Урок Права на всякий случай


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Классный час
« ПРАВА НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ»
для младших школьников

Классный час разработал
социальный педагог МБОУ СОШ № 11 Момотова Роза Юсуфовна
Возраст учащихся 2-4 класс
Цель урока: 1.Введение понятий «Права человека» и «свободы»
2.Ознакомление с содержанием статей
3.Умение применять полученные знания в жизни.

право, свобода, равенство прав
Основные понятия:
Социальное происхождение
декларация, рабство

Оборудование: иллюстрации из сказок, дополнительная литература, карточки по терминологии, наглядное пособие «Цветик -правоцветик»

Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения элементарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод.
ДЕКЛАРАЦИЯ- международно-правовой документ, в котором провозглашают какие-либо принципы
Следует отличать декларации от конвенции и пактов, являющихся юридически обязательными международными соглашениями, договорами.
КОНВЕНЦИЯ – это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме.
ПАКТ – договор, охватывающий различные группы проблем.
Конвенции и пакты вступают в силу не сразу после их принятия, а лишь после их утверждения (ратификации) определенным количеством государств.
Те права, которые, как считают, имеют всеобщее применение, известны как права человека.
Следует различать понятия «ПРАВО ЧЕЛОВЕКА» и «СВОБОДА»
Право человека – охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять.
Право человека- это то, что разрешено законами и соответствует природе человека.
Свобода человека – это отсутствие каких-либо ограничений в деятельности или поведении
Свобода нужна, но не всегда допускается власть, законом, государством. Тем не менее ряд документов о правах человека допускает свободы, обозначенные в них, отмечая таким образом их всеобщий обязательный характер(например свобода мысли, совести, религии)
Всеобщая декларация провозглашает ряд прав человека, которые можно разбить на две большие группы:
-гражданские (личные ) права и политические права. Эти права касаются проблемы свободы и физической безопасности человека

-социальные, экономические и культурные права
Ни одна из этих групп не является более значимой, чем другая, их соблюдение тесно взаимосвязано. Провозглашение равенства прав людей от рождения исключительно важно, ведь именно этот принцип так часто нарушался в прошлом (крепостное право в России, положение коренных жителей Америки –индийцев).Равенство людей не означает их одинаковости с точки зрения их физических или умственных способностей, талантов. Каждый человек отличается от любого другого, а различия между людьми в одной социальной группе или сословии могут быть более значительными нежели различия между людьми.
Обратите внимание, что в каждой чаше находится одинаковое количество ребят, представляющих разные народы. Равновесие символизирует равенство всех ребят, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3 – эта статья провозглашает право самого человека распоряжаться своей жизнью. В разные века ценность человеческой жизни была разной, и мы можем смело сказать, что именно повышение ее ценности является наиболее ярким свидетельством гуманизации человеческого общества.
Детям легко будет уяснить смысл данной статьи с помощью иллюстрации, на которой изображена Красный Шапочка в момент встречи с Волком. Известность сюжета сказки предоставляет хорошую возможность поговорить о нарушении права на жизнь и личную неприкосновенность.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Вспомните примеры из сказок, в которых нарушалось право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Вопрос: что изображено на иллюстрации? Зачем художник нарисовал плетку? Что такое рабство?
До сих пор в мире не изжита такая вопиющая форма лишения свободы, как рабство.
Рабство –положение или состояние человека, лишенного собственности, не имеющего никаких прав и полностью зависящего от хозяина- господина, распоряжающегося его трудом и жизнью. Его запрещение во всех видах и провозглашает Статья 4.
Статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, посвященная проблеме рабства, особо оговаривает запрещение принуждать кого-либо к обязательному труду.
Ребята подумайте, могут ли здесь быть исключением (к ним относятся, например, каторжные работы, к которым приговорен преступник в соответствии с действующим законом).
Статья 5 –запрещающая применять пытки и жестокое, бесчеловечное обращение, унижающее достоинство человека.
Статья 6 является первой в ряду статей, наиболее тесно связанных с правом. В официальном тексте Декларации эта статья гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».Под этим юридическим термином понимается право на защиту со стороны закона. Это значит, что действие закона должно распространяться на всех людей без исключения.
Иллюстрация к статье 6 изображает встречу Руслана с головой из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».Здесь важно отметить ,что Руслан, встретив в поисках Людмилы огромную спящую голову на своем пути, ни с того ни с сего набросился на нее с оружием, причем «без суда и следствия».Нужно обратить внимание детей на то, что действия Руслана в данном случае являются прямым нарушением Статьи 6 Декларации.
Статья 17 Декларации провозглашает право каждого человека владеть имуществом, т.е. обладать личной собственностью. Смысл статьи хорошо передает иллюстрация, на которой изображен Буратино в момент, когда Кот Базилио и Лиса Алиса пытаются завладеть его деньгами, т.е.»произвольно лишить его имущества».
Законы ,существующие в демократическом обществе, должны устанавливать рамки, в пределах которых могут осуществляться права и свободы. Помимо этого, долг правосудия, а также обоснованная заинтересованность каждого человека состоят в том, чтобы эти ограничения были направлены только на законные и общепризнанные цели и не наносили этим целям ущерба.