Урок по изобразительному искусству на тему «Декор предметов быта и труда казаков» (5 класс)

Конспект урока на тему: «Декор предметов быта и труда казаков».
Автор: Скачкова Валентина Викторовна, учитель ИЗО МБОУ Клетско-Почтовской СОШ Серафимовичского муниципального района Волгоградской области.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Цель урока: Сформировать представление о жизни и быте казаков.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с предметами быта и труда казаков, формировать навыки создания единого художественного образа.
Развивающие: Развивать чувство композиции, творческого воображения, память, логическое мышление, внимание, речь.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, уважение к труду, к мастерству, интерес к истории и культуре своих прадедов – казаков, к сокровищам народного творчества.
Оборудование урока:
Зрительный ряд: предметы быта казаков (Из школьного музея).
Музыкальный ряд: Старинные казачьи песни: «Дон Иванович», «Старый гимн казаков»; Дмитрий Донской «Казаки», Е. Алтайский «Вольный конь», А. Дюмин «Дон», Надежда и А. Маршал «Дон», «Как у нашего соседа». (По выбору учителя)
Материалы: акварель, кисти, карандаш, ластик, альбомы для рисования.
Методические приемы: рассказ, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и предметов, беседа по ним, анализ, подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Проверка готовности учащихся к уроку.
2) Эмоциональный настрой.
(Звучит старинная казачья песня «Дон Иванович»)
Учитель: (на фоне музыки)
Из привилегий самой вечной
И самой главной не забыть:
Казак всегда в шеренге первый
Имеет право умереть.
Покуда Дон течет былинный,
Покуда жив казачий род,
Той привилегии старинной
У нас никто не отберёт.
2. Сообщение новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О казаках)
- Что такое казачий донской край?
Ответ однозначный для каждого – это Дон, самая величественная русская река. А Дон без казаков не река. Казаки - свободные люди. Они искали в старину уголки земные, где не было княжеского или царского гнёта. Кто-то первый пришёл на Дон. Возможно, среди них были и наши предки
Нам посчастливилось родиться и жить на казачьей земле и сегодня на уроке мы познакомимся с предметами быта и труда казаков, искусством их создателей, мы как бы заглядывая в далёкий мир, узнаём о жизни и творчестве наших предков.
- Перед вами небольшой рисунок, что на нем изображено? (Казачий дом)
- Верно, а кто жил в таком доме? (Наши деды и прадеды)
- А как назывался казачий дом? (Казачий курень)
- Верно, казачий курень или хата.
- Какие предметы могут находиться в этом курене? ( Посуда, мебель, и т. д.)
- И вот, сегодня мы с вами «пройдём сквозь стены казачьего куреня» и попадём в Казачий музей заочно на экскурсию. А вы очень внимательно смотрите, слушайте и запоминайте, так как после экскурсии вас ждёт увлекательная, но сложная работа.
(Просмотр презентации с пояснением учителя).
Казаки – народ, верующий. Основное воспитание проходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.
Распределение обязанностей в семье основывалось на народном представлении о связи мужчин с внешним миром, женщин – с внутренним жилым пространством (хатой, печью).
Мужчины выполняли главные полевые работы: пахоту, сев, уборку хлебов. Летом заготавливали сено, дрова. Занимались также обустройством базов и хлевов, подправляли хату. Женскими считались работы по дому: приготовление пищи, уборка, стирка, прядение, ткачество и вязание, шитьё и починка одежды, а также содержание огорода.
- Мы сейчас «побывали» в Казачьем музее, теперь попробуйте ответить на мои вопросы:
- Что за предметы перед вами? Как они называются? Для чего предназначались?
(Ответы детей)
- Встречали ли вы эти предметы в жизни?
- Из каких материалов в основном изготавливались предметы быта? (Из дерева, глины.) - Почему, как вы думаете?
- Верно, основным материалом были: глина и дерево. Дерево – постоянный спутник казаков. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
Глина – очень мягкий и послушный материал. Из неё лепили посуду, ей мазали и белили хаты. В глиняных крынках и кувшинах жидкие продукты дольше оставались прохладными.
А готовили пищу в печи в чугунах различной величины, для которых были вот такие ухваты (Рогачи).
Задание:
И вот сегодня вы – мастера. Ваша задача – украсить курень, используя варианты народных умельцев и своё воображение. Вы приготовите эскизы предметов казачьего быта, а на кружке мы попробуем изготовить их из солёного теста. На «День хутора» мы организуем выставку.
Физминутка.
3. Практическая работа. (Под музыку)
Выполнение эскизов.
Самостоятельная работа.
Целевой обход учителя.
4. Итог урока:
Выставка и анализ работ.
- Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Познакомились с предметами быта и труда казаков, узнали об их жизни и творчестве)
- У вас получились очень интересные эскизы предметов казачьего быта.
- Для чего мы выполнили эти эскизы? (Чтобы изготовить из солёного теста для выставки)
(Тихо звучит песня «Дон Иванович»)
- Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы.
(Оценивание работ).
На этом наш урок окончен. До свидания!










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 315