Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

Урок русского языка в 3 классе по учебнику
М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Тема: Обобщение и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.
Цель: Формировать у учащихся целостное представление о грамматических признаках глагола.
Задачи:
Учить грамматическому разбору глагола;
Развивать умение пользоваться словарями, развивать орфографическую зоркость;
Воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Орг. Момент 1
Заранее –число, кл.раб и нов. сл.слово - Поприветствуем гостей. Улыбнитесь им. Садитесь, начнем урок - Проверьте свою посадку.

Введение нового словарного слова
Валерий Брюсов, русский поэт, говорил: “Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”.2
Какие книги помогают нам найти нужные сведения?

"Словари – наши друзья и помощники" они помогут нам обобщить знания об основных изменениях глагола и запомнить написание словарного слова. Что делают дети? (прыгают) – Задайте вопрос и назовите часть речи 3. Интересно вам узнать написание словарного слова – прыгать и проанализировать его.

Что обозначает слово – прыгать. Узнаем точное толкование слова

Откройте словообразовательный словарь и найдите слово прыгать. 4
Прочтите шепотом себе по слогам.
Посмотрите на слово, прочитывая его про себя, закройте глаза и снова проговорите шепотом.
Произнесем хором по слогам.
Произнесем с ударением. Назовите ударный слог, безударный, непроверяемую гласную.

В какой части слова находится безударная гласная. Вспомните правило написания глагольных суффиксов о, а, е, и, я

Откройте тетради. Запишите слово без ошибок, выделяя безударную непроверяемую гласную и ударение.
Проверим написанное, прочтите по слогам

Как назвать слово от которого образованы другие (первичное)
Какие слова записаны под ним (родственные)
Дайте название группе всех слов (гнездо родственных слов)

Прочтите все родственные слова
Смысл каких слов вам непонятен.

Проследим как образованы некоторые слова. Запишем слово. Назовите следующее, запишите его. Разберем по составу.
При помощи чего оно образовано. Как называется такой способ (суффиксальный). Чем отличаются по значению слова. Значит суффикс ся внес значение - постоянное действие предмета, интенсивность движения, возвращает действие на себя.
(о желании и возможности прыгать)
Отыщите слово – запрыгнуть. От какого слова оно образовалось (прыгнуть). Запишем цепочку из двух слов и разберем по составу.
При помощи какой части слова образовалось слово запрыгнуть. Как называется такой способ образования слов (приставочный).
Чем отличаются по значению слова. Значит приставка за внесла значение - достичь чего-либо по пути движения.

УСТНО Найдите слово с уменьшительным суффиксом (прыгунчик). Чик – придает уменьшительность слову. От какого слова оно образовано. Как называется способ образования.
Т.о. какие части слова приносят слову другое значение, образуют новые слова?
Физкультминутка
Покажите все действия глаголов.
Дует, прыгает, идет
Шьет, на дудочке играет,
Белит кистью, подметает
Скачет, пилит и летает,
Пьет, ласкает, кружит, спит На уроке тихонечко сидит.

Какой еще анализ можем провести с новым словарным словом
З-б самостоятельно, проверка г поменяйтесь тетрадями (с объяснением)
Антоним- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Синоним- скакать. Запишем: прыгать-стоять на доске
прыгать-скакать


Чем может нам помочь фразеологический словарь – устойчивое сочетание
Прыгать от радости -
испытывать огромную радость

5
прыгать на задних лапах - просить прощение, умолять о чем-либо

Какая часть тела может прыгать от радости. Назовите словарные слова. Подберите проверочное слово к слову сердце. Сердце прыгает от радости.
Запишите. Самостоятельно

Разбор глагола как часть речи. ПАМЯТКА
Проверка (с комментированием) Г

Загадка
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка.
(кузнечик) 5
Самостоятельно Разбор, запомните и запишите по памяти

Не у всех дома имеются разные словари, где можно посмотреть (в интернете)


Прочитаем отрывки из стихотворений. Кто автор, название
Спишите один любой отрывок, вставьте пропущенные буквы. 6-7
- У меня живёт жирафа, Я кормил её со шкафа, Прыгал прямо к потолку...
И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова.

Проверьте друг у друга.



Итог урока. Рефлексия
Закончите фразы:
На этом уроке я узнал (а) .
вспомнил (а) ..

Подсчитайте солнышки. (Если 1-4 солнышек - значит не совсем уверены в том, что всё поняли - грустное. Если 5 солнышек - вы запомнили, вам всё было понятно- улыбающееся). Кто поднял грустное лицо, подумайте что вам нужно повторить, в каком задании вы сделали ошибку

Дом. задание
1. Придумать предложения с 3 глаголами из гнезда родственных слов и их записать. Назовите их.
2. По желанию: Разберите по составу глаголы.
Всем спасибо за урок!











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115