Статья Коллективная учебная деятельность на уроках русского языка и литературы. Работа в группах и парах.


Коллективная учебная деятельность на уроках русского языка и литературы.
Исаева И.А., учитель МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока»
Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию .В условиях реализации ФГОС меняются роли участников образовательного процесса. Если раньше ученик получал образование в готовом виде, получал и заучивал, а учитель выступал транслятором содержания образования, то сегодня эти роли должны измениться следующим образом: ученик осуществляет деятельность по усвоению содержания образования, а учитель организует деятельность учеников в информационно-образовательной среде. Для этого
учителю необходимо иметь в своём педагогическом арсенале как можно больше разнообразных форм, видов и приёмов учебно-познавательной деятельности. Но разнообразными должны быть не только методы работы учителя, что, несомненно, очень важно, но не менее важно разнообразить способы работы учащихся. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую должны решать педагоги.  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н. Толстой)
Развить  у  ребенка  устойчивый  интерес  к  учебе, к знаниям и потребность  в  их  самостоятельном  поиске на уроках русского языка и литературы помогут методы групповой работы.
Организация работы в группах. Группы формируют дети самостоятельно, не навязываю своего мнения и без просьбы детей не вмешиваюсь в этот процесс. На мой взгляд, делать этого не надо, как только вы и дети получите небольшой опыт, эта проблема отпадает. Группы могут быть по 4,5,6человек. Задание может быть одним для всех групп, а может быть разным. Учитель даёт задание, чётко формулирует задачу, с которой участники должны справиться в ходе групповой работы.
Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она организована. Существуют специальные методы, позволяющие сделать работу группы более продуктивной: мозговой штурм, экспертное оценивание идей, распределение заданий, проведение презентации (представления) результатов работы , рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в процессе работы, оценка своей работы участниками группы и обсуждение представленной работы другими учениками.
Технология мозгового штурма как продуктивное начало работы группы.
Мозговой штурм (групповая генерация идей) предполагает выполнение трёх обязательных правил.
1.Основное правило – никакой критики и резких замечаний! Ни одна идея не является нелепой. Отсутствие оценочных суждений позволяет создать атмосферу доверия в группе, высказаться каждому ученику, даже самому робкому.
2.Создание банка идей. Цель работы – участники группы должны высказать как можно больше любых предложений, идей. Высказывать нужно всё, не занимаясь оценкой. Все предложения записываются.
3.Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает, обсуждает, старается в каждой идее найти что-то полезное для дальнейшей работы. Каждый участник группы называет лучшую, по его мнению, идею. В ходе такого обсуждения рождаются новые предложения, объединяются идеи, работа группы становится оживлённой, интерес к заданию у всех участников процесса возрастает. Результат мозгового штурма – план (или сценарий), по которому группа будет работать дальше.
Следующий этап работы группы – распределение заданий среди участников группы, которые они будут готовить дома. На следующем уроке группа готовится к презентации результата своей работы.
Заключительный этап – урок, на котором группы представляют классу выполненное творческое задание.
Приведу несколько примеров заданий для работы в группах на уроках литературы и русского языка.
1.Литература 6 класс. Работа по рассказам А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Задание группам: 1.Грустное и смешное в рассказах Чехова. 2.На примере рассказов Чехова покажите, как отвратительны чинопочитание, рабская угодливость и самоуничижение. 3.Как Чехов высмеивал в рассказах уродливые явления человеческой жизни? 4. Карикатурное изображение чинопочитания в рассказах Чехова.
Урок-отчёт по этим заданиям прошёл очень интересно, все группы использовали театрализацию в своих презентациях, представили рисунки, была проведена словарная работа, самостоятельный анализ речи героев. Цели работы в группах достигнуты: все ученики приняли участие в уроке, это было настоящее «учение с увлечением»,
2.Литература 9 класс. Работа в группах по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Задание для первой группы: прочитать в гл.10 «Повесть о капитане Копейкине», пересказать её, объяснить её смысл. Задание 2-ой группе: прочитать гл.11 и подготовить рассказ «Отцовский завет и его исполнение». Задание третье: лирические отступления в поэме. Задание 4-ой группе: прочитать финал поэмы, объяснить символический смысл образа птицы-тройки. Задание 5-ое: в начале 7-ой главы прочитать лирическое отступление о задаче художника в современном мире, сравнить его со стихотворением А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».
3.Русский язык 6 класс. Обобщение знаний по теме «Местоимение». Группы получают одно задание: составить текст, используя как можно больше местоимений. Текст может быть юмористическим, сказочным, фантастическим. Указать разряды местоимений. На выполнение задания требуется 8-10 минут. Затем представитель группы читает текст, ученики класса записывают его и определяют разряды местоимений.
Таким образом, коллективная учебная деятельность - развивающая, динамичная и продуктивная технология, формирующая навыки сотрудничества и коммуникации, самоорганизации и самостоятельного приобретения знаний, что соответствует концепции современного образования.