Из детских журналов. Урок по литературному чтению во 2 классе.


Урок по литературному чтению
2 класс
Из детских журналов
Базовый учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.
Цель  урока: формирование умения пользования детскими журналами.
Задачи:
познакомить учащихся с новым разделом, с детскими журналами;
развивать навыки выразительного осознанного чтения;
прививать интерес к чтению.
Решаемые проблемы: знакомы ли мы с журналами для детей?
Планируемые результаты.
Понятия: лексическая работа – журнал.
Предметные результаты:
научатся ориентироваться в журнале,
научатся находить в нём интересные статьи.
УУД.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: находить нужную информацию в журналах.
Коммуникативные: обсуждать и выполнять задания друг с другом.
Личностные результаты: формирование сопричастности к единому делу.
Тип урока: урок введения в новую тему.
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.
Используемая литература и источники:
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.
Детские журналы.
Приборы и материалыСтолы для работы стоят попарно. За каждым столом размещается по 7 человек. Итого – 21 участник.На доске – три вертикальных линии для самооценки в конце урока. На столах – коробки.
21 цветной жетон для выбора групп.В середине каждого стола – коробка с необходимыми предметами. Все коробки разного цвета. Это нужно для деления на группы. В каждой коробке – цветные полоски с заданиями по стихотворению. По одной в каждой коробке. План изучения журналов (белые листы) – 1 шт. в каждой коробке. Желтый (или другой цвет) лист с заданиями:1 гр. – поэтическая страничка - стихи о животных;2 гр. – поэтическая страничка – стихи о школе;3 гр. – поэтическая страничка – стихи о природе.7 шариковых ручек на каждом столе.Печатные издания на рабочих столах групп:1 гр. – детские журналы и взрослые журналы;2 гр. – детские журналы и энциклопедии;3 гр. – детские журналы и детские книги.7 учебников по литературному чтению.Конверты с именами поэтов, стихи, иллюстрации. Одинаковые на каждый стол.3 белых листа А4 для создания поэтической странички. Клей-карандаш – 3 шт..
Карточки-шпаргалки для учителя по сценарию урока.)))
Таблица
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы занятия/ время Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
I. Организационный момент (1 мин.) Психологическая настройка детей на урок Прозвенел второй звонок, начинается урок.Мы приветствуем гостей. А от вас я жду идей, слаженной работы, приятельской заботы. Много нужно показать. Нужно новое узнать.
Сегодня, ребята, на уроке литературного чтения вы будете работать по группам. Прежде, чем занять свои места, вам предстоит выбрать жетон. От цвета жетона зависит, в какой группе вы будете работать. Если на жетоне синий знак – вы за синим столом, если желтый, то за желтым, если красный – за красным. Справиться с работой смогут только самые внимательные и трудолюбивые. Надеюсь, среди вас есть такие ученики. Ученики входят в класс, выстраиваются у доски, смотрят на гостей.
Выбирают жетон, по его цвету рассаживаются по группам за рабочие столы. Жетоны
II. Речевая разминка (3 мин.) Развитие навыков выразительного осознанного чтения Слайд 1Прочитайте про себя отрывок стихотворения Виктора Викторова: В одной квартире жили Котёнок и щенок, Приятелями были Котёнок и щенок. Один усатенький, Другой – мохнатенький, Приятелями были Котёнок и щенок.
– В коробке на столе есть цветная полоска. На ней задание по этим стихам. Договоритесь в группах, как вы будете читать стихи по заданию и кто будет отвечать.
Ребята читают стихотворение с разной интонацией.
Работа в группах. Выступления.
1 слайд
Стихотворение «…» (отрывок)
Коробки.
Полоски с заданиями.
1гр. С удивлением. 2гр. Словно вы иностранцы. 3гр. – Торжественно.
III. Актуализация знаний и проблемная ситуация (7 мин.) Актуализация имеющихся у учащихся знаний, необходимых для изучения новой темы;создание проблемной ситуации, обращающее внимание детей на отличительное свойство задания, выделение «лишнего» Скажите, по стилю написания на что похоже это стихотворение?
Вот еще задание. За минуту вы должны придумать мелодию и исполнить этот куплет командой.
Ребята, мелодию и слова этой новогодней песни мы выучим на уроке музыки. Написали ее поэт Виктор Викторов и композитор Тамара Попатенко.
Кто главные герои произведения?
Скажите, к какому разделу учебника вы отнесли бы это стихотворение? Назовите авторов, чьи произведения вы читали, изучая этот раздел.
Где кроме учебников можно найти к уроку материал о животных?

У вас на столах лежат стопки печатных изданий.Ваша задача - разделить их на группы и назвать их. Договоритесь, кто будет отвечать.
Что общего у вас на столах? Кто догадался, откуда мы будем брать информацию для этого урока?
 Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. На песенку.
Придумывают мелодию. Исполняют куплет.
Котенок и щенок
«О братьях наших меньших»Виталий Бианки, Борис Житков, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Валенти Берестов, Борис Заходер, Ирина Пивоварова, Николай Сладков
В книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете.
Дети сортируют издания:1гр. - детские журналы, журналы для взрослых;2гр. – детские журналы, энциклопедии;3гр. – детские журналы, детские книги.
Общее - журналы для детей.
Информацию будем брать из детских журналов.

Дети называют тему: «Из детских журналов».
Слайд 2
Портреты писателей
1гр. - детские журналы, журналы для взрослых;2гр. – детские журналы, энциклопедии;3гр. – детские журналы, детские книги.
Слайд 3Из детских журналов
IV. Совместное «открытие» знаний (10 мин.) Совместное «открытие» знаний через изучение структуры журнала. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
Откройте учебники на стр. 157. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе и чему научимся.

Сегодня на уроке (открываю опоры)…
Мы научимсяориентироваться в журнале.
Мы будем учиться находить нужную нам информацию в разных журналах, создавать свой журнал.

Какие детские журналы есть у вас дома?
Прочитайте шепотом текст на стр. 158.
Найдите в тексте ответы на вопросы:
1. Авторы интересуются, названия каких журналов вам знакомы?
2.Чего много в этих журналах? 3.Какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими?4.Кто в них печатался?
Предположения детей.
Чтение по очереди.

Чтение.


Ответы детей.
«Чиж» и «Ёж».
«Веселые картинки», «Мурзилка», «Колобок», «Два жирафа».
В них много веселых картинок, забавных стихов, рассказов и занимательных игр.
«Чиж» и «Еж»
В них печатали свои произведения Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенскийи др.. Учебники
Опоры на доске:
Мы научимсяориентироваться в журнале.
Мы будем учиться находить нужную нам информацию в разных журналах, создавать свой журнал
Физкультминутка(1 мин.) Снятие мышечного напряжения, зрительной усталости. Верно. А сейчас проведем физминутку. Наш приятель Панда приготовил для вас разминку. Повторяйте за ним движения. Дети выполняют движения. Слайд 4«Панда делает зарядку».
V. Применение нового знания (14 мин.) Тренировка навыков работы с детскими журналами.

Подбор материала для поэтической странички вымышленного журнала.
В учебнике на стр. 159 есть несколько вопросов. На 1 вопрос даст ответ 1-я группа. На 2 – 2-я группа, на 3 – 3-я группа.
Решите, кто будет отвечать.

Составьте подобный вопрос и решите, кто будет отвечать.
Понравилось придумывать вопросы?Где можно найти похожие вопросы?
Давайте поучимся ориентироваться в журнале и находить нужную информацию. Каждая группа должна выбрать детский журнал. В коробке на белом листе – план ответа, с помощью которого вы сможете получить  информацию о детских журналах.Расскажите о журнале по плану. Решите, кто будет отвечать.

В конце изучения раздела «Из детских журналов» мы будем с вами заниматься проектной деятельностью – будем создавать наш собственный журнал.Сегодня на уроке мы создадим первую страничку – поэтическую. Ваша задача: из предложенного материала (а он у вас на столах одинаковый) вам необходимо выбрать автора, произведение и иллюстрацию к журналу, приклеить на лист и всей командой прочитать эти стихи наизусть. Вам всем они знакомы. Выберите, кто будет называть автора и название стихотворения.
Первая группа – стихи о школе.
Вторая группа – стихи о природе.Третья группа – стихи юмористические.
Дети читают вопросы и отвечают на них.
1.Что можно увидеть с закрытыми глазами? Сон.2.Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? Подождать, пока она не улетит.3.Почему собака бегает? По земле.
Ответы детей.
В детских журналах.
Работа в группах.План изучения дети достают из коробки и кладут на стол.
Выполняют задания, рассказывают о журнале:
Журнал называется …Дата выпуска журнала - …Самый интересный раздел в журнале - это …
  
 
 
На листе – темы. Работа в группах по заданию. Выбор материала и приклеивание.
Ответы детей.
Выступления
Людмила Фадеева. В нашем классе…
Татьяна Бокова Зимушка-зима
Валентин БерестовНам жалко дедушку Корнея Учебник


План изучения журнала -
в коробке
Слайд 5Поэтическая страничка
Стихи о природе;стихи о школе;стихи юмористические.
Листы. Клей.
VI. Итог урока (2 мин.) Развитие речи, развитие умения анализировать. Хорошо. Пришло время подвести итог урока. Какой раздел мы начали изучать на уроке?С какими журналами вы познакомились на уроке? «Из детских журналов»
«Геоленок», «Миша», «Понимашка» и др. VII. Рефлексия (2 мин.) Формирование умения осуществлять самооценку собственной учебной деятельности Справились ли мы с задачей, которую ставили в начале урока?Посмотрите на наши опоры. Чему мы научились?За что вы похвалили бы свою команду? Решите, кто ответит.
Что вам показалось трудным на уроке?Решите, кто ответит.
А теперь оцените себя. Выйдите по очереди к доске и на вертикальной линии своей команды поставьте свой личный знак – самооценку. Если вы всегда были сосредоточены, все верно выполняли, поставьте крестик вверху вертикальной линии. Если немного не хватило усердия – посередине. Если вовсе не задались дела, то внизу.Давайте сравним, какие «деревья» у вас получились. Где «крона» выше, та команда, по вашему мнению, была более успешна.
А теперь оцените деятельность ваших товарищей по группе. Без кого, по вашему мнению, группа не смогла бы сегодня обойтись? Запишите на своем жетоне имя этого человека и вручите ему свой жетон.
Встаньте, пожалуйста те, у кого 3 жетона и более. У кого 1 или 2 жетона? У кого ни одного?
Мое мнение: вы все старались и хорошо работали на уроке.
Мы научилисьориентироваться в журнале.
Мы учились находить нужную нам информацию в разных журналах, создавали свои странички в журнале.
Выставление самооценки.
Обращение к «опорам» на доске
Домашнее задание (1 мин.) Закрепление навыков работы с детскими журналами Приготовьте к следующему уроку интересный материал из своего любимого журнала. Резерв (2,5 мин) Дружное исполнение песни в честь окончания открытого урока Вы работали дружно и слаженно. Как настоящие друзья. Давайте исполним хором «Гимн дружбе» из репертуара «Барбариков». Дети выходят к доске, исполняют песню хором. Клип