Экоурок: Фаст-фуд. Стоит ли спешить?


Концепция эко-урока
На тему: «Фаст-фуд. Стоит ли спешить?»
Москва, 2014
Тема урока: Фаст-фуд. Стоит ли спешить?
№ урока
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Рассмотреть физиологические основы влияния фаст-фуда на здоровье человека
Задачи:
- определить отношение учащихся к употреблению фаст-фуда;
- доказать опасность употребления в пищу фаст-фуда;
- убедить других не использовать подобную пищу, а пропагандировать здоровое питание;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
 
Методы: 
Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов исследования - изучение теоретического материала, лабораторная работа, анкетирование, анализ, сравнение.
Предполагаемые результаты
- пересмотрим свой рацион питания с точки зрения здоровье сберегающих технологий
- научимся работать с цифровой лабораторией «Архимед»
- создадим плакат, буклет, листовки по питанию
Оборудование к уроку: Ноутбук, проектор, видеоролик, упаковки из-под чипсов, сухариков, лапши быстрого приготовления, цифровая лаборатория «Архимед» с датчиками определения рН, различные напитки для определения рН.
№ п/п Этап урокаОписание этапаПриемы и методыДля справкиВремя, мин1 Организационный Приветствие, положительныйнастрой на успешную работу Беседа 1 мин
2 Актуализация Вступительное слово учителя. Представление темы и проведение по ней анкетирования Беседа, самостоятельная работа по заполнению анкеты У: Желаю вам крепкого здоровья! А здоровье наше зависит, прежде всего, от того, чем мы питаемся. Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот. Мы, действительно, чаще всего, питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем, к чему привыкли, и тем, что можно быстро и без труда приготовить. А здоровье для человека - это главная жизненная ценность. И одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание.
У: Скажите, а как вы питаетесь?  Многие ребята частенько покупают чипсы, кириешки, картошку фри, колу и другие продукты, чтобы быстренько утолить голод. Но из СМИ, от родителей и учителей мы постоянно слышим, что это вредно. Поэтому давайте разберёмся безопасно ли такое питание?
У: Для начала просьба пройти анкетирование (попытайтесь ответить честно и независимо). Здесь необходима помощь нескольких учеников, которые обработают результаты.
5 мин2 Основная часть (тема урока) Эта часть посвящена теории. Здесь учитель дает основные понятия фаст-фуда, демонстрирует слайды презентации и приводит примеры из истории фастфуда, объясняет в чём по мнению врачей негативная сторона быстрого питания. Слайды презентации к теме урока, осведомленность о знаниях учеников с помощью опроса и представленных образцов; приведение примеров. У: Что есть фаст-фуд?
- Определение: фаст – фуд (амер. Fast food – быстрая еда)
- Из истории FAST FOOD
А) В Древнем Риме – «термополия», лепёшки –тарелки, доставка на дом.
Б) FAST FOOD по-русски. Родоначальниками fast food в Европе были не Mc Donalds, а русские казаки, оккупировавшие Париж в 1813 г., заходя в кафешки, торопившие официантов: "Быстро, быстро".
В России ярмарки, базары, «обжорные ряды» (оладьи, блины)
 В) Какие продукты сейчас относят к Fast Food?
- Диетологи всего мира бьют тревогу (канцерогены, акриламид, самый опасный фаст-фуд – шаурма)
15 мин.
3 Практическая часть Анализ упаковок чипсов, сухариков, лапши (групповая работа) Просмотр видеоролика о пищевых добавках, сообщение результатов групповой работы http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=FQ4a4ERTs3M&text=%D0%95%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D1%85&safety=1- раздаточный материал с расшифровкой пищевых добавок 5 мин. (учитывается время загрузки)
4 Экспериментальная
часть Лабораторная работа «Измерение кислотности(рН) различных напитков, употребляемых в пищу»
Групповая работа по определению кислотности пищевых напитков с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед» У: В кислых растворах pH < 7, щелочных растворов pH > 7, pH нейтральных растворов равен 7. Зная данные показатели можно обобщить полученные данные цифровой лаборатории и сформулировать выводы
15 мин.
5 Рефлексия Подведение итогов урока Фронтальная беседа У: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? Каково влияние фаст-фуда на организм человека? Итоги анкетирования 3 мин
6 Домашнее задание Учитель задает домашнее задание беседа У: Дом/задание подготовить на выбор: презентацию по теме урока (не более 6 слайдов), плакат, буклет, листовки по правильному питанию, либо сообщение «Нет фаст-фуду!» 2 мин.
№ п/п Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Актуализация знаний по теме: «Фаст-фуд. Стоит ли спешить?» Слушает, заполняет анкету
2 Описание темы: определение понятия, история вопроса, причин негативного воздействия на организм. Опрос ребят об их представлении этой темы. Ответы на затруднительные вопросы учеников. Примеры для улучшения понятия темы. Отвечает на вопросы, задает вопросы, слушает
3 На столах раздаточный материал для анализа упаковок продуктов, относящихся к быстрому питанию. Просмотр видеоролика «Пищевые добавки» Анализирует надписи упаковок, смотрит видео
4 Проведение лабораторной работы по измерению кислотности различных напитков Ученики работают с цифровой лабораторией «Архимед», регистрируют данные, формулируют выводы
5 Задаёт вопросы для проверки усвоения материала, подводит итоги анкетирования Делятся впечатлениями от урока
6 Благодарит за участие. Задает д/з. Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания
Приложение 1.
Анкетирование: «Что мы знаем о фаст-фуде»
Класс...
Пол…
Каков ваш вес? Считаете ли вы, что ваш вес ниже нормы, нормальный, выше нормы?
Что такое фаст-фуд?
Какие сети быстрого питания в Москве вам известны? (примеры)
Как часто вы питаетесь в ресторанах быстрого питания? ( несколько раз в неделю, несколько раз в месяц, несколько раз в год)
Какие продукты чаще всего заказываете?
Много ли ваших друзей питаются фаст-фудом?
Нравится ли вам питаться фаст-фудом?
Разрешают ли вам родители питаться фаст-фудом?
Как фаст-фуд влияет на организм?
Фаст-фуд является основой здорового питания?
Приложение 2.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: «Измерение кислотности различных напитков, употребляемых в пищу»
Цель:
показать различие кислотности (показателя рН) распространенных напитков с помощью датчиков цифровой лаборатории
Теоретические основы эксперимента
Водоро́дный показа́тель, "pH ", — это мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность, вычисляется как отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов, выраженной в молях на литр.
Это понятие было введено в 1909 году датским химиком  HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=y1618833d67fb3120426945db7a59b8d2&url=http%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fdic.nsf%2Fruwiki%2F451513" \t "_blank" Сёренсеном. Показатель называется pH, по первым буквам латинских слов "potentia hydrogeni " — сила водорода, или "pondus hydrogenii " — вес водорода.
Значение pHВ чистой воде при 22 °C концентрации ионов водорода ( [H+] ) и гидроксид-ионов ( [OH-] ) одинаковы и составляют 10-7 моль/л,. Когда концентрации обоих видов ионов в растворе одинаковы, говорят, что раствор имеет нейтральную реакцию. При добавлении к воде кислоты концентрация ионов водорода увеличивается, а концентрация гидроксид-ионов соответственно уменьшается, при добавлении основания — наоборот, повышается содержание гидроксид-ионов, а концентрация ионов водорода падает. Когда [H+] > [OH-] говорят, что раствор является кислым, а при [OH-] > [H+]  — щелочным.
Для удобства представления, вместо концентраций ионов водорода пользуются их десятичным логарифмом, взятым с обратным знаком, который собственно и является водородным показателем — pH.
Значения pH в растворах различной кислотности
Так как в кислых растворах pH кислых растворов pH < 7, аналогично pH щелочных растворов pH > 7, pH нейтральных растворов равен 7.
left000
left000left000left000
0 кислая среда 7 щелочная среда 14
Методы определения pHДля определения pH растворов широко используют несколько методик. Водородный показатель можно приблизительно оценивать с помощью индикаторов, точно измерять pH-метром или определять аналитически путём, проведением кислотно-основного титрования.
Для грубой оценки концентрации водородных ионов широко используются кислотно-основные индикаторы — органические вещества-красители, цвет которых зависит от pH среды. Изменение цвета каждого индикатора происходит в своём интервале кислотности, обычно составляющем 1—2 единицы. Для расширения рабочего интервала измерения pH используют так называемый универсальный индикатор, представляющий собой смесь из нескольких индикаторов. Универсальный индикатор последовательно меняет цвет с красного через жёлтый, зелёный, синий до фиолетового при переходе из кислой области в щелочную. Определения pH индикаторным методом затруднено для мутных или окрашенных растворов.
Использование специального прибора — pH-метра — позволяет измерять pH в более широком диапазоне и более точно (до 0,01 единицы pH), чем с помощью индикаторов. Способ отличается удобством и высокой точностью, позволяет измерять pH непрозрачных и цветных растворов и потому широко используется.
Аналитический объёмный метод — кислотно-основное титрование — также даёт точные результаты определения кислотности растворов. Раствор известной концентрации (титрант) по каплям добавляется к исследуемому раствору. При их смешивании протекает химическая реакции. Точка эквивалентности — момент, когда титранта точно хватает, чтобы полностью завершить реакцию, — фиксируется с помощью индикатора. Далее, зная концентрацию и объём добавленного раствора титранта, вычисляется кислотность раствора.
Роль pH в химии и биологии
Кислотность среды имеет важное значение для множества химических процессов, и возможность протекания или результат той или иной реакции часто зависит от pH среды. Водородный показатель pH широко используется для характеристики кислотно-основных свойств различных биологических сред.
Кислотность реакционной среды особое значение имеет для биохимических реакций, протекающих в живых системах. Концентрация в растворе ионов водорода часто оказывает влияние на физико-химические свойства и биологическую активность белков и нуклеиновых кислот, поэтому для нормального функционирования организма поддержание кислотно-основного гомеостаза является задачей исключительной важности. Динамическое поддержание оптимального pH биологических жидкостей достигается благодаря действию буферных систем организма.
Заболевания желудка, вызываемые приповышенной кислотности продуктов
Если раньше хронический гастрит считался в основном "привилегией" людей среднего и пожилого возраста, теперь его диагностируют у школьников. Проблемы с желудком, гастриты - самые распространенные заболевания у школьников. Хронический гастрит развивается постепенно. На ранних этапах может не проявляться никак. И когда у ребенка появляются первые симптомы, заболевание протекает далеко уже не первый день. Лучшая пища для гастрита - это нервные перегрузки, стресс и усталость. Также гастрит обостряется частом и систематическом употреблении острой и соленой пищи, газированных напитков, все это провоцируют обострение, сопровождающееся специфической желудочной болью. 
Употребление большого количества апельсинов оказывает раздражающее влияние на слизистую оболочку желудка, кишечника и на почки. Следовательно, апельсины не рекомендуются при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, энтеритах, при гастритах с повышенной кислотностью желудочного сока, колитах и обострении воспалительных заболеваний кишечника, при холецистите, гепатите и остром нефрите.
Режим – прежде всего!
Профилактика гастритов – хорошее питание, гигиена и режим. Чай и кофе надо пить некрепкие, чтобы не раздражали слизистую.
Лучше избегать жирных и жареных блюд, острых приправ – или хотя бы есть их изредка, в меру. Вредны газированные напитки: они приводят к повышению кислотности, забросу кислого содержимого из желудка в пищевод.
Охрана здоровья и рН
Человеку следует следить за тем, какие продукты он употребляет. Злоупотребление продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 или повышающих кислотность (мясо, рыба, хлеб и макароны, твердые сыры, сладкое, кофе и т.д.) может привести к ломкости костей, язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека нарушается кислотно-щелочное равновесие, развивается либо избыточная, либо повышенная кислотность.
Для восстановления кислотно-щелочного равновесия необходимо употреблять большое количество зелени, овощей и фруктов, выпивать каждый день по стакану натурального фруктового, а лучше овощного сока (они являются природными буферами). Повышенная щелочность у людей встречается крайне редко.
Задачи:
сформировать знания о показателе pH и его значение в жизни человека;
продолжить развитие навыков использования элементов исследовательской работы;
показать важность знаний химии для заботы о своем здоровье.
Возраст учащихся:
8 класс,
11 класс.
Межпредметные связи:
биология (строение организма человека и его функции),
экология (экологическая грамотность по отношению к здоровью человека)
информатика (компьютерная грамотность).
Раздел учебной программы:
Учебный предмет Изучаемая тема согласно тематическому поурочному планированию
1 Биология 8 класс «Пищеварение в желудке. Гигиена органов пищеварения»
2 Химия
8 класс
11 класс «Водород. Кислоты»
«Водородный показатель»
Необходимые материалы и оборудование
компьютер Nova 5000SX;
датчики: рН-метр;
исследуемые жидкости: вода, молоко, минеральная вода, сок апельсиновый, сок персиковый, кока-кола, спрайт, различные виды чая.
Порядок проведения лабораторной работы
Подключите к датчику рН электрод для измерения кислотности.
Соедините компьютер Nova 5000SX с датчиком соединительными проводами.
Включите компьютер Nova 5000SX.
Загрузите программу (Пуск/Программы/Наука/MultiLab)
В подготовленную емкость налейте жидкость, кислотность которой будете измерять, подпишите маркером емкость.
С электрода аккуратно отсоедините защитный колпачок с жидкостью (защитный колпачок отставить в сторону до завершения исследования)
В меню программы выберите: Регистратор/Пуск/Настройки
В закладке «Частота» выберите частоту замеров: «Каждые 10 секунд»
Погрузите электрод в сосуд с исследуемой жидкостью
В верхнем меню выберите: Регистратор/Пуск
Произведите замеры в каждом исследуемом сосуде, вычислите среднее значение показателя: Исследование/Анализ/Статистика/Среднее.
Результаты сохраните в файле.
Экспортируйте данные в Электронные таблицы.
Отсортируйте полученные данные по возрастанию (или убыванию), постройте гистограмму по полученным данным.
Распечатайте полученную таблицу, выделите красным цветом напитки, обладающие повышенной кислотностью.
Запишите данные в таблицу и постойте график:
Вопросы для обсуждения результатов
Как влияет повышенная кислотность напитка на желудок человека?
При каких заболеваниях нельзя употреблять напитки с повышенной кислотностью?
Какие напитки по показателю рН наиболее вредны человеку?
Выводы
Человеку следует следить за тем, какие продукты он употребляет. Злоупотребление продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 или повышающих кислотность (мясо, рыба, хлеб и макароны, твердые сыры, сладкое, кофе и т.д.) может привести к ломкости костей, язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека нарушается кислотно-щелочное равновесие, развивается либо избыточная, либо повышенная кислотность.
Водородный показатель можно измерить различными способами. В работе приводятся современный методы измерения рН с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед». Результаты исследований можно применять на практике для изучения и углубления своих знаний по химии и продуктов в быту.