Статья Работа по развитию ученического самоуправления в школе



«Қарабалық ауданы әкімдігінің білім бөлімі
Михайлов орта мектебі» ММ
ГУ «Михайловская средняя школа отдела образования
акимата Карабалыкского района»
Справка.
Работа по развитию
ученического самоуправления
Подготовила зам по ВР: Гарбуз С.С.
2013 г
Современный социальный заказ общества определяет школу как воспитательную систему, ориентированную на формирование всесторонне развитой личности, готовую включиться в обновление общества. Исходя из этого, в школе возникает потребность в обучении детей самоуправлению.
Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей. Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей. Очень важно на начальном этапе формирования самоуправления определиться с лидером классного коллектива, ведь от этого будет в дальнейшем зависеть успешность развития модели самоуправления, поэтому выборам должна предшествовать диагностическая работа по выявлению лидеров, психологического климата в классе, уровня сплоченности.
Работа по формированию самоуправления в классе строятся на следующих принципах:
1. Принцип взаимодоверия;
2. Принцип взаимопомощи;
3. Принцип сотрудничества;
4. Принцип сменяемости актива;
5. Принцип единого планирования.
В процессе самоуправления в классном коллективе реализуются следующие задачи: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности; стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции; воспитание у школьников демократической культуры; формирование умения действовать в интересах своей личности, так и общества, отечества; воспитание достойных творческих лидеров.Опыт показывает, что работу в этом направлении следует начинать с первых дней работы с классом, являясь классным руководителем на протяжении всей своей педагогической деятельности.
В 1-4 классах все дела планирует и готовит классный руководитель, совместно с детьми, опираясь на помощь родителей.
5-6 класс – все дела коллектива готовятся и проводятся вместе с классным руководителем, причем мероприятия в классе готовят сами дети (конкурсы, сюрпризы), общешкольные мероприятия и участие в различных акциях – с участием и руководством классного руководителя
7-9 класс – 75% мероприятий, проводимых в классе, организуется и проводится классным коллективом, классный руководитель является при этом консультантом, иногда выступает инициатором походов в театр, кино и т.п., обучающиеся самостоятельно участвуют в школьных акциях, дежурстве, вахтах памяти; причем доля самостоятельности растет по мере взросления
10-11 класс - обучающиеся самостоятельно организуют, проводят и участвуют в различных мероприятиях, акциях, шествиях.
Традиционным стал, организованный учениками 11-х классов, День самоуправления в школе, где все должности в школе заменяются старшеклассниками, которые ответственно подходят и к проведению уроков и к организации другой деятельности в школе.
Быть автором и участником самоуправления значит желать и уметь:
- планировать различные виды деятельности во времени и пространстве;
- вырабатывать общие правила, обеспечивающие совместную деятельность;
- организовывать и действовать на основе этих правил;
- обнаруживать ошибку, находить ее причину и способ устранения;
- разрешать проблемные ситуации, возникающие в ходе совместной деятельности, путем обсуждения и совместного поиска решения;
- прогнозировать возможные варианты действий в ситуациях, которые могут возникнуть при решении поставленной задачи;
- экспортировать возможные варианты решений с точки зрения разумности, безвредности их результатов для природы, человечества, группы, самого себя и нести ответственность за принятое решение.
Решение: Продолжать вести работу по ученическому самоуправлению. Смысл заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.