Методика Личностная агрессивность и конфликтность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Березники









Методика
«Личностная агрессивность и конфликтность».





Выполнила: социальный педагог МАОУ СОШ №24
Петрова Елена Александровна
















г. Березники, 2017 год
Методика позволяет выявить склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Тест состоит из 80 утверждений. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».
За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Сумма баллов по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессии субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность» - показатель негативной агрессии субъекта. Сумма баллов, по шкалам «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» и «бескомпромиссность» дает обобщенный показатель конфликтности (см. приложение .)

Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения агрессии мы поделили подростков на две группы: первая – младшие подростки 10-12 лет, учащиеся 5-6 классов; вторая – средние подростки 12-14 лет, учащиеся 7-8 классов. В каждой группе в исследовании принимало участие по 10 человек.

Таблица 1
Результаты исследования агрессии подростков
(опросник Басса-Дарки)

Возрастной период
Агрессивные реакции


Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины

10 – 11
2 (20%)
1 (10%)
2 (20%)
2
(20%)
-
1
(10%)
2
(20%)
-

12 – 14
3 (30%)
-
1 (10%)
3
(30%)
-
-
3
(30%)
-


Из таблицы видно, что у подростков 10 – 11 лет на одном уровне находятся такие виды агрессии, как физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и раздражение. Чуть меньше выражена косвенная агрессия, подозрительность.
Мы видим, что различия между видами агрессии невелики. Причинами агрессии в данном возрасте могут быть критичное отношение к себе, возбудимость, нервозность, эмоциональная неустойчивость на первом этапе полового созревания.
У подростков 12 – 14 лет возрастает физическая и вербальная агрессия, а также негативизм. Косвенная агрессия не наблюдается. Такие агрессивные реакции как обида и чувство вины не выявлены ни в одном возрастном периоде.
Повышение у средних подростков физической и вербальной агрессии, а также негативизма, возможно, связано с тем, что сохраняется критичное отношение к себе, а также именно в 12 – 14 лет происходит переоценка своих возросших возможностей, которые определяются стремлением к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, педагогам, родителям, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость могут стать причинами конфликтов, вспышек агрессии и негативизма.
Таблица 2
Личностная агрессивность и конфликтность

Возрастной период
Позитивная агрессия
Негативная агрессия
Конфликтность

10 – 11 лет
3 (30%)
4 (40%)
3 (30%)

12 – 14 лет
2 (20%)
5 (50%)
3 (30%)

Из таблицы 2 мы видим, что у подростков 10 – 11 лет преобладает негативная агрессия, но приоритет ее небольшой. Позитивная агрессия и конфликтность на одинаковом уровне. Дифференциация между видами агрессии небольшая. Немаловажно заметить тот факт, что подростки, которые имеют негативную агрессию, по опроснику Басса-Дарки у них выявлена физическая и вербальная агрессия, а также негативизм.
По сравнению с подростками 10 – 11 лет у средних подростков увеличивается уровень негативной агрессии, соответственно снижается уровень позитивной агрессии, а конфликтность остается на прежнем уровне. Дифференциация между видами агрессии значительная. Аналогично, у подростков, имеющих высокий уровень негативной агрессии, согласно опроснику Басса-Дарки, выявлена физическая и вербальная агрессия.
И по результатам этой диагностики можно сделать вывод, что у средних подростков уровень негативной агрессии выше, чем у младших подростков. Конфликтность на одном уровне.
На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что и у младших и у средних подростков наблюдаются разные виды агрессии, но у подростков 12 – 14 лет более ярко выражена физическая и вербальная агрессия, а также негативизм. Также у средних подростков более существенной становится дифференциация между видами агрессии.
С достижением подростков 12 – 14 лет снижается уровень позитивной агрессии, а уровень позитивной агрессии повышается. Эти данные позволяют еще раз подтвердить тот факт, что средние подростки более агрессивны, чем младшие.
Приложение 1
Личностная агрессивность и конфликтность

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
Я часто злюсь, когда мне возражают.
Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.
Мнение, что нападение, лучшая защита, правильное.
Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
Я считаю, что добро эффективнее мести.
Каждый человек имеет право на свое мнение.
Я верю в честность намерений большинства людей.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливые.
Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
Я считаю, что лозунг из м/ф. «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимание.
Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
Я уважаю людей, которые не помнят зла.
Утверждение: «Ум-хорошо, а два-лучше» - справедливо.

· Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливое.
У меня никогда не бывает вспышек гнева.
Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
Я стараюсь избегать обострения отношений.
Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
Я осуждаю недоверчивых людей.
Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю открыть.
Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.
У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорей изложить свое мнение.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
Не одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
при игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.
Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отмщу обидчику.
Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
Обычно меня трудно вывести из себя.
Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.
Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Ключ к расшифровке ответов
Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.
Ответы «да» по позициям 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы «нет» по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности субъекта к наступательности, напористости.
Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности субъекта к обидчивости.
Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.
Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.
Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам «наступательность», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессии субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
Список литературы.

1. Акимова М.К. Педагогика и психология. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Педагогика, 1992. – 350 с.
2. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности//Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – с. 112.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 2001.- 144с.
4. Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – М.: Наука, 1978. – 144 с.
5.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 278 с.
6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.
7. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое «зло») /Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.
8. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.-СПб.-1999.
9. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 512 с.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
11. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.
12. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.-1997.-12 с.
13. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал, 1996. - № 5. – с. 3-18.
14. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. – М., 1991. – 16 с.
15. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.
16. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.


Ўђ Заголовок 1nђ Заголовок 2nђ Заголовок 315