Анализ потребительских предпочтений минеральной воды (на примере г. Орска)


Анализ потребительских предпочтений минеральной воды(на примере г. Орска)
Ни протяжении последних нескольких лет российский рынок минеральной воды демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Успех категории минеральной воды связан с тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков, более полезных для здоровья, чем привычная газированная вода. Если раньше минеральную воду покупали, в основном, в целях утоления жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом.
В настоящее время российские изготовители минеральной воды вынуждены более гибко и быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поэтому, сохранив традиционные, классические виды своей продукции, они также смело внедряют новые идеи, как технологические, так и управленческие.
Минеральная и питьевая вода занимают преимущественную долю российского рынка прохладительных напитков.
Российский рынок минеральной воды - один из самых динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков.
В соответствии с действующим ГОСТ к питьевым минеральным водам относятся подземные воды природных источников, которые характеризуются постоянством химического состава. В зависимости от уровня минерализации воды и содержания специфических компонентов различают столовые, лечебно-столовые и лечебные питьевые минеральные воды.
Столовые - подземные воды, не содержащие специфических биологически активных компонентов, при общей минерализации воды не более 1г/л. Эти воды можно пить без ограничений, а их природный состав и вкусовые качества делают процедуру питья не только приятной, но и полезной.
Лечебно-столовые — воды, с минерализацией до 10 г/л. К лечебностоловым относят и минеральные воды с минерализацией менее 1 г/л, но при наличии в них биологически активных компонентов. Эти воды употребляют, как и лечебных целях, так и в качестве профилактики каких-либо заболеваний.
Лечебные - имеют содержание солей свыше 10 г/л. К лечебным водам относят также воды с меньшей минерализацией, при содержании в них повышенного количества биологически активных компонентов. Лечебные минеральные воды пьют не для утоления жажды, а для лечения. Их следует употреблять по рекомендации врача.
На рисунке I представлены доли видов минеральных вод в общем объеме продаж за 2015 год.
3581403619500
Рис.1. Доли видов минеральных вод в общем объеме продаж за 2015г.
Целью нашего исследования является выявление потребительских предпочтений при выборе минеральной воды на примере города Орска. В рамках проведения исследования решались следующие задачи:
определить степень известности марок производителей минеральной
воды;
определить качество и вкус продукции;
определить критерии выбора продукции.
Значимость исследования заключается и том, что его результаты могут быть использованы розничными торговыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
Для выявления покупательских предпочтений проведено анкетирование. В ходе исследования было опрошено 150 человек в возрасте от 14 до 60 лет. Результаты анкетирования показали, что покупателями воды являются 70 % жителей города Орска.
При покупке минеральной воды главным критерием выбора является качество и вкус продукции - так ответили около 40% респондентов. На втором месте с большим отрывом располагается такой критерий, как цена, его отметили 15% опрошенных. Место происхождения воды значимо для 13% участников опроса. Интересно, что рекламные акции и скидки на продукцию привлекают лишь 2% потребителей.
На рисунке 2 представлены критерии выбора минеральной воды потребителями.
00
Рис.2. Основные критерии выбора минеральной воды потребителями
Для потребителей питьевой и минеральной воды упаковка является одним из важных критериев выбора продукции. При регулярной покупке потребители чаще всею приобретают воду в бутылках 1-2 литра. Причем такой объем пользуется большим спросом при покупке минеральной воды - его предпочитают 57% респондентов. Минеральную воду в 0,5-литровой упаковке покупают 13% опрошенных.
Более 32% потребителей минеральной воды считают, что оптимальной является пластиковая бутылка, а 18% выбирают стеклянную.
Тот факт, что основная часть респондентов покупают минеральную воду в стеклянных бутылках, объясняется тем, что у россиян вызывают доверие хорошо известные и зарекомендовавшие себя марки, например, «Ессентуки», «Нарзан», «Орская», «Боржоми», которые традиционно разливались в стеклянную тару. Производители минеральной воды, выпускаемой под этими марками, не изменили традициям, и покупатель это ценит. Кроме того, у потребителей существует мнение о том, что минеральная вода в стеклянной упаковке более качественная и обладает лучшими свойствами.
В качестве требований к информации, которая должна быть указана на упаковке минеральной воды, потребители чаще всего отмечают сведения о месте добычи воды - 23% опрошенных.
Важной чертой рынка минеральной воды города Орска выступает выраженная сезонность продаж. В теплое время года возрастает интерес к минеральной воде не только со стороны постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам. Так, например, в июле 2015 года на рынке минеральной воды города Орска продажи на 14% превысили среднегодовые показатели. Влияние фактора сезонности можно наблюдать и в распределении продаж минеральной воды по типу упаковки. Так, летом снижается удельный вес продукции, выпускаемой в стеклянных бутылках, и растет доля воды в ПЭТ-упаковке небольшого объема.
Наиболее популярное место покупки - это супермаркеты (30%), 11% покупают в павильонах и киосках, 5% предпочитают приобретать в аптеках, продовольственный магазин выбирали 24%, 3% делают покупки в продовольственных рынках.
На рисунке 3 представлена структура продаж минеральной воды на территории города Орска.
1104901390650
Рис. 3. Структура продаж минеральной воды на территории г. Орска
Результат исследования покупательских предпочтений минеральной воды оказался в пользу отечественного проиводителя:31% опрошенных респондентов отдают предпочтение импортной продукции, а 49%- российским изготовителям.
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что на покупательские предпочтения оказывают влияние следующие факторы:
- качество и вкус продукции;
- место приобретения минеральной воды;
- ценовой сегмент;
- место расположения источника воды.
С усилением конкуренции на рынке минеральной воды города Орска производители стали задумываться об освоении новых технологий. По мнению экспертов, хорошие перспективы может иметь вода с различными вкусовыми добавками на основе минеральной воды с добавлением натурального сока, минеральная вода для детей.
Таким образом, среди главных критериев выбора минеральной воды большинством потребителей были отмечены вкус и качество продукции, что свидетельствует о направленности покупателей на здоровый образ жизни. Поэтому экологически безопасные природные добавки, например, травы и соки, обогащающие воду полезными веществами, будут положительно восприняты потребителем. Такого рода исследования дают более полную информацию о закупке и поставке товара предприятиям розничной торговли и индивидуальным предпринимателям.