Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.


Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.
Крякина Н.А., Ширикова Г.Н.
МКОУ Таловская СОШ, Воронежская область
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности учащихся и целостной системы универсальных учебных действий. Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, которые предусматривают системно-деятельностный подход к организации процесса обучения. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.
На наш взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески. Считаем, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Для решения этой проблемы мы пришли к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен, и поэтому наша задача – найти такие методы инновационной работы, которые будут обязательно развивать у учащихся интерес к учебной работе, самостоятельности и творчеству. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, среди которых предпочтение отдаём методу проектов, игровым технологиям, технологии критического мышления, проблемному обучению. Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся. Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Под проблемным обучением понимают такую организацию учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Создавая проблемную ситуацию и направляя ее разрешение, учитель может сознательно вовлечь учащихся в один из этих процессов мышления, то есть поставить их перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты, а не просто механически их запоминать. Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Поэтому строим урок так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности: сами осознали и выделили проблему; поставили цель изучения; сформулировали задачи; решили их; сумели применить полученные знания на практике; смогли, преобразовывая их, получить новые знания. Для создания проблемной ситуации на уроке используем противоречивые факты, практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. Возникшая проблемная ситуация позволяет сформулировать тему урока. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения. Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками. Учитель создаѐт проблемную ситуацию, направляет учащихся на еѐ решение, организует поиск решения. Таким образом, ребѐнок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий.
Итак, главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности, учащихся при разрешении учебных проблем:
Проблемно-поисковый метод в обучении.
Проблемное изложение.
Частично-поисковый (эвристический, сократический) метод.
Исследовательский метод.
В чем преимущества проблемного обучения?
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых  ситуациях и одновременно развивают  свои  умения  и творческие способности.
Для создания условий формирования компетентностей обучающихся в своей работе применяем метод проектов. При работе над проектом появляется возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. При этом проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную, повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики. При защите проектов происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Этот метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, и дает возможность планировать свою деятельность. Ребята получают навыки публичного выступления на защите своих работ не только в своем классе, но и на школьных конференциях, на классных часах, в районных конкурсах.
Таким образом, для нас приоритетными являются следующие принципы:
учить самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
ориентировать на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его;
сотрудничать с детьми, вместе решать проблемы.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является концепция системно-деятельностного подхода, которая позволяет научить школьников самостоятельно и творчески учиться, ориентировать их на результаты обучения. Этой концепции стараемся придерживаться в своей педагогической деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Это означает одно - вокруг нас еще много неизвестного, скрытого. Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке. И от того, как организована познавательная деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.