Технологическая карта урока литературного чтения Музыка леса Л. Яхнин ( 2 класс)


Тема учебного занятия: Мир природы и человеческих отношений. Леонид Яхнин «Музыка леса»
Тип урока: урок открытия новых знаний.Место урока: 1урок в главе «Природа для поэта – любимая и живая» (3 глава-2 часть учебника)
Цели: создание условий для достижения учащимися образовательных результатов:: Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей и коллективной деятельности, доброжелательности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; иметь способность к целеполаганию; планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности;
познавательные УУД: воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту. формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные
формирования у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организации творческой деятельности учащихся по восприятию и осмыслению произведения, осознанного определения главной мысли – наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе позволяют увидеть и услышать всю красоту окружающего мира. Прогнозируемые результаты: интерес к поэзии, расширение кругозора, увидеть результат своей деятельности.
Методы обучения: словесный(беседа), наглядный(презентация), частично-поисковый(работа по тексту, в парах), практический( творческая работа в группах), прослушивание фонограммы «Звуки леса».
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Н. А. Чуракова, аудиозапись «Звуки леса», презентация, канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, на отдельных листах распечатанные фрагменты стихотворений (4 карточки), конверты с планом действий.
Подготовительная работа: чтение наизусть.

Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.
. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости.
-Улыбнитесь друг другу.
-Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Рифмованное приветствие
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Чему учит вас предмет – литературное чтение? ( Открываем тайны литературных произведений разных авторов)
-Это нужный предмет или можно обойтись без него?
Хотите продолжить узнавать тайны литературы? Тогда в путь! Наш девиз на урок: Кто думает, тот всегда додумается. Желаю вам удачи в вашем творческом поиске! Самоконтроль готовности к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Настраиваются на работу.
Предполагают важность предмета.
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока
Выявление места и причины затруднения,
постановка учебной проблемы
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Мы отправимся в необычную страну. Как она называется вы попробуете догадаться.
Арина подготовила для нас произведение, попробуйте определить его жанр.
- Ребята, что это? ( стихотворение)
- О чём это стихотворение?(о лесе, о природе).
- Кто пишет стихотворения? ( Поэты)
- В какую страну мы отправляемся? ( в страну ПОЭЗИЯ .)
- А как вы думаете, почему мы сегодня вдруг заговорили о природе?
-Сегодня мы начинаем изучать новую главу, новый раздел.
Прочитайте её название. (Запись на слайде)
«Природа для поэта – любимая и живая»
- Как вы думаете, о чём будут произведения, помещённые в этой главе? ( о природе)
Что такое природа? Как нужно относится к природе? Наша природа уже в опасности. И этот год 2017- назван годом экологии. Что мы должны делать чтобы наша природа не была в опасности? ( 2016- год Российского кино, 2015- год литературы)
- Автор, чьё произведение мы будем сегодня изучать, тоже писал о природе.( показать портрет на слайде).
-Я вам назову название стихотворения, а вы попробуйте догадаться кто автор? ( Моя ловушка) ( Если затруднябтся зачатать строки) Догадались кто это?
Леонид Яхнин.
( немного напомнить о творчестве Яхнина)
-Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
- Леонид Яхнин поможет сегодня раскрыть вам новые тайны природы.
- Поднимите руки те, кто хочет раскрыть эти тайны.
- Ребята, а как вы думаете, музыка и природа связаны между собой?
- Попробуйте дать определение слову «музыка» Определение из словаря.( читает один ученик определение из словаря)
- Где можно услышать музыку? Давайте послушаем.
Работа в паре
- Обсудите в паре и напишите на листочках с помощью каких музыкальных инструментов можно воспроизвести музыку.
- Давайте мы послушаем, что вы написали.
- То есть получается, что музыку мы можем услышать с помощью определённых инструментов.
- А теперь представьте, что мы очутились в лесу.
-Я вам сейчас предлагаю прослушать небольшой фрагмент и подумать звучит ли здесь музыка и какие инструменты играют.
- Что вы слышали? ( Звуки леса)
- А звучат ли здесь музыкальные инструменты?
- Можно ли это назвать музыкой? ( да , нет)
-Какая возникла проблема? ( Есть ли в лесу музыка и какая она) Попробуем её решить.
- А давайте выясним, что думает об этом автор. Как же называется произведение Леонида Яхнина? Соедините два слова Что и где мы слушали.
МУЗЫКА ЛЕСА
-Уточните в «Содержании» имя и фамилию автора (Леонид Яхнин) , название произведения, назовите страницу. Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- По названию произведения, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь.
- Но мы ведь сказали, что как таковой музыки в лесу нет.
-Итак, перед нами возникла ещё одна проблема, мы слышали звуки леса, а стихотворение называется «Музыка леса».
Ученик читает наизусть стихотворение о природе.
Ученики предположительно отвечают на вопросы учителя (идёт фронтальная работа).
Высказываются об охране природы.
Ученики говорят, что они знакомы с произведениями.
Предполагают автора
Ответы детей
Слушают музыку.
Ребята работают в паре, записывают какие они знают музыкальные инструменты.

Ребята слушают фонограмму « Звуки леса»

Ученики обращаются к «Содержанию» учебника.
Определяют название стихотворения
3. Постановка темы и целей урока.
Будем сегодня исследователями.
- Итак, тема урока (называют дети)
Что мы должны выяснить? ( какая музыка звучит в стихотворении Леонида Яхнина.)
Цели: ознакомиться с произведением и выяснить, что звуки природы, леса – это и есть музыка, Являются ли звуки леса музыкой. Формулируют тему урока, ставят цели.
4.Построение проекта выхода из затруднений.
Цели: наметить план действий, для решения учебных задач.
- Для того, чтобы добиться цели урока, мы должны составить план действий.
Работа в паре. ( Задания в конвертике)
-Сейчас поработаем немного в паре.
-Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
( после ответа ребят на слайде план- проверка)
План
1. Ознакомиться с произведением.
2. Ответить на вопросы.
3. Определить основную мысль стихотворения(что хочет нам сказать автор).
4. Оценить свою работу на уроке.
- Что нам нужно для осуществления плана, какие средства? ( Учебник) Дети строго следуют указаниям учителя и отвечают на его вопросы.
Дети составляют план достижения цели и определяют средства.
На слайде план действий
5.Реализация
построения проекта.
(Открытие нового знания)
Чтение стихотворения учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какие слова вам были непонятны?
- А кто нам рассказал эту историю?(герой – рассказчик)
- За кем он наблюдал? ( за животными в лесу)
Словарная работа
_ Обсудите в паре трудные слова, значения которых вызвали затруднения.
Крона – верхняя ветвистая часть дерева.
Работа над содержанием стихотворения, выборочное чтение.
Работа в паре.
- Обсудите друг с другом в паре:
-С чем герой сравнивает белку? (рыжею метёлкой)
-А ваш сосед по парте расскажет вам, чью музыку герой узнал?(цвин-цвин-цвин, кузнечик стрекотал).
- А как называет стрекоз, найдите и прочитайте.
- А паутину с паучком?
-Какие приёмы использовал автор? ( сравнения, звукоподрожание)
Опять оцените себя.
- Давайте мы немного отдохнём.
Динамическая пауза
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
- Молодцы, ребята. Напомните, какое произведение читаем? Что мы должны выяснить? ( какая музыка звучит в стихотворении, звуки леса- это музыка) Ученики внимательно слушают стихотворение
предположительно отвечают на вопрос текста
Работают в паре с трудными словами.
Дети отвечают на вопрос учителя и оценивают свою работу на уроке. Работают в паре, выясняют, какие действия выполняют животные.
6. Первичное закрепление.
Цели: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.
- А сейчас я предлагаю вам прочитать это стихотворение и попробовать передать те чувства, которые герой передаёт нам.
Выразительное чтение детьми по частям( по цепочке)
- Какое открытие сделал герой этого стихотворения?(в лесу он не один, что вокруг него — целый мир.)
- Найдите подтверждение в тексте.(дети зачитывают последние строки)
- Мог ли сделать такое открытие человек, который не любит природу?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Только внимательный, чуткий человек, казалось бы, в обычных вещах может увидеть и услышать не просто звуки природы, а целую музыку.
- А тогда, название стихотворения выражает его тему или основную мысль? (основную мысль)
Тема стихотворения — это прогулка героя по лесу.
А основная мысль — это то, что внимательному, любящему природу человеку открывается нечто чудесное.
Человек, наделенный таким взглядом, способен услышать музыку леса.
Поэтому название стихотворения выражает его основную мысль, а не тему.
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрации, какое настроение они создают? Почему?
(Художник в шутливой форме изобразил всех, кто участвовал в создании музыки леса)
- Мы прочитали стихотворение, ознакомились с действиями. Скажите, кто главные исполнители этой музыки?
- А все ли могут слышать эту музыку?
- А какими качествами должен обладать человек?(быть чутким и внимательным к окружающей природе) Ученики ( 5 человек) выразительно по цепочке читают стихотворение.
Определяют тему с основную масль.
Ребята работают по иллюстрации учебника.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, опираясь на жизненный опыт детей. (слайд природа)
- Как люди могут выразить любовь к природе?
(Сочинить песню, нарисовать картину, сочинить музыку, стихотворение)
- Итак, мы выяснили, что животные и растения леса создают музыку, но эту музыку может услышать только внимательный и чуткий человек.
- Я предлагаю вам самим поучаствовать в создании этой необычной музыки.
Творческая работа по группам.
Каждой группе своё задание:
Проинсценировать одно четверостишие: один представитель читает указанный отрывок, а остальные с помощью различных средств пробуют озвучить действующих лиц.
1группа:
Я в тишине бродил один
И вдруг услышал цвин-цвин-цвин!
Я эту музыку узнал-
В траве кузнечик стрекотал.
2 группа:
Над головой моей пчела
Росинку мёда пронесла.
И белка рыжею метёлкой
Мелькнула над лохматой ёлкой.
3 группа:
Из кроны клёна вырезной
Грачи кричали надо мной.
Лесная мышь из тайной норки
За мной следила глазом зорким.
4 группа:
Чертили воздух вкривь и вкось
Цветные крестики стрекоз.
И круглоспинный паучок
Плёл паутинный свой сачок.
После выступлении каждой группы- видеофрагмент.
Творческое задание, выполняют в группах. Один ученик читает фрагмент, остальные дети изображают животных, имитируют звуки.
8.Рефлексия
Домашнее
задание -Молодцы! Я думаю мы все получили хороший заряд энергии.
Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор ?- Какая у нас возникла проблема в начале урока?
- Что мы предполагали?
-Какую ставили перед собой цель?
-Как мы добивались этой цели?
- Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение? Что хотел нам сказать?
Оценка своей деятельности.
Домашнее задание.
На «4» -выразительное чтение У с.104-105
На « 5»- чтение наизусть
Дополнительно: рисунок к любому фрагменту стихотворения(с. 104 – 105).
-Спасибо всем. Мне сегодня с вами было очень интересно работать! Надеюсь и вы узнали для себя много интересного.
Дети подводят итоги урока, начинают с проблемы, целей рассказывают что они делали в процессе урока, что в лесу звучат не просто звуки, а целая музыка.
Оценивают свои действия.
Ученики выбирают домашнее задание.