«Лекарство для души» — лечение книгами

«Лекарство для души»

Лечение книгой в переводе на греческий язык означает библиотерапия. 
Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.
С библиотечной позиции библиотерапию различают как управляемую (директивную) и как спонтанную. Под управляемой библиотерапией понимают целенаправленную деятельность библиотекаря по использованию книги для коррекции психологического состояния читателя. К объекту деятельности в этом случае часто относят людей с ограниченными возможностями или находящихся в неординарных состояниях – в момент болезни, депрессии, стресса – и нуждающихся в помощи. Спонтанная библиотерапия – это самопроизвольное, психологически благотворное воздействие книги на читающую личность без участия посредника (читатель сам себе психолог). В этом случае многое зависит от художественной состоятельности книги, совпадения ее проблематики с проблемой, волнующей читателя. 

Использование библиотерапии в работе с читателями

Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Массовое чтение в транспорте  наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу, так называемое «чтиво». Если человек отдыхает за чтением случайной книги  что ж, и это неплохо. Но разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу  его книгу».
. Многие абсолютно здоровые люди в трудные минуты жизни, не задумываясь, тянутся к любимой книге.
Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством«, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении «никому-не-нужности»; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку  пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Так, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям  «Три мушкетера» А.Дюма.
В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.
В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.
Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле
Или вот другой пример из сказки Дональда Биссета “Про малютку-автобус, который боялся темноты”. Маленький автобус выезжал только днем, ночью осмелиться никак не мог и потому отказывался. Мама рассказала ему сказку о том, как сама темнота сначала боялась автобусов, но вот однажды сквозь нее промчался автобус. Сначала один. Потом другой. И темноте понравилось: “Немножко щекотно, но очень мило”. Не успела мама закончить историю, как малютка-автобус сказал: “Ладно, поеду”. В обоих случаях терапевтический эффект был спроецирован взрослыми, которые использовали для этой цели сочиненные ими истории. Характерно, что там и там решение об изменении своего поведения принимали сами дети. 

А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров
литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:
 специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля и др. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.
 философская литература помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.
 духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции,и, как показывает практика, книги таких авторов, как М. Норбеков, В. Мегре, Э. Мулдашев и других, пользуются спросом в библиотеках.
 биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности,их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья. Такую литературу, дающую оптимистический настрой, необходимо иметь в библиотеках. Опыт доказывает, что эффективнее всего действуют краткие,яркие биографии (50–70 стр.) за исключением биографий наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями таких, например, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. 
 классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.
 критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание. Уместно использовать и современную литературную критику таких авторов, как Ч. Айтматов, Ю. Нагибин, Л. Озеров, В. Розов, В. Солоухин и др.
 юмористическая и сатирическая литература позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.
 фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. Используется, преимущественно, в библиотерапевтической работе с детьми.
 научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.
 детектив, приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь  это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей, классической детективной литературы.
 драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.
 педагогическая литература может применяться наряду со специальной научной  в аспектах тренировок, коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей.
 юридическая литература дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как своего собственного, так и окружающих.
 узкопрофессиональная литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации. Достаточно ярким примером такого воздействия на читателя может служить практическое применение «Дипломатического церемониала и протокола» Дж. Вуд и Ж. Серре в некоторых бытовых ситуациях и отношениях, изучение смысла, ценности тех или иных элементов церемониала.

 

Проблема отбора книг находится в процессе изучения и обсуждения различными специалистами.
В то время, как специалисты вырабатывают методические основы библиотерапии, практические работники библиотек и читатели самостоятельно пытаются произвести отбор книг для чтения, имеющих психотерапевтический эффект.
Они составляют списки книг для библиотерапевтического воздействия, рекомендуемых с учетом различных ситуаций. 
Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие она называет В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Ж.Верна, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др.
Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты и т.п. нежелательно использовать в библиотерапевтической практике.
Рекомендуется также составлять индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя. Главный принцип отбора  герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.
Относительно высоко библиотерапевтическое значение русской классики (особенно произведений Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского), несколько ниже  произведений популярных советских писателей (К.Симонова, М.Горького, Б.А.Можаева, А.Н.Рыбакова, В.В.Орлова и др.), гораздо выше большинства сочинений современных российских и зарубежных писателей.
Эффект библиотерапии во многом определяется уровнем читаемого произведения, его художественной состоятельностью, идейной направленностью. Трудно ждать благотворного влияния книги на ребенка, если она несет в себе разрушающее внутренний мир человека начало: поэтизацию агрессии, смерти, нетерпимости, страха, хаоса и т.п. 

Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет и поэзия. Показательны строчки из стихотворения Расула Гамзатова: “Я слышал, что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей”. Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заражать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: “Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!”. Об этом написана книга О.И.Даниленко “Душевное здоровье и поэзия” (СПб., 1996 г.) Автор ее раскрывает значение поэзии в укреплении душевного здоровья людей, показывает, как поэзия может помочь человеку в трудную минуту. В книгу включена “Антология поэтических произведений, обладающих психопрофилактическим потенциалом”. Вот некоторые названия разделов: “Душа обязана трудиться”, “О одиночество, как твой характер крут!”, “Болящий дух врачует песнопенье”, “Над собой умей смеяться”. Хотя книга создана в расчете на взрослого читателя, из нее много почерпнет для себя руководитель детского чтения. Часть стихов Антологии окажется пригодной и для детей, особенно для старших подростков. Примечателен эпиграф к книге: “Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня. И я воскрес душой”. Эти слова Пушкина мог бы отнести к себе пятнадцатилетний юноша из Челябинска, которого “спас” Пастернак. “Сильное потрясение, говорит он, я испытал, когда впервые влюбился. И мне впервые отказали. Ужасно хотелось выплакаться в плечо другу, который бы понял и пожалел. Но такого друга не было, но был “Марбург”. Пастернак меня понял. Прежде, чем я понял себя. В себе я, может быть, и разобрался бы, но ощутить сопричастность природы, города, всего мира моим переживаниям, открыть в них поэзию – мне без Пастернака не удалось бы. Мучительный отказ любимой пробудил в Пастернаке шестое чувство – он увидел окружающую его действительность другими глазами – глазами первооткрывателя. И он, и я ощутили себя “вторично родившимися”. Пастернак – благодаря соединению с природными стихиями, я – благодаря “Марбургу”. Убедительный пример действенности поэзии на девочку-подростка показал писатель А.Лиханов в повести “Сломанная кукла”. Стихи древнего армянского поэта Грегора Нарекоци вызвали у героини боль, слезы и чувство просветления одновременно, желание что-то круто изменить в своей жизни. Известно, что в книжных магазинах Италии продают “терапевтическую поэзию” – сборники стихов, оформленные в стиле лекарственной упаковки. Этот же опыт распространен в Великобритании, Франции, Германии. 
Следует заметить, что вызвать терапевтический эффект способны и стихи, сочиненные самими детьми, ибо многие их стихи посвящены размышлениям о жизни, душевном состоянии, одиночестве, духовных исканиях и несут в себе гуманистический потенциал, поднимающий и одухотворяющий читателя.
Интересный методический аспект библиотерапии разработали студенты Тюменского государственного института культуры и искусств, воспользовавшись опытом психолога А. Копытина (Копытин А. Основы арт-терапии. СПб., 1999). Они создали Музей личных качеств человека. В музее есть экспонаты Страха, Любви, Мышления и др. Каждому экспонату дается характеристика, графический или символический портрет, поиск способов борьбы или развития этого качества, предлагаются произведения, где это качество изображено. Эта игровая методика может быть использована и в детской библиотеке. 
Мы рассказали о том, как библиотерапия ищет и находит ключ к душе читателя .Это,своего рода, прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности. 

Заголовок 115