Работа в парах и группах


Организация групповой и парной работы на уроке в условиях ФГОС.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться
и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци.
Эти слова Песталоцци актуальны в современной школе.
Формы работы по закреплению знаний на уроках могут быть: фронтальная (совместно с учителем) или индивидуальная (самостоятельные работы), одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, самостоятельность, инициативность, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся:
искать
думать
приниматься за дело
сотрудничать
адаптироваться
В процессе групповой работы  обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.  Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе.  Сначала во время работы я помогаю парам и фиксирую удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение, говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее, при этом соблюдая правила работы в паре.
Правила сотрудничества
Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
Мы помогаем друг другу в работе.
Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
На уроках литературного чтения мы с детьми выработали критерии оценивания, которые показаны в таблице:
№ Критерии оценки 3 балла 2 балла 1 балл
1 Способ чтения целыми словами по слогам по буквам
2 Правильность чтения нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 – 5 ошибок
3 Выразительность чтения громко,
соблюдая паузы, интонировано не выполнено 1 условие не выполнено 2 условия
        В первое время по этим критериям оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям, я предложила им выполнять эту работу в парах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в парах. Одного – двух учащихся, получивших наивысший балл, прошу прочитать текст для всего класса. Это стимулирует остальных учеников читать лучше, чтобы и их спросили, а также проверяется работа ученика, выступавшего в роли учителя.
На уроках русского языка применяю парную работу при проверке словарных слов. Один ученик выступает в роли учителя и диктует словарные слова, второй ученик записывает их. Затем они меняются ролями, проверяют и оценивают работы.
Работу в парах можно провести на уроке окружающего мира после самостоятельного изучения новой темы.
Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы с формирования групп. Группы формирую первое время сама, а затем и сами учащиеся. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).
Как объединять детей в группы? Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 - 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Виды групп:
Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
Группа по желанию;
 «Случайная» группа;
Группа по теме работы;
Группа по уровню сложности задания.
Нельзя:
формировать группу из слабых учеников;
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
заниматься работой в группе более половины урока;
Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
Если кто – то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Правила групповой работы могут быть следующими:
Говори  спокойно, ясно и только по делу.
Говори   по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся  к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы
Предложить детям изучить памятку. (Приложение)
На уроках математики использую групповую работу при проведении «Математической эстафеты». Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делю на 2 команды (можно каждый ряд). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске или заготавливаю на каждую команду отдельно. В этом случае задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.
Функции учителя сводятся к следующему:
• объяснение цели предстоящей работы;
• комплектование групп;
• комментарий к заданиям для групп;
• контроль за ходом групповой работы;
• попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
• после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:
Что ты узнал на уроке? - Чему научился? - За что себя можешь похвалить? - Над чем еще надо поработать? - Какие задания тебе понравились? - Какие задания оказались трудными? - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу?
Работа в группах- большая работа, так как:
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Благодаря использованию групповой работы:
формируется мотивация учения и обучения; 
соблюдается дифференцированный подход; 
работа в группе помогает ребенку проявить себя,  порождает взаимную ответственность, внимательность,
какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
улучшается творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; 
нет возможности спрятаться, задействованы все;
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.
Г.А. Цукерман
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как работать в паре
1.     Внимательно прочитайте задание.
2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.