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Особенности административно - территориального устройства России.
16 28.10 Геологическая история и геологическое строение территории России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 17 09.11 Рельеф России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 18 11.11 Как и почему изменяется рельеф России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 19 16.11 Стихийные природные явления в литосфере. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 20 18.11
Человек и литосфера. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 21 23.11 Практическая работа №4: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. 1 Проблемно-
поисковая. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов).
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать факторы, определяющие климат России. Понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
уметь выявлять особенности изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Составлять прогноз погоды по имеющимся синоптическим картам.
22 25.11 Факторы, определяющие климат России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 23 30.11 Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа № 5: Определение по картам радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 1 Проблемно-
поисковая. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
24 02.12 Сезонность климата.
Практическая работа № 6: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. 1 Проблемно-
поисковая. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
25 07.12 Типы климатов России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 26 09.12 Комфортность (дискомфортность) климатических условий. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 27 14.12 Климат и человек. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать моря, омывающие Россию, их особенности; крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока, причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения;
уметь определять по тематическим картам режим питания, особенности годового стока и возможности хозяйственного использования реки. Оценивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов России.
28 16.12 Разнообразие внутренних вод России. Реки. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 29 21.12 Контрольная работа за II четверть по теме «Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы». 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты КР
30 23.12 Характеристики рек. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 31 28.12 Практическая работа № 7: Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
32 13.01 Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Ледники. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 33 18.01 Водные ресурсы и человек. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать: факторы образования и свойства почв;
уметь: описывать зональные типы почв. Приводить примеры использования и охраны почвенных ресурсов.
34 20.01 Образование почв и их разнообразие. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 35 25.01 Закономерности распространения почв. Практическая работа № 8: Выявление условий почвообразования основных типов почв, и оценка их плодородия. 1 Проблемно-
поисковая. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
36 27.01 Почвенные ресурсы России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (2 часа)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать: особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов;
уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами, составлять краткую географическую характеристику разных территорий.
37 01.02 Растительный и животный мир России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 38 03.02 Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты Тема 6. Природное районирование (8 часов)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать: понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник;
уметь: выявлять зависимость между компонентами природы на примере одной из природных зон. Прогнозировать изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
39 08.02 Разнообразие природных комплексов. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 40 10.02 Природно-хозяйственные зоны России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 41 15.02 Арктические пустыни, тундра и лесотундра. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 42 17.02 Леса. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 43 22.02 Лесостепи, степи и полупустыни. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 44 27.02 Высотная поясность. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 45 01.03 Особо охраняемые природные территории. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 46 03.03 Практическая работа № 9: Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. 1 Проблемно-
поисковая. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать: демографию. Переписи населения. Численность населения и ее динамику. Естественный прирост, воспроизводство населения. Демографическую ситуацию в России;
уметь: объяснять различия в естественном приросте населения. Оценивать и прогнозировать изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
47 09.03 Численность населения России. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 48 10.03 Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 49 15.03 Контрольная работа за III четверть по теме «Природа России». 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты КР
50 17.03 Этнический, языковой и религиозный состав населения. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 51 22.03 Городское и сельское население. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 52 05.04 Размещение населения России. Практическая работа № 10: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в различных регионах страны 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
53 07.04 Миграции населения России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 54 12.04 Люди и труд. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты РАЗДЕЛ IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 часов)
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
знать: понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, первичный сектор национальной экономики, отраслевую структура хозяйства, межотраслевые комплексы. состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Особенности лесной промышленности.
55 14.04 Что такое хозяйство страны. 1 Объяснительно-
иллюстративный. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 56 17.04 Как география изучает хозяйство. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 57 19.04 Состав первичного сектора экономики. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 58 21.04 Природно-ресурсный потенциал России. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 59 24.04 Богата ли Россия ресурсами? 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 60 26.04 Сельское хозяйство. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 61 28.04 Земледелие. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 62 03.05 Животноводство. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 63 05.05 Практическая работа № 11: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты ПР
64 10.05 Лесное хозяйство. Охота. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 65 12.05 Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты 66 17.05 Итоговая контрольная работа по курсу: География России 8 класс. 1 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты КР
Повторение (4 часа).
Основная цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс географии 8 класса.
Обучающиеся демонстрируют знание основных понятий курса, умение применять полученные знания;
должны знать: показывать и называть по карте географические объекты.
должны уметь: применять полученные знания, умения, навыки. Пользовать географическими источниками информации.
67-70 19.05
22.05
24.05
26.05 Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса 4 Информационные, операционные. УМК, географические карты, атлас, контурные карты VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект включает в себя:
В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. В 2 книгах. Книга 1. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Учебник – М.: Дрофа, 2013.
В. П. Дронов, И. И. Баринова. География. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2015.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии.
Материально-техническое обеспечение уроков: ПК, проектор, доска, плакаты, карты, глобус.
Компьютерное обеспечение уроков предусматривает применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, цифровые образовательные ресурсы, открытые мультимедиа системы, презентации, включающие разработки уроков, фронтальные работы, компьютерные тесты, электронные учебники.

Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.mon. gov.ru (Официальный сайт Министерства образования и науки РФ)
http://window.edu.ru (Информационная система «Российское образование») 
http://www.edu.ru (Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»)
http://fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://www.ege.edu.ru (Официальный информационный портал ЕГЭ)
http://collections.edu.ru (Электронные коллекции для средней школы)
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
http://fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://window.edu.ru/ (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://www.openclass.ru (Открытый класс)
http://geo.metodist.ru − Методическая лаборатория географии.
http://rgo.ru – География сети.
http://www.rusngo.ru – Национальное географическое общество.
http://rgo.org.ru – Географическое общество России.
http: //www.geo.ru – Клуб журнала «GEO».
http: //www.vokrugsveta.ru – Журнал «Вокруг света».

VIII. Результаты
Требования к уровню подготовки, обучающихся в 8 классе
В результате изучения курса географии 8 класса обучающиеся должны:
1.Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
2. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация», «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование», «комбинирование»; «топливно- энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
5. Называть и показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации;
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов;
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.);
экологически неблагополучные районы России;
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по географии
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
ответ неправильный;
нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся.
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Контрольно-измерительные материалы
Нормы оценивания контрольных работ, рекомендуемые к использованию для классов со средней успеваемостью:
до 30% объема работы – 2
30%-50% - 3
50%-80% - 4
80% и далее – 5
В любой момент можно изменить свои критерии, например, для более сильных классов.