Работа в парах и группах.


. ДокладТема: «Технология работы в парах и группах». Выполнила:учитель начальных классоввысшей квалификационной категорииМКОУ Верхнехавской СОШ №1Воронежской областиДанюкова Светлана Ивановна  В современном человеческом обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Для этого вводятся новые предметы, усложняются курсы. Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее.Коллективный способ обучения является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения. важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Психологи отмечают Работа в парах. Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.55, приведите примеры связей в природе. Как человек может нарушить эти связи? Плюсы такого вида работы: - повышается учебная и познавательная мотивация учащихся;- снижается уровень тревожности;- обучаемость повышается;- в паре происходит взаимообучение;- развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;- улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;- каждый ученик на уроке получает оценку, стремится более качественно подготовится к уроку;- развивается умение правильно оценивать и одноклассников, анализировать процесс работы. себя Трудности: большая подготовительная работа со стороны учителя;организовать процесс выполнения задания на основе обмена мнениями ; обеспечение дисциплины на уроке. Реализация метода. Каждая пара перед началом работы получает памятку, задание, соответствующее уровню обученности и знакомится с критериями оценивания работы.В ходе урока они выполняют задание, оценивают друг друга и результат работы сдают учителю. Памятка Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. Запомни главное правило в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя Суть коллективного способа Ученики работают в парах. Задание паре дается согласно их уровню, что позволяет создать ситуацию успеха. При коллективной  форме организации один не «возвышается» над остальными. В ходе работы они совместно находят верное решение, обсуждают, как наиболее грамотно его выполнить, помогают друг другу ликвидировать обнаруженные пробелы. Могут обратиться к учителю за помощью. Работа в парах формирование умения слушать другоговысказывание собственного мненияучастие в обсуждении заданияравноправный диалог умение задавать вопросысоздание атмосферы доверия в пареобстановка доброжелательности Пересказ сказки, используя иллюстрации.Алгоритм обучения учащихся работе в пареПостановка цели работы перед учащимися.Распределение ролей.(Рассказчик и слушатель)Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парахСамоанализ-Что получилось? -Когда было легко?-Когда было трудно? Урок обучения грамоте. Взаимодиктанты 1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;2) следующий ученик читает, а первый записывает;3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст; 5) работа над ошибками. Пары сменного состава 1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»; 2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам; 3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам. Работа в парах Тема: «Имя существительное. (Закрепление)» Карточка №11. Что обозначают имена существительные? 2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры. 3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры. 4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка. Карточка №21. На какие вопросы отвечают имена существительные? 2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик. 3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик. 4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите. Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей! Работа в парах Тема: «Имя существительное. (Закрепление)» Карточка №11. Что обозначают имена существительные? 2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры. 3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры. 4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка. Карточка №21. На какие вопросы отвечают имена существительные? 2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик. 3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик. 4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите. Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей! * Игра «Найдём красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того, как ученики 5-6 раз напишут новую букву предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями. Найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть её (обвести, поставить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил. Используя в рассказе знания её элементов, оценивает качество их написания. * Игра «Угадай слово». Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте, соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, показывает первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен догадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других. * Игра «Звуковая эстафета». Показываю детям буквы. Соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдые согласные, другой – мягкие). Игра «Какой звук следующий». Показываю предметную картинку (игрушку), а пара детей по сигналу по очереди начинает последовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображённого на картинке. * Игра «Задание для товарища». Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу они обмениваются листками и вставляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им товарищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные учениками слова. * Игра «Птичий базар». Дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом учащиеся меняются ролями). * Наиболее эффективным методом организации учебного процесса является работа в парах сменного состава. Тема урока: «Сложение и вычитание» 1 класс. Перед уроком были заготовлены карточки с выражениями: 3+2, 4+6, 8-5… На каждой карточке записано выражение с ответом на одной стороне. Далее учащиеся встают в один круг и рассчитываются на первый и второй. Первые номера ( внутренний круг- учителя, а второй – внешний, ученики). * Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его. «Учителя» проверяют и поднимают руки вверх – знак готовности пары, если задание выполнено верно. Когда у всех «учителей» руки подняты, звучит новая команда переход хода. По команде все ученики одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идёт по карточкам нового «учителя». * Так продолжается до тех пор, пока каждый не придёт к исходному месту. Затем дети меняются местами вторые номера (внутренний круг) будут учиться, а первые (внешний круг – учениками). При такой организации формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Смена роли «учителя и ученика» оживляет интерес детей и их активность. Карточки можно постепенно усложнять, предлагая решать детям не одно выражение, а два и три. * Игра «Помоги лесовичку» 3 ряд 2 ряд 1 рядс и нева бл е стит ст о итт и шина вес е ло п о рал и сток гн е здо Проверь себя I группа II группаIIIгруппа О Е И Групповая учебная работа младших школьников взаимодействие между учащимися опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя Приемысотрудничество друг с другом анализ собственных действийпомощник * «Работа в группах» Урок развития речи.1группа- текст – повествование «Зима пришла».2 группа- текст - описание «Зимний лес»3 группа- текст – рассуждение «За что я люблю зиму». «Работа в группах» Рассказ М. Горького «Воробьишка» 1 группа - рисует обложку для книжки или самого Пудика, 2 группа – подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения,3 группа - готовит чтение по ролям. * «Работа в группах» Урок русского языка «Определение падежей имён существительных».1группа: выпиши имена существительные вместе с предлогами. Укажи падеж. «По реке плывут суда. Ребята читают стихи о маме. На парте лежат учебники.» 2 группа: у ученика в группе лист бумаги. Записать под диктовку предложения «Весенний лес удивляет своей красотой» и передаёт другому ученику. Он записывает второе предложение, которое соответствует содержанию первого предложения т. д. Группа читает получившееся сочинение. Задание: указать падежи существительных. * «Работа в группах» 3 группа: впиши раскрывая скобки. «Были в (соседний) лес. Сидели под (могучей) дубом. Любовались (синее) небо. 4 группа: записать данные слова в родительном падеже. «Лес, птица, берёза, дуб, капель». * Окружающий мир2 класс«Школа России» урок – проект«Дикие и домашние животные». Задачи для учеников Узнать, на какие группы можно разделить всех животных.Выяснить, когда и кого человек приручил первым. ? Гипотеза: представим, что на планете Земля нет домашних животных. Как вы считаете, нужны ли они людям?Если да, то кого бы вы приручили первым? 1 этап Подготовительный Распределение по группам: первая группа вторая группа третья группа четвёртая группа Правила работы в группе. 1. Распределить роли в группе:экспериментатораналитик иллюстратор исследователь 2. Выработать правила поведения доброжелательностьслушать друг друга (я тебя правильно понял…) 1 4 3 2 5 6 Ответ Змеи, ящерицы,черепахи отно-сятся к группе … п р е с м ы к а ю щ и е с я У большинстваэтих животныхтело покрыто шерстью. з в е р и Лягушки и жабыотносятся к особойгруппе - … з е м н о в о д н ы е Тело этих животныхпокрыто чешуёйв виде колечек. р ы б ы «Дети воздуха» - так называют этихживотных. т и ц ы У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз бываютещё три маленьких – на лбу. н с к м е Какие признаки животных вы знаете? Названиегруппы Количествоног Покровы Звери 4 шерсть Что отличает птиц от всех остальных животных? Названиегруппы Количествоног Покровы Птицы 2 ноги2 крыла перья Животные Дикие Домашние Живут в природе.Сами заботятся о себе.Сами заботятся о своём потомстве Живут рядом с человеком.Человек заботитьсяо самом животноми его потомстве. Молоко, мясо, яйца…. На какие ещё группы можно разделить всех животных? 2 этап Составление плана исследования. 3 этап Обдумывание проекта. Задания для групп.раздел «Виды животные»(Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением различных животных)«Экспериментаторы» раскладывают карточки на группы.«Аналитики» делают выводы о главных признаках животных.«Иллюстраторы» оформляют слайд в презентации (страницу альбома).«Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал. раздел «Влияние человека на животных» (одомашнивание животных).«Экспериментаторы» просматривают мультфильм по сказке Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». Отгадывание загадок.«Аналитики» поясняют, откуда появились домашние животные по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее. «Иллюстраторы» оформляют слайд в презентации (страницу альбома).«Испытатели» составляют текст сообщения. раздел « Отличие диких животных от домашних».Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением диких и домашних животных)«Экспериментаторы» раскладывают картинки на группы.«Аналитики» делают выводы об отличиях диких и домашних животных. «Иллюстраторы» оформляют слайд в презентации (страницу альбома).«Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал. раздел «Правила ухода за домашними животными»(Получают набор карточек, состоящих из двух групп: запрещающие условные знаки и словесные формулировки ухода за домашними животными.)«Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на животных. «Иллюстраторы» оформляют слайд в презентации (страницу альбома).«Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал. План действия в группе.Обсуждение задания (коллективно).Выполнение практического задания («экспериментаторы»).Оформление задания («иллюстраторы»).Формулирование выводов («аналитики»).Применение результатов («исследователи»). Разделы проекта раздел «Животные»раздел «Влияние человека на животных».раздел « Отличие диких животных от домашних».раздел «Правила ухода за домашними животными» Защита проектных работ.Как появились домашние животные? Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. Кто-то из древних людей додумался подкармливать волков. Волк стал жить рядом с человеком, охранять его жилище, пасти скот… Волк превратился в собаку. Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом. Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика.Сказывают, что трудней всего было приручить кошку. Основные критерии оценки работы. Самостоятельность при выполнении работы.Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.Полнота раскрытия темы.Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями. Работа по карточкам-тестам в парах. Догадайтесь и закрасьте красным карандашом.Как называется самое начало весны? Проверь себя Весна света Весна воды Весна зелени Обучающийся получит возможность научитьсядопускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;строить понятные для партнёра высказывания;задавать вопросы;контролировать действия партнёра;использовать речь для регуляции своего действия;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ По русскому языку учащиеся научатся:владеть диалоговой формой речи;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;договариваться и приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться:с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ По литературному чтению учащиеся научатся:работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;владеть диалогической формой речи;корректно строить речь при решении коммуникативных задач.Учащиеся получат возможность научиться:понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы. Вывод: Работа в парах, группах оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области. *