Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов Еще мама (3 класс)










Открытый урок

по чтению

3 класс

Тема: Андрей Платонович Платонов
«Ещё мама»

Учитель: Помпа О. Н.












Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.

Ход:

Организационный момент.
Повторение: - Как называется раздел? («Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»)
- Литературные произведения какого жанра включены в этот раздел? (рассказы)
- Какая тема объединяет рассказы? (необходимость учиться труду, взаимоотношениям с другими людьми, доброте)
- Какие это рассказы? (поучительные, добрые, заставляют размышлять)
Проверка домашнего задания:
- Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова)
- Кто его главные герои?
- Понравился ли Афоня?
- Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый
внимательный
вдумчивый
капризный
упорный
ленивый
любознательный
настойчивый
Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)
Расскажите: - что сделал мальчик?
Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова?
- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).


- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать)
Новый материал:

Об авторе:

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Андрея Платонова.
- Давайте вспомним, что знаем об авторе. (портрет)
Рассказ ученика: Настоящая фамилия Андрея Платоновича – Климентов. Родился в многодетной семье в 1899г. С 14 лет пошёл работать. Осваивал профессии слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза. Активно занимался журналистикой. Одновременно учился в Воронежском политехническом институте и работал на железной дороге. В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».

Эмоциональный настрой:

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.
- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства.

Словарная работа:

Оробел
Аполлинария
Изгородь
Горевать
Спозаранку
Ступай
Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов?
- Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.
ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.
Ступать – шагать, ходить, идти.

Чтение рассказа учителем и детьми.

Проверка эмоционального восприятия:

_ Что скажете? – Что почувствовали?
- Созвучны ли ваши переживания переживаниям Артёма?
- Какие чувства мальчик испытывал?
Вопрос № 1 стр. 143.
- Почему Артём твёрдо решил, что в школу ходить не будет? (боялся, что мама заскучает)
- Какие отношения были между мальчиком и мамой? ( любили, заботились друг о друге)

Физ. Минутка.

Самостоятельное чтение.


- Прочитайте самостоятельно начало рассказа, найдите слова, подтверждающие, что мать и сын любили друг друга.
- Прочитайте эпизод, в котором описывается путь мальчика от дома до школы.
- Какие слова помогают понять, что мальчику было страшно идти одному?
_ какие чувства вызывает у вас этот мальчик?
- Прочитайте, как Артём появился в классе.
- Что его беспокоило?
- Чему учился мальчик в первый школьный день?
- Почему на следующее утро Артём спозаранку начал собираться в школу?
- Что можете сказать об Артёме?
- вопрос № 8.

Подготовка к чтению по ролям:

- Можем ли мы прочитать выразительно отрывок?
- На каком отрывке можно показать выразительное чтение? ( где есть разговор)
- Найдем разговор с мамой:
- Если вы будете читать слова мамы, то с какой интонацией?
- Найдите слова мамы, пометьте карандашом, попробуйте прочитать их с нужной интонацией.
- А как надо читать слова Артёма?
- Чьи ещё слова есть в тексте? (автора)
- Зачем писатель включает слова автора, ведь они не участвуют в разговоре? (помогают понять, кто как говорит, с какой интонацией).

Чтение по ролям.
Оценки за урок.
Итоги урока.
Домашнее задание: приготовить чтение отрывков по ролям; составить словесный портрет героя.


15