УМК «Гармония». Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко. 1 класс Тема: Обозначение мягкости согласных звуков.

УМК «Гармония». Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко. 1 класс
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков.
Образовательные цели:
- организовать учебно-поисковую деятельность детей по добыванию новых знаний о звуках и буквах русского языка, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука.
-начать работу по формированию умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях.
Развивающие цели:
- развитие личностных УУД:
развитие личности учащихся на основе формирования умения учиться(УУД)
самоопределения на этапе постановки учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять);
смыслообразования на этапе постановки учебной проблемы.
- развитие регулятивных УУД:
целеполагания при постановке учебной проблемы, при формулировке целей выполняемых упражнений;
на рефлексивное осознание собственного способа действия, при доказательстве своего мнения, при выполнении упражнений, при оставлении памятки;
по осознанию границы своего знания и незнания, при постановке учебной проблемы, при выполнении упражнений на определение изучаемого;
взаимоконтроля и самоконтроля, при проведении словарно-орфографической работы, при чистописании, при выполнении упражнений с опорой на памятку.
- развитие познавательных УУД:
учебно-информационных умений при работе над правилом;
развитие логических универсальных действий, при выполнении упражнений:
а) анализ, при выполнении упражнений, при работе над правилом;
б) синтез, при выполнении упражнений, при работе над правилом;
в) обобщение, при формулировке вывода.
- развитие универсальных коммуникативных действий, при организации учебного диалога, при составлении памятки на этапах постановки и решения учебной проблемы.
Воспитательные цели:
-воспитание личностных качеств, таких как толерантность, ответственность, инициативность, при организации учебного диалога, постановке и решении учебной проблемы.

Оборудование для учителя: учебник, презентация.
Оборудование для учащихся: тетрадь, учебник, пенал.

Схема урока:
1.Организационный момент
-приветствие
-проверка готовности к уроку
-эмоциональный настрой детей на продуктивную работу
2. Чистописание
-создание положительной мотивации к каллиграфической отработке буквы л
-отработка написания буквы л
3. Словарно-орфографическая работа:
-закрепление ранее изученных словарных слов картошка, редиска
-введение нового словарного слова малина.
Физкультминутка.
4.Введение новой темы.
4.1 Этап создания положительной мотивации и осуществление целеполагания, при переходе к новой теме, путем постановки учебной проблемы:
а) актуализация ранее изученных сведений, с которыми новый материал вступает в противоречие или сообщает новое;
б) предъявление практического задания, которое ребёнок выполнить не может опираясь на имеющиеся знания, т.е обнажение разрывов в знаниях;
в) рефлексивное осознание причин затруднений и выяснение каких знаний не хватает;
г) формулировка учебной проблемы
-формулирование цели урока
4.2. Решение учебной проблемы, путем организации учебно-поисковой деятельности детей:
-предъявление вопросов и заданий для выделения первого существенного признака понятия: стоит перед корнем;
-предъявление вопросов и заданий для выделения второго существенного признака понятия: служит для образования новых слов;
5.Организация работы над извлечением, пониманием, переработкой информации из учебно-познавательного текста (определения)
6. Раскрытие нового способа действия, путем составления памятки с детьми;
7.Формирование нового способа действия, при выполнении упражнений:
-репродуктивного типа
-продуктивного типа
8. Рефлексивно-оценочный этап;
9. Домашнее задание.

Ход урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Орг.момент







2.Чистописание
































3.Словарно-орфографическая работа





























































4.Постановка
проблемы

































































5.Решение учебной проблемы
























6.Работа над определением в учебнике































7.Составление памятки







8.Формирование нового способа действия, при выполнении упражнений

































9.Рефлексивно оценочный этап







10.Домашнее задание
- Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок русского языка, посмотрите внимательно все ли готовы к уроку? У вас на партах должно лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь и пенал. Ребята, поднимите руку если кого-то чего-то нет. Хорошо, давайте приступим к уроку, чтобы урок прошел успешно и продуктивно, вы должны быть внимательны, наблюдательны, активны и тогда у вас все получится.



На слайде картинки (луна, лось лопата, лука). Для того, чтобы определить, какую букву мы будем писать ни минутке чистописания, найдите у данных слов общий звук. Я дам вам подсказку, это согласный звук.
-Верно!
-А что еще вы можете сказать о нем?
Эту букву мы сегодня с вами и будем писать.
-Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Правильно ли написана первая буква? Почему вы так думаете?
-Правильно ли написана вторая буква?
-Почему вы так думаете?

Прежде чем мы с вами пропишем букву «Л» давайте вспомним из каких элементов она состоит.


-Молодцы, вспомнили, а теперь давайте вместе пропишем эту букву. Я пишу на доске, а вы у себя в тетрадочках.
(начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, опускаемся вниз, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём прямую наклонную к верхней линии рабочей строки, касаемся верхней линии рабочей строки, опускаем вниз наклонную прямую, касаемся нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, ведём до чуть ниже середины рабочей строки.
-Пропишите целую строчку.
-Теперь возьмите простой карандаш и подчеркните одной чертой буквы, которые у вас получились лучше всего и двумя чертами те, которые не получились




-Ребята, а сейчас мы с вами проведём словарный диктант, но он у нас пройдет необычно. Я буду загадывать вам загадки, а вы будите называть слова, которые являются отгадкой и записывать эти словарные слова.
Красная мышка с белым хвостиком,
В норке сидела под зелёным хвостиком.
-По каким признакам вы догадались, что это редиска? Запишите. Подчеркните те буквы, написание которых нужно запомнить
Следующая загадка:
И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом...
- Как вы думаете, что это такое? По каким признакам вы догадались? Запишите. Подчеркните те буквы, написание которых нужно запомнить
-Теперь давайте проверим, верно, ли вы написали. Поменяйтесь тетрадями и сравните ваше написание с доской. Внимательно посмотрите на свои ошибки и не допускайте их больше.


-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словом.
-Для того, чтобы узнать это слово, найдите в словах, которые записаны на доске лишнее слово, у этого слова звуков будет столько же, сколько и букв.
На доске: малина, солнце, лестница (слайд)
-По каким признакам вы догадались, что это малина?
-А что такое малина?
-Верно, но малиной называют не только ягоды.
Вспомните, как они растут?
-Верно ребята. Малина это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.
-Прочитайте это слово.
-Давайте поставим ударение, что для этого нужно сделать?
-Сколько безударных гласных в слове малина?
-Какая первая безударная гласная?
-Ребята, слово малина, это словарное слово и его написание нужно запомнить, гласная а пишется.
-Запишите это слово в словарик.
-А теперь давайте попробуем составить словосочетания со словом малина?
-Какая бывает малина?
-Молодцы! А теперь давайте попробуем составить предложение, используя наши словосочетания.
-Хорошо.






Физкультминутка.(включить видеозапись)


Постановка проблемы
Актуализация знаний о работе звука и буквы в русском языке (буква гласного обозначает гласный звук, буква согласного обозначает согласный звук)
Что мы произносим в речи?(звуки)
Какую работу выполняют звуки?(из звуков строятся слова)
А какую работу выполняют буквы?(обозначают звуки)
А какую работу выполняют буквы гласного?(обозначают гласные звуки)
А какую работу выполняют буквы согл?( обозначают согласные звуки0
Итак, мы решили, что буквы гласного обозначают гласные звуки а буквы согл обозначают согл звуки.
Предъявление задания мальчика иностранца, который допустил ошибку в слове ЛЮДИ
Мальчик дошкольник Антон думает также как вы: что буква гласного обозначают гласные звуки а буква согл обозначают согл звуки. Прав ли Антон? Так считаете не только вы с Антоном, но и мальчик иностранец Джон.
Вот посмотрите как он написал слово ЛЮДИ:
Ребята, как рассуждал Джон?
Буква Л обозначает звук Л’
Буква У обозначает звук У
Буква Д обозначает звук Д’
Буква И обозначает звук И
Мальчик рассуждал также как мы и все равно допустил ошибку и записал неправильно слово.
Почему он допустил ошибку?
Выявление причин затруднения
(он не знал как обозначается мягкость согл на письме)
Формулировка проблемы
Как Вы, Думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сформулируйте в виде вопроса.
Как обозначить мягкость предшествующего согл на письме?
Решение учебной проблемы: наблюдение над парами слов со звуками А, который обозначается двумя буквами А и Я; звуком О, который обозначается двумя буквами О и Ё; звуком У, который обозначается двумя буквами У и Ю; звуком И, который обозначается двумя буквами Ы и И; звуком Э, который обозначается двумя буквами Э и Е.
мАл - мЯл
Прочитайте слова
Ребята, какой общий звук в этих словах? ( А)
Какими буквами обозначается звук [А]
Когда он обозначается буквой А? ( когда идет после твердого согласного)
Сколько работ выполняет буква А в слове МАЛ? ( 2 работы: обозначает звук А и указывает на твердость согласного)
Когда он обозначается буквой Я?( когда идет после мягкого)
Сколько работ выполняет буква Я в слове МЯЛ? ( 2 работы: обозначает звук А и указывает на мягкость согл)
Итак, ребята когда мы будем писать букву А? ( когда нужно обозначить звук А и указать на твердость согл)
( аналогично работаем с парами слов: СЛОН-ЛЁН; ЛУК-ЛЮК; ВЫЛ- ВИЛ; МЭР- МЕРА.)
Итак, ребята, сколько гласных звуков в русском языке?
А сколько гласных букв в русском языке?
Чего больше букв или звуков? ( букв)
А зачем одному звуку нужно обозначать двумя звукам?( чтобы обозначить мягкость или твердость согл)
Зачем нам нужно обозначать твердость или мягкость согл?( на букве не написано какой звук он обозначает и ей на помощь приходит буква гласного)


-Почему же мальчик иностранец Джон неправильно написал слово люди?
-давайте поможем Джону записать это слово.
2 чертами подчеркни буквы гласных, которыми ты покажешь мягкость согл.

-А теперь, давайте проверим наш вывод с выводом автора учебника. Откройте учебники на стр. 78.
-прочитайте правило про себя
Коля, прочитай вслух. О чем говорится в правиле?
Сколько частей можно выделить в правиле?
-чем говорится в 1 части?



-о чем говорится во 2 части?





-о чем говорится в 3 части?


-что не умеют делать буквы согл?



-Почему?


-Что следует из того, что буквы сами не умеют показывать тв или мягк своих зв?
-Какие буквы гласных указывают на твердость, а какие на мягкость?
-приведите примеры слов, в которых гласный указывает на тв или мягк предшествующего согл.
-Я утверждаю, что в слове миска, гласный зв и указывает на твердость предшеств. Согл.,согласны ли вы со мной? Почему?
В слове лапка гласн зв а указывает на мягкость предшествующего согл. Согласны ли вы со мной? Почему?

-А сейчас, давайте попробуем составить памятку, чтобы не допускать на письме ошибки.
Я начну, а вы продолжите
-Если слышу твердый согласный – то после него пишу гласные а, о,у, э, ы.
(вывешиваю 1 пункт )
-Если слышу мягкий согласный- то после него пишу ...(вывешиваю 2)


-А теперь давайте попробуем выполнить упражнения с опорой на нашу памятку.
(Упр№1) Откройте учебники на стр 82. Упр 112. Лена, прочитай задание.
-Костя иди к доске, запиши первые 2 слова.
-а я утверждаю, что 3 будет буква я? кто же прав?





Хорошо, 2 слово запиши.
Докажи, что 3 буква я.
(аналогично работа со всеми словами)




(Упр №2) Выполните упр сам-но
Прочитайте. Разделите слова на 2 столбика.
В 1 столбик запишите слова, в которых гласные указывают на твердость предшествующего согласного, а во 2 столбик на мягкость.
(БОР, ЛЕС, ЮЛА, ПЛОТ, МЕД, НОС, НЕС, РОВ, РЁВ, ДОРОГА, РЕКА, ПРУД, ДЕЛО, СИЛА, ИГРА, ЯМА)
-а теперь сравните свои результаты со слайдом
-Поднимите руки у кого 1 ошибка и т.д ( если у кого-то ошибки, то выясняем какие и разбираем их)
Выполним следующее упр. (№3)
Прочитайте цепочки слов. Напишите их устранив лишнее слово. Ответы обоснуйте. (слайд 8)
Выполняем совместно с учителем


-Что нового мы узнали на уроке?
-так какие буквы гласного, мы будем использовать для обозначения мягкости предыдущего согласного?
-Чему мы учились?
-Что понравилось? Было трудным?
-Вы все хорошо работали. Коля тебе нужно не отвлекаться. Саша, Лена – получаете 5 за работу на уроке. Остальным нужно быть активнее.
-Дома вам нужно будет выполнить упр 113, а так же повторить правило.
-Урок окончен.

Дети проверяют готовность. Настраиваются на урок








Это звук л
Он согл,тв парный, звон непарн. Обозначается буквой л

Нет не правильно, элементы не пропорциональны
Нет не правильно, слишком сильно наклонен один элемент.


Буква л состоит из прямой наклонной с закруглением в лево и прямой наклонной с закруглением вправо.









Прописывают букву у себя в тетрадках
Подчеркивают буквы, которые получились и которые не получились.











Это редиска





это картошка

сверяются с доской(редиска, картошка)




Лишнее малина
У этого слова 6 букв и 6 звуков, а у других слов звуков меньше чем букв.
Это сладкие красные ягоды.
Малина-это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды и желтые ягоды.
Малина. Позвать слово. Малина
Две. Первая гласная а. Изменить слово.,

На доске появляется в слове малина буква а выделенная. малина


Составляют словосочетания: красная малина, спелая, сладкая, желтая, дикая, домашняя.

У нас в огороде растёт красная малина. Когда малина спелая, она очень сладкая.
(разные ответы детей)





















































































































О работе гласных букв
3 части
Буквы согл сами не умеют показывать тв или мягк своих звуков.
Буквы гласных указывают на мягкость или твердость предшествующего согласного
Одни буквы гласных указывают на тв. Согл, а другие на мягкость
Не умеют показывать мягк или тв согл зв
Т.к. на букве согл не написано какой зв она обозначает
За них это делают буквы гласных
А,о,у,э,ы-твердость
Я,ё,ю,е,и-мягкость

(ответы детей)


нет


нет






гласные а, о,у, э, ы.

гласные я,ё, ю, е, и.





читает
слово плакса.
1буква-п, 2-л, 3-а
3 буква- а т.к. перед зв а,
-смотрю памятку. Если слышу тв согл то пишу букву а
4-к, 5-с,6-а
Слово клякса
1буква-к, 2-л, 3-я
Если слышу мягкий согл, то пишу букву я
4-к,5-с, 6-а


Выполняют


















Мы узнали что одни гласные указывают на твердость согл, другие на мягкость.