Конспект урока по литературному чтению Н. Сладков Свиристели


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 13 города Евпатории Республики Крым»
297406, Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, ул. Сытникова, 16,
тел. (3 6569) 2-49-52, 2-49-57, E-mail: shkola13y@mail.ruУРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В 1-ОМ КЛАССЕ
«Тема: Н. Сладков «Свиристели»»
Разработка урока: Литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: Н. Сладков «Свиристели»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н. Сладкова «Свиристели», главными героями – птицами – свиристелями; познакомить с своеобразием мира птиц, особенностями их повадок; помочь учащимся понять необходимость бережного отношения к природе, к птицам; познакомить учащихся с текстом научного стиля, с особенностями художественного и научного текстов; формировать умение различать эти тексты; формировать навыки выразительного чтения, свободной и правильной речи.
Развивающие: развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, способность к осуществлению логических операций анализа, синтеза сравнения; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать стремление бережно относиться к красоте природы, беречь и заботиться о ней; прививать навыки коллективной работы через организацию делового общения, воспитывать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Учебник литературного чтения 1 класс, В.Ю. Свиридова.
Проектор, ноутбук.
Аудиозапись с голосами птиц.
Раздаточные карточки с научным текстом.
Современные образовательные технологии, используемые на уроке:
Технология развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.
Технология проблемного обучения.
Технология групповой работы.
Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного.
Информационно – коммуникационные технологии.
Игровые технологии.
Ход урока
Организационный момент. Слово учителя. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
Изучение нового материала.
Слово учителя. Проблемный учебный диалог с использованием видеослайда и аудиозаписи. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Представьте, что мы оказались на лесной опушке. Даже зимой в солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц зимой на лесной опушке.
( Аудиозапись « Голоса птиц»),
- Чьи голоса вы узнали?
- Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона.
- А это кто поет? (пение свиристели). Может соловей?
- Нет, соловей поет весной, а сейчас зима.
- Так поет удивительная птичка - свиристель. Знаете такую?
- Посмотрите изображение этой птицы.
- Как выглядит свиристель?
- А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».
- Какие задачи поставим перед собой?
Задачи урока.
познакомиться с рассказом Н. Сладкова « Свиристели», главными героями птицами свиристелями, с своеобразием мира птиц, особенностями их повадок.
Индивидуальная работа. Чтение рассказа Н. Сладкова « Свиристели».- Итак, мы знакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели». А познакомит нас с этим рассказом ученица нашего класса ____________
Беседа с учащимися.- Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова « Свиристели?»
- Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
- Что запомнилось вам в этом произведении?
- Что узнали о свиристелях?
Индивидуальное чтение учащихся по «цепочке».Задание: Учимся читать произведение вместе. Откройте учебник на стр.34. Прочитайте текст по « цепочке», соблюдая все знаки препинания.
Диалог учителя и учащихся. Выборочное аналитическое чтение.- У каждого произведения есть свои герои. А кто же герой этого произведения?
- Найдите и прочитайте описание внешности птички.
- Как выглядит свиристель?
- Когда прилетают к нам свиристели? Найдите ответ в тексте.
- Чем питаются свиристели? Найдите ответ в тексте.
- Каковы особенности характера этой птички? Подтвердите ответ словами текста.
- В своем рассказе автор много раз повторяет слова - свиристели, свиристят, свиристеть, свиристит... Как вы думаете — почему?
( автор вслушивается в звучащее слово, повторяет его, играет с ним.)
- Что значит « серебристой трелькой?»
- Прочитайте последнее предложение. ( « ... И не будем их к этому приучать!»)
- Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ( Людей не видели и не научились их бояться).
- К чему призывает нас автор? ( Бережно относиться к красоте природы)
Вывод: Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной жизни
свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.
Самостоятельная индивидуальная и групповая (парная) работа с учебником. Анализ научного текста. Сравнительный анализ. Слово учителя.- А теперь познакомимся с другим текстом, главным героем которого тоже является свиристель
Задание:
Откройте учебник « Литературное чтение» на стр. 35.Прочитайте про себя данный текст. Приготовьте выразительное чтение текста, соблюдая все знаки препинания.
Вдвоем ответьте на вопросы. Договоритесь, кто даст развернутый ответ на данные вопросы, а кто прочитает текст.
1. О ком поведал нам этот текст?
2.Кто главный герой этого текста?
3. Где можно встретить данный текст? Найдите ответ на
странице учебника.
4.Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели».
- Что общего в этих текстах?
- Чем они отличаются?
5.Какой текст было читать интересней? Почему?
Индивидуальная и групповая (парная) работа. Выступления групп.Задание: 1. Чтение текста вслух.
2. Дать развернутые ответы на поставленные вопросы.
Сравнение художественного и научного текстов. Слово учителя.Ребята, текст, который вам было читать интересней - это художественный текст, а текст, помещенный в энциклопедии - научный текст. На данном этапе урока мы познакомимся с особенностями научного и художественного текстов, научимся различать эти тексты.
Поиск решения учебных задач. Сравнительный анализ текстов с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.- Какой из текстов можно назвать научным? Почему?
- Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)
- Кто написал первый текст? А второй?
- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?
- Посмотрите на слайд № 4. Сравните художественный текст и научный.
Художественный текст. Научный текст.
Автор писатель учёный
С какой целью пишут... Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них. Дать точную информацию о nmuijax.
Какие слова выбирают ... Художественные средства: слова- сравнения, слова- восхищения; слова, выражающие отношение автора
(серебристая трелька, острый хохолок). Научные слова.
( отряд, род, семейство, вид, обитают).
Вывод: Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-
восхищения; использует прием - звукоподражание. В художественном тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнения с использованием офтальмотренажеров. Смена динамических зон.
III . Закрепление изученного материала. Коллективная творческая работа с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.
1.- Прочитайте слова на слайде.
Могут ли они быть употреблены в научном тексте? Почему?
Это слова ученого, или писателя?
Можем ли мы утверждать, что Н. Сладкову нравятся свиристели?
Подтвердите ваше утверждение словами из текста. ( И не будем их к этому приучать!)
А в научном тексте можем ли мы определить отношение автора к птичке?
(Пет).
Как вы думаете, зачем Н. Сладков написал этот текст?
Если бы вы были учеными, что бы вы добавили из слов слайда в научный текст?
( питаются рябиной).
серебристой трелькой
с острым хохолком
с красными и желтыми крапинками
доверчивые
загадочные
клюют рябину
гнездятся где-то в тайге
не боятся людей.
2. Игра « Угадай - ка».
Угадайте, в какой текст можно поместить данные предложения? Докажи.
У моей кошечки пушистая шерстка, длинный хвостик.
Тигр относится к семейству кошачьих.
Мой попугай Кеша - любимец семьи.
Попугаи обитают в тропических лесах.
Групповая( парная) творческая работа по карточкам.
Задание 1. Прочитайте текст на карточках. Определите: это художественный или научный текст? Докажите друг другу.
Воробей - род птиц семейства ткачиковых, отряда воробьиных. Распространены в Европе, Азии, Африке. Длина тела 17 см. Окраска оперенья у самца и самки различна.
Кто автор этого текста? ( Ученый).
Задание 2. Попробуйте научный текст превратить в художественный.
( Воробушек - маленькая птичка серого цвета. Клювик маленький, у молодых желтый).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексивно - оценочный этап с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.
С каким произведением познакомились на уроке?
О ком рассказал нам Н. Сладков в своем произведении?
Почему рассказ Н. Сладкова «Свиристели» относится к художественному произведению?
Как отличить художественный текст от научного?
Художественный текст. Научный текст.
Автор писатель учёный
С какой целью пишут... Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них. Дать точную информацию о птицах.
Какие слова выбирают ... Художественные средства: Научные слова.
сравнения, восхищения; слова, ( отряд, род, семейство,вид,
выражающие отношение автора обитают).
(серебристая трелька, острый хохолок). - Ребята, вы просто молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо вам за урок!
V. Д/З в 1 классе не задается.
Приложение № 1.Свиристели
Сидели свиристели и - свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель - свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.
И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и желтыми крапинками на крыльях. Красивые, доверчивые и ... загадочные!
Гнездятся где - т о в тайге, мало кто видел их гнезда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они свиристели доверчивые, что сразу все ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не научились бояться их.
... И не будем их к этому приучать!
(Н. Сладков)
Свиристели - род птиц отряда воробьиных. Длина - 15 см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: « свирири - свирири».
(Энциклопедический словарь).