Сценарий развлечения на тему:Танцы, игры и забавы народов Севера


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Сценарий развлечения на тему:
«Танцы, игры и забавы народов Севера»
(для детей средних групп)
Подготовила:
Габдуллина К.Ш. – воспитатель
высшей квалификационной категории
Программные цели:
продолжать знакомить дошкольников с многообразием культурных традиций народов, населяющих территорию России;
формировать у детей познавательный интерес к изучению быта, культуры, традиционных занятий народов Севера;
развивать коммуникативные качества детей, прививать навыки взаимодействия и сотрудничества детей между собой и с взрослыми;
закрепить знания детей о природе, животном мире родного края;
вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;
воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Предварительная работа: оформление выставки рисунков, поделок и изделий, выполненных ненецкими мастерами – рукодельницами, заучивание стихов, разучивание танцев.
Оборудование: шапки волка, оленя для подвижных игр, национальные костюмы для танца, фонограмма.
Ход мероприятия.
Дети и родители под национальную ненецкую музыку входят в музыкальный зал.
Воспитатель:
Я живу на Ямале, где сурова зима,
Где короткое лето и осень ненастна,
Но как дорог и мил этот край для меня,
Как природа Ямала величава , прекрасна.
Я люблю этот край: и болото, и лес,-
Но волнует меня беспокойная мысль:
Как всё это богатство Ямала сберечь
Для других поколений, что здесь прижились.
-Вот такие волнующие очень многих строки написала наша землячка - жительница посёлка Пурпе Тамара Степановна Гарбуза.
-Мы живём на Ямале. Это наша малая родина. Кто-то здесь родился, а кто-то приехал и прижился: работает, растит и учит детей. Здесь, на этой земле, живут веками и ведут своё традиционное хозяйство коренные народы Севера – ненцы, ханты, манси, селькупы, коми-зыряне. Край суровый для них не только родина, но и хранительница вековых традиций, уклада жизни. Земля эта - их кормилица. Они не только прекрасно выживают в этих суровых условиях, но и сохраняют свою самобытность - свой язык, песни, обряды и традиции, несмотря на масштабное промышленное освоение территории. Разработка нефтяных месторождений сократила пастбища для оленей, вынудила оставить привычные места. Наша с вами задача - воспитание толерантного отношения к культуре коренных жителей, уважения к трудолюбивому народу.
-Немало известных имён дала эта земля. Среди них есть писатели и поэты, как Николай Дудников, написавший очень много рассказов для детей и взрослых, Прокопий Явтысый, Лагздынь, Виктория Кудрявцева, Ирина Токмакова - поэты, написавшие прекрасные детские стихи. Давайте послушаем несколько стихов В.Кудрявцевой.
Зайчишка.
Кто зимою
В белой шубке
Летом – в серой
Бегать любит?
Всеми признанный
Трусишка,
Но любимчик мой-
Зайчишка.
Лиса.
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах.
Чёрно- серебристая,
Шубонька пушистая.
Пышный хвост - её краса,
Чёрно-бурая лиса.
Белка.
Кто не знает попрыгунью-
Белогрудую летунью?
Хвост роскошный, уши-стрелки
У лесной пушистой белки.
Воспитатель.
-Некоторые стихи местных поэтов превратились в считалки.
Данил, расскажи, пожалуйста, свою считалку детям и нашим гостям.
Олень
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарту всем не сесть,-
Значит, ты остался здесь!

Воспитатель.
-Сейчас мы приглашаем детей и родителей средней группы поиграть в ненецкую игру
«Олени и волк». Но прежде , чем начнём игру, нам необходимо выбрать волка по считалке. Написал её Прокопий Явтысый.
Все ребята встали в круг,
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди,
Самый сильный, выходи!
Игра «Олени и волк».
Ходит северный олень
По сугробам целый день.
А устанет - отдыхает,
Мох копытами копает.
Воспитатель.
- Стихи поэта Прокопия Явтысый обращены к родной природе. Послушайте одно из таких, называется «Полярная сова».
Как в тундре снег, белым - бела
Летит полярная сова.
Ей не страшны мороз, зима
И полночи беззвёздной тьма.
Следят локаторы ушей
За перебежками мышей…
И видит их сквозь тьму глаза…
Сова - мышиная гроза.
- Ребята, я вас приглашаю поиграть в игру «Совушка – сова».
Игра « Совушка – сова»
Воспитатель.
Совсем недавно в нашем детском саду прошёл фестиваль народов Севера. В рамках этого фестиваля дети знакомились с бытом, культурой, традициями коренных народов Севера и Сибири. В далёкой Чукотке живут чукчи, которые тоже занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. К фестивалю народов Севера дети разучили чукотский танец. Предлагаем посмотреть в исполнении девочек средней группы №2.
«Чукотский танец»
Воспитатель.
-У поэтессы Ирины Токмаковой много удивительно красивых детских стихов. Несколько стихов из её творческого сборника мы сейчас услышим.
Лев.
Скачут побегайчики-Солнечные зайчики.
Мы зовём их - не идут,
Были тут, и нет их тут.
Саша.
Снежиночки-пушиночки
Устали на лету.
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть.
Воспитатель.
- Готовясь к фестивалю, дети средней группы №1 познакомились с жизнью, бытом, и традициями эвенков. Давайте нашим мамам и папам тоже покажем, чему мы научились. Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию эвенкийский танец.
Эвенкийский танец
Воспитатель.
-Ребята, давайте проверим, сумеют ли наши мамы отгадать ненецкие загадки.
(Загадки)
Воспитатель.
-Вот и закончился наш праздник. Выражаем свою признательность за помощь в организации воспитательно-образовательного процесса и приглашаем на дальнейшее сотрудничество.