Урок по литературному чтению По страницам детских журналов

Конспект урока по литературному чтению.
Тема: По страницам детских журналов.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой;
Развивающие: развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Оборудование: выставка детских журналов, толковый словарь, презентация, экран, проектор, бланки с заданием, детские журналы.

Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка целей.
- Перед вами выставка печатных изданий. Названия некоторых повторяются. Почему? (Это журналы).
= Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания).
- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)
3. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя:
- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные.
Все журналы, которые вы читаете, интересны и привлекательны по-своему. Но из всего множества детских периодических изданий мне бы сегодня хотелось обратить ваше внимание на два старейших журнала. Это «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Первый номер журнала «Мурзилка» появился в мае 1924 года, почти 80 лет назад, и его читали даже ваши прабабушки и прадедушки.
Несмотря на свой солидный возраст, «Мурзилка» остается таким же веселым, неунывающим, задорным.
Журнал «Мурзилка» - журнал для учеников начальной школы, но его с удовольствием читают и взрослые, а ребусы и загадки, напечатанные на страницах журнала, можно разгадывать всей семьей.
«Мурзилка» - это и название журнала, и имя смешного желтенького существа в краснбм берёте, изображение которого вы привыкли видеть на обложке и страницах журнала. Казалось бы, они должны были появиться одновременно. Однако сам персонаж - «веселый человечек» Мурзилка - появился только через 13 лет после выхода в свет первого номера журнала, в июле 1937 года.
Из его «биографии» известно, что он, Мурзилка - родной внук Деда Мороза и Снежной бабы, что поймал его и притащил в редакцию художник А. Каневский, что сразу с ним начались самые невероятные и удивительные приключения, о которых можно было прочитать на страницах журнала.


Младший брат журнала «Мурзилка» - детский юмористический журнал «Веселые картинки», он и рассчитан на ребятишек помладше, на дошколят. А появились на свет «Веселые картинки» в сентябре 1956 года. Уже с обложки журнала нас приветствуют веселые человечки, сказочные герои.
Посмотрите на буквы, которыми написано название журнала.
Чем они необычны?
Какие сказочные герои образуют буквы?
И в самом журнале вы встретите задания и от Незнайки, и Карандаша, и от Самоделкина, и от Буратино...
- Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя.
Б) Рассматривание журнала
Обложка.- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Рассказывается для кого этот журнал, о чём он)
Рубрики журнала
Выставка рисунков читателей
Поэтическая страничка
Сказки Сибирячка
Сканворд Сибирячка
Литературная страничка
Таёжные истории
Мастерская Сибирячка
В) Исследовательская работа, создание презентации.
- Ребята сейчас вы в группах проведёте небольшую исследовательскую работу и вместе составите презентацию вашего журнала.
- Название журнала.
- Для кого предназначен.
- Жители журнала.
- Содержание (какие рубрики).
- Чем заинтересовал?
Группы выполняют задания и представляют свои презентации.
Физкультминутка.
Г) Практическая работа:
- А сейчас мы немножко почитаем.
1. Найти загадку и загадать её.
2. Прочитать стихотворение.
3. Прочитать интересную информацию и попробовать её пересказать.
4. Кроссворд
5. Занимательное задание.
4. Закрепление.
- Как вы поняли, что такое журнал?
- С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Что нового узнали?
- Какие журналы хотели бы приобрести?
- Каким должен быть детский журнал?
6. Домашнее задание.
Прочитать интересную информацию в журнале и пересказать её.
7. Рефлексия. Вы сегодня молодцы и каждому из вас я хочу подарить небольшой фрагмент из журнала.








Приложение :
Презентация журнала.
- Название журнала.__________________________
- Для кого предназначен._______________________
- Жители журнала.______________________________
______________________________________________
- Содержание (какие рубрики).
_______________________________________
______________________________________
____________________________________________
______________________________________________
___________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
__________________________________________
_________________________________________
__________________________________________
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

- Чем заинтересовал?
__________________________________________________
___________________________________________________
_________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________




15