Конспект занятия в ИЗОСТУДИИ на тему Карельская вышивка

МОУДОД Пряжинский Детско-юношеский центр








Карельская вышивка


Конспект занятия объединения
“ Рисуем вместе”, 1-й год обучения.

Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Линник Ирина Вячеславовна.








Чална, 2008

Тема: Карельская вышивка
Цель: Знакомство с символическим значением орнамента на примере карельской вышивки.

Задачи:
образовательные:
расширить знания о народных художественно-декоративных промыслах Карели;
познакомить учащихся символическими значениями карельских орнаментов;
закрепить понятия об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрии, ритме, условности);

развивающие:
развивать творческую активность;
развивать умение использовать полученные знания об орнаменте в работе.

воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к своим древним корням, любовь к своей малой родине и ее культуре.

Оборудование для педагога:
иллюстрации с изображениями карельской вышивки,
иллюстрации с изображением вышитых полотенец
таблица с символами карельской вышивки,
табличка с понятием «орнамент»,
образец вышивки швом «тамбур».

Оборудование для учащихся:
листы бумаги (формат А-4),
акварель красного цвета,
кисти №3
баночки для воды,
тряпочки.

Литература:
Косменко А. П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: Карелия. – 1977.
Родионова Карельская вышивка. – Петрозаводск: Карелия, 1959.
Северные узоры. / Сост. Л. Н. Белоголова, Т. А. Мошина. – Петрозаводск: Карелия. – 1989.



Ход занятия.
Теоретическая часть.
На доске оформлены таблицы и иллюстрации с изображением вышитых полотенец.

Сегодня мы поговорим об одном из самых развитых видов карельского народного творчества – вышивке.
Традиция вышивки имеет у карельского народа многовековую историю, однако, наиболее древние из дошедших до нас образцов относятся к XII веку.
Вышивка была издавна одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия карельских женщин. Уже с 7-8 лет девочки начинали готовить себе приданое. К 15-16 годам девушка должна была иметь праздничную и будничную одежду для себя и будущего супруга, скатерти, подзоры, полотенца и многое другое. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий, и по их числу и тому, как хорошо они были выполнены, судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Одних полотенец в сундуке насчитывалось около 40 штук. Ими невеста одаривала родственников на свадьбе. Когда у женщины рождался первенец, она опять дарила полотенце каждому гостю, который приходил с поздравлениями.
Полотенце сопровождало человека на протяжении всей жизни: младенца принимали на полотенце, на свадьбе жениха и невесту ставили на полотенце, хоронили (спускали гроб в могилу) на полотенцах. Полотенца использовали в церквях, а так же при различных обрядах.
Наиболее красиво было рукобитное полотенце. Его дарили сватам, если девушка давала согласие выйти замуж.
Помимо полотенец, вышивкой оформлялась одежда, головные уборы, предметы интерьера (скатерти, подзоры). Обычно, рукодельница на своих изделиях вышивала различные орнаменты.
Что же такое «орнамент»?
Демонстрируется карточка с понятием «орнамент»).

Орнамент (лат. – украшение) – это ряд повторяющихся в том или ином порядке элементов.

Создать орнамент – это значит создать рисунок, который можно повторять до бесконечности.
Традиционно вышивали белыми или красными нитями. Иногда к ним добавлялся желтый ли синий цвет, а так же в Карелии была золотошвейная вышивка и вышивка жемчугом.
Многое в орнаментальной символике нам не понятно, и все-таки, давайте попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков. Таблица «Символы в Карельской вышивке» (см. приложение).
Растительные и животные узоры также схематичны, при этом довольно часто встречаются изображения фантастических существ: дерево-человек, птица-животное, двухголовый конь Все перечисленное говорит о том, что это очень древнее искусство.
Из мелких форм карельская рукодельница создавала картину мира так, как его раньше представляли.
Закройте глаза и представьте такую картину: «Посредине рая стоит древо жизни. На нем растут плоды от разных деревьев. На ветвях сидят райские птицы и сладкоголосо поют. Птицы-павы охраняют дерево жизни. А рядом бегут олени и на ветвистых рогах несут северное солнце, под лучами которого оживает все вокруг»
Может, именно так представляла себе мир карельская женщина и, сидя над чистым белым полотенцем, она стежок за стежком рисовала нитками эту картину.
Вышивка на полотенце имела четко определенное расположение. Обычно, она находилась по краям, как бы выделяя его из окружающей среды, придавая завершенность.
В Карелии бытовало много разных техник (приемов) вышивания. Вышивали двусторонним швом, строчкой по сетке, тамбурным швом, «крестиком», реже вышивали «гладью».
Давайте рассмотрим одну из техник (фрагмент вышивки тамбурным швом).
Тамбурное шитье появилось в Карелии приблизительно в конце XIX века. Эта техника быстра и легка для нанесения на концы полотенец растительных узоров замысловатых форм. Рукодельница брала старый образец подобной вышивки, накладывала на нее ткань и протирала ее алюминиевой ложкой. По полученному контуру рисунка специальным крючком «тамбуркой» или короткой иглой она выводила цепочки петель. Она выполнялись красными нитками по холсту, белым – по кумачу, реже – белым по белому. Рукодельница не копировала в точности рисунок, старалась внести свое в работу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Дети делятся на две команды: «треугольники» и «кружочки». Предлагаю составить два варианта орнамента)

Вы сегодня увидели много различных вышитых изделий, внимательно рассмотрели орнаменты. А теперь я предлагаю вам побывать в роли карельских мастериц и самим попробовать сделать эскиз вышивки. Перед вами белые листы бумаги – это край полотенца. Красная краска – красная нить, тонкая кисть – игла. Итак, «иголки» с «нитками» в руки, и украсьте ваши «полотенца» вышивкой по мотивам карельских узоров. (Практическая работа.)

Подведение итогов.
Сегодня мы прикоснулись к наследию наших предков и познакомились с карельской вышивкой. Давайте посмотрим наши работы. Мы видим, что нет двух одинаковых полотенец. Я думаю, это потому, что вы как и карельские мастерицы вложили в работу частичку души.