Конспект урока по изобразительному искусству на тему Конструкция и декор предметов народного быта

Конспект урока по изобразительному искусству
для 5 класса
по программе Б.М.Неменского.

Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Цель: сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.
Задачи: - познакомить с предметами народного быта, их конструкцией
и декоративным оформлением;
- формировать навыки создания единства конструкции и
декора в предметах народного быта;
- развивать мышление, внимание и творческое воображение;
- воспитывать интерес к народному творчеству.
Зрительный ряд: репродукции и изображения предметов народного быта (посуда, прялки, вальки, рубеля), образцы деревянной фигурной посуды, педагогический рисунок на доске, динамическая таблица, изображающая последовательность выполнения работы в цвете.
Материалы: карандаш, гуашь, кисти.
Задание для учащихся: изображение выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.
План урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Целеполагание.
Формирование новых знаний.
Формирование художественного образа.
Планирование работы.
Выполнение работы.
Анализ работ.
Итог урока.

Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Целеполагание.
+ На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Посмотрите на рисунок и скажите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
IV. Формирование новых знаний.
+ В современном быту мы пользуемся различными предметами, которые значительно облегчают нашу жизнь: газовые плиты, стиральные и швейные машинки. Но есть предметы, о которых современные люди давно забыли. Ими пользовались наши предки. Эти предметы быта или как их еще называли утварь, помогали крестьянину в повседневной жизни. Может быть, кто-нибудь сможет назвать некоторые из них?
- прялка, ковш, сундук,
+ В крестьянской жизни было много различной утвари. Многие предметы имели очень интересные названия: лукошки, вальки, рубели, а также прялки, ковши, ложки, короба, сундуки, кружки и многие другие.
+ Но для того, чтобы эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью, люди украшали их. За прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, а в нарядной посуде еда покажется вкуснее.
V. Формирование художественного образа.
Ковши.
+ Центральное место на праздничном столе занимали большие сосуды, в которых подавали мед, пиво, квас. Это ковши. Размеры ковшей были разные: от огромных многоведерных до малых на один глоток. Одной из самых древних является форма ковша в виде птицы. Украшения на ковшах были разнообразными: в виде геометрического узора, растительного, украшенного вьющимися травами и цветами. Грудь могла украшать розетка в виде солнца, а узор головки и шеи подражает оперению (показ иллюстрации).
У некоторых ковшей голова птицы заменялась головой коня, а у некоторых силуэт точно повторял форму древнерусского судна – ладьи (показ иллюстрации).
У ковшей-черпаков делали высокую рукоять в виде сложного архитектурного сооружения с башнями, арками, скульптурами коней и птиц (показ иллюстрации).
Форма ковшей плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост.
Солонки.
+ Для чего нужны солонки?
+ На крестьянском обеденном столе самой почетной посудой с древних времен была солоница или солонка. Соль на Руси ценилась дорого, ее берегли, необходимость в хозяйстве могла сравниться только с хлебом. Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовала в торжественных ритуалах, хлебом-солью встречали самых почетных гостей, они являлись знаком самого радушного приема.
Существуют два вида солоницы: в виде стульчика или кресла и плывущей птицы. Солонки украшали росписью или тончайшей резьбой.

Хлебница.
+ Для чего нужна хлебница?
+ Почему люди с почтением относились к хлебу?
+ Бережливое отношение к хлебу в русской деревне, уважение к каждому ломтю, добытому тяжелым трудом, являлось причиной ритуала всякий раз, когда семья садилась за стол. Хлеб приносили в специальной хлебнице – круглом или в продолговатом коробе. Особое внимание придавалось ее декору. Особый смысл жанровых сцен – пожелание счастья и благополучия обладателю хлебницы. Расписывались хлебницы обычно в приданое дочери-невесте.
Вальки.
+ Валек – это прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая с рукояткой. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева: липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью. Наибольшей декоративностью отличались вальки, служившие подарками парней девушкам. Одни выполнялись в виде женской фигуры.
Прялка.
+ Для чего нужна прялка?
+ Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, украшенные резьбой и росписью. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, предавали следующему поколению. Та часть, на которую садилась женщина называется «донце». Ножка прялки – это стояк. Верхняя часть - это лопасть. Ее украшали: вверху – выступами «городками», снизу – «серьгами», «ожерельями».
Украшение предметов быта.
+ В украшении предметов быта удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Могут встречаться: сценки из жизни людей, солярные знаки, символизирующие солнце, землю и воду, различные растительные орнаменты, а также фантастические птицы сирин. Люди верили, что они приносят счастье и своим голосом могут усыпить любого.

VI. Планирование работы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
1.Пед. рисунок на доске.
- определяется общее положение предмета на листе; проводиться средняя линия; отмечаются горизонтальными штрихами общая высота предмета и высота его частей;
- соединение крайних точек штрихов;
- прорисовывается и уточняется форма предмета;
- рисуется орнамент.
2. Работа в цвете (динамическая таблица)
- прокрытие основных цветовых пятен фона;
- проработка основных цветовых пятен орнамента;
- проработка деталей, обобщение и завершение работы.
VII. Выполнение работы.
VIII. Анализ работ.
XI. Итог урока.











15