Программа курса Основы медицинских знаний


Пояснительная записка
Статус
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Выявление и устранение причин, приводящих к отклонениям и нарушениям здоровья.
Для решения проблем сохранения здоровья и профилактики ряда заболеваний в школе может быть разработана целая система мероприятий, носящих здоровьесберегающий характер, являющийся основой для дальнейшей профориентации школьников.
Данный курс по выбору для 9 класса является одним из этих мероприятий.
Кроме того, курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся 9 класса по вопросам анатомии, физиологии и гигиены человека, на закрепление интереса к биологии.
Структура курса позволяет повысить знания учащихся, раскрыть творческие способности, научиться проводить исследования. Это позволит учащимся в будущем осуществить сознательный выбор пути дальнейшего продолжения образования.
Курс составлен на 17 часов. В основе лежат теоретические и практические занятия.
2. Структура документа
Программа включает:
- титульный лист;
- пояснительную записку
- календарно-тематическое планирование курса для 8 класса.
3. Роль и место курса в обучении
курс «Основы медицинских знаний», в котором предусмотрено изучение таких вопросов, как
- правила оказания первой медицинской помощи при нарушениях здоровья.
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами (биология,ОБЖ, физическое воспитание и др.).
4.Цель и задачи:
цель - создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
Задачи -предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Школьный курс «Основы медицинских знаний» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о медицине, здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.
- профессиональная ориентация, выбор профиля в дальнейшем.
Тематический план и программа курса по выбору «Основы медицинских знаний» рассчитаны на 17 часа в год. Большое внимание при организации и подготовке занятий уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны разработано 6 практических работ.
5.Результаты обучения
Учащиеся должны знать основные правила, необходимые для сохранения и поддержания здоровья. Формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Профессиональной ориентации.
Календарно-тематическое планирование.
LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Света\\Desktop\\Лист Microsoft Excel.xlsx" Лист2!R1C1:R67C8 \a \f 4 \h \* MERGEFORMAT
№ п/п Тема урока дом. Задание Основное содержание Оборудование Тип урока Форма организации познавательной деятельности Контроль
1. Медицина в нашей стране. Понятие о ЗОЖе. -Понятие о здоровом образе жизни; ММП Урок – актуализация фронтальная устный текущий
-Пути его формирования;   - Кто такой здоровый человек.   2 Режим дня школьника.   - Что такое режим труда и быта;   Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
Составить режим -Понятие о правильном распорядке дня; таблица   - Пр. работа №1 «Составление режима дня»   3 Оказания первой медицинской помощи - Что такое травмы, их виды.   Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
Оказание доврачебной помощи при переломах и кровотечениях   Отчет пр раб 2 4 Личная гигиена.   -Понятие о личной гигиене;   Урок изучения нового материала фронтальная письменный: по результатам работы в тетради
  - история вопроса о гигиене;   практическая работа Заполнить табл. Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека» Карточки с заданием   5 Профилактика кожных заболеваний.Строение кожи.   - Значение здоровой кожи для организма человека;   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  -Виды заболеваний кожи Таблица ММП   -Профилактика кожных заболеваний;     -Гигиена кожи.     -Особенности кожи у детей и подростков.   6 Гигиена полости рта. Органы ротовой полости.   -Строение органов ротовой полости;   Урок изучения нового материала фронтальная письменный: по результатам работы в тетради
конспект Значение органов ротовой полости. ММП таблица   -Основные способы ухода за полостью рта. муляж 7 Влияние высоких температур на организм. сообщения  -О влиянии высоких температур на организм человека;  карточки Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  Тепловой удар, ожоги.Первая помощь   8 Профилактика вирусных инфекций.   -Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы.   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  -Грипп, простуда и борьба с ними.               9 Понятие о закаливании организма.   - Что такое закаливание.   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  - Основные способы закаливания организма;     -Как правильно начать закаливающие процедуры.   10 Питание и здоровье.   -Понятие о рациональном питании;   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
рисунок -Польза и вред диет; упаковки, литература Практическая работа №5   -Правильное питание школьника;       Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка».     11 «Составление суточного пищевого рациона школьника» отчет «Составление суточного пищевого рациона школьника» литература, карточки Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
(практическая работа )  (практическая работа №6 )  12 вредные привычки   -Немного истории;   Урок изучения нового материала индивидуальная устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
сообщения. курение.     - Профилактика ;ММП   - Подросток и алкоголь.   13 Травматизм и его профилактика.   - Понятие о травматизме;   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  - Виды травм и их последствий;   таблица -Профилактика травматизма у детей и подростков. Скелет, бинт, шина.   - Школьный травматизм и его профилактика.   14 Отравление и его профилактика.   -Понятие об отравления;   Урок изучения нового материала индивидуальная устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
  -Классификация отравлений и их влияние на организм человека;   рисунок - Профилактика отравлений у детей и подростков. муляжи и таблицы   -Пищевые отравления.     - О Ядовитых грибах, растениях и животных.     -Приемы первой помощи при отравлении.   15 Что нужно знать о лекарствах.   - Об опасности самолечения;   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  -О хранении лекарств в доме;   сообщения. -Приемы первой помощи при лекарственной передозировке; - Когда и как нужно принимать лекарства. инструкции       16 Внутренняя боль и её опасность.   - Понятие о внутренней боли;   Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
  - Разновидности внутренней боли;   Повторение - симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_ ММП   - Опасность внутренней боли;     -Профилактика и первая помощь.   17 Контрольно-обобщающий урок   Выполнение зачетных заданий в игровой форме.   Урок контроля знаний парная тематический устный и письменный


Литература.
Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. – 1988.
Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.
5 Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.