Урок по чтению С.Михалков Мой щенок


Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России»
Вид урока: урок открытий новых знаний
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель:  познакомить учеников с произведением “Мой щенок”. 
Планируемые результаты деятельности:
Личностные:помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Метапредметные:
Познавательные умения:учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения:развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат Формирование УУД
1. Орг.момент
2мин.
Мотивация, самоопределение)к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Настраивает уч-ся на урок.Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой и приступим к работе.
- С каким настроением мы начинаем занятие? ( Учащиеся показывают смайлики )Дети сидят в группах (заранее сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят). Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника;
Учебно-познавательная мотивация
2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока
(проблемная ситуация)-3 мин.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации
Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.
У кого из вас дома есть питомцы?
Расскажите о них.
Предположите о ком будем говорить на уроке?
Высказывают предположения.Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить. Цель и задачи сформировали.
Построение логической цепи рассуждений (П);
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
4. Введение в тему
Цель: определение темы и цели урока
Регулятивные УУД: высказывать свои предположения
Регулятивные УУД:
определение и формулирование темы и целей урока
Прием «Прогнозирование по фотографии»
- Рассмотрите внимательно портрет (слайд 1), и попробуйте понять, каким он был человеком. Помните, лицо человека может многое о нем рассказать.
- А кто знает этого человека?
- Мы изучали портрет С.Михалкова. (слайд 2)
- Есть ли у вас книги С.Михалкова?
- А какие произведения вы читали или слышали С.Михалкова?
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Цель урока?
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с жизнью и творчеством С.Михалкова. Учащиеся рассматривают в течение нескольких минут портрет.
Говорят свои предположения: он умный, любит детей, серьезный, заботливый.
- Мы сегодня будем говорить о С.Михалкове, познакомимся с его творчеством. 4. Введение в тему
Цель: определение темы и цели урока
4.Открытие нового материала- 2 мин.
5. Подготовка к чтению -3мин.
Знакомство
с новой темой
Подготовка артикуляционного аппарата
(Речевая разминка)
1) Работа со скороговоркой.
2) Работа над логическим ударением.
3) Чтение трудных слов. Учитель знакомит с темой урока.
С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок»
Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:
Я люблю играть с щенком.
Я люблю играть с щенком.
Я люблю играть с щенком.
Я люблю игратьс щенком.
Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком).
Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся- покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный. Читают название темы хором с учителем, самостоятельно.
Дети читают
Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая
Волевая саморегуляцияРечевая
активность (Р)
6.Динамическая пауза – 2 мин. Снятие физического и эмоционального напряжения с детей Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.
Чешем щеткой мы щенка,
Будет шерстка так мягка!
Скачет радостный щенок,
Скрыть он радости не мог!
Выполняют движения, проговаривая стихотворение Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)
Развитие речи (К)
8.Словарная работа
Цель: разобрать непонятные выражения Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение нескольких слов и выражений.
КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.
ЖБАН — кувшин с крышкой.
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА -
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -
ГОРЕВАЛА - грустила
Ответы учащихся 7.Работа с текстом
А) Первичное восприятие текста
5мин Чтение стихотворения Учитель читает стихотворение.
Почему же девочка грустила?
Размышляем над вопросом :Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила?
Размышляют над заданием.
Высказывают предположения. Познавательная информация (Р)
Учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Б) Словарная работа
5мин.
Обогащение словарного запаса слов
Организует работу в группах по словарным словам(групповая работа- методика «Верно-неверно»).
Учитель объясняет: Жбан (ведро для воды, кувшин с крышкой).
1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты).
2 группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки).
3 группа: Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ).
4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).
Учитель занимает работу координатора, организует работу в группах, наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины.
Проверка по таблице на экране.
Работают с информацией
Выявляют затруднение
Делают вывод
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Познавательная инициатива (Р)
Взаимопроверка
Г) Вторичное восприятие текста
Д) Работа над содержанием текста Чтение стихотворения по цепочке.
Составление плана
Работа с тестом
Беседа по содержанию произведения Стихотворение читают несколько учеников по цепочке.
(работа в группах)
1 группа и 2 группа- Составление плана на доске.
Заполните пропущенные пункты плана:
1 группа: Действия щенка.
Стал всех будить.
………………….
Перевернул жбан с мёдом.
………………….
………………….
Залез лапой в клей.
2 группа: Опасения девочки.
Украли.
…………………
Другое имя дали.
…………………..
Мокнет под дождем.
3 группа и 4 группа- Работа над тестом.
Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.
3 группа:
Девочка
Добрая
Ответственная
Ленивая
Заботливая
Злая
Равнодушная
Жестокая
Внимательная
4 группа: Щенок:
Озорной
Трусливый
Глупый
Любопытный
Непослушный
Злой
Шаловливый
Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы
С чего началась эта история? И т.д.
Дети работают в группах, выполняют задания Поиск ответа на вопрос (П)
Доказывают свою точку зрения (К)
Формулирование своего мнения (К)
5 Рефлексия деятельности
6.Дом.задание: На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и намечаются следующие цели деятельности А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы.
На доске: Держать дома животное-это
Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?
В) Выставление отметок за урок. Дом.задание:
стр. 35 , читать выразительно.
Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно- красную. Объясните свой выбор.
Спасибо за урок. Делают выводы, отвечают на вопросы.
Проводят самооценку. Внутренняя позиция ученика (Л)
Самооценка на основе критерия успешности (Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)