Мониторинг адаптированности учащихся к образовательному процессу


Педагогический мониторинг
1.Адаптированность учащихся к образовательному процессу
Цель: выявление дезадаптированных учащихся.
В 8 классах была проведена диагностика адаптации к обучению в средней школе. В диагностики приняли участие 10 учащихся: 5 девочек и 5 мальчиков. Данная диагностика поводится с 5 класса.
Дата обследования: сентябрь 2015 года
Методики: метод наблюдения, анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации, диагностика тревожности Филипса, методика «Личики».
Результаты методики «Личики»
Эмоциональное отношение к школе
Эмоциональное отношение к школе является важнейшим фактором успешной адаптации к школьному обучению в среднем звене и важным показателем успешности протекания этого процесса. Ученик, которому комфортно в школе и в классе среди детей и с теми учителями, которые его учат, лучше усваивает учебную программу, меньше болеет, легче переносит возникающие трудности.
Количество человек «+» «-»
10 9/90% 1/10%
Результаты по методике «Личики» показал, что положительное отношение к школе отмечается у 90% учащихся(9 человек), у 1 обучающего отмечается отрицательное отношение к школе.
Диагностика тревожности Филипса
В результате исследования выявлено:
Наиболее высокие показатели по следующим видам тревожности: страх ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителем
Кол-во человек Высокий Средний Низкий
10 2/20% 5/50% 3/30%
Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся. Очевидно, что значение по двум видам школьной тревожности превышают допустимые пределы - 70%- 7 человек имеют высокий и средний уровень тревожности.
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Мотивация учения
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые в школе требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижении школьной успеваемости.
Результаты диагностики
Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I(25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации 3 30%
Уровень II(20 - 24) Хорошая школьная мотивация 4 40%
Уровень III(15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 2 20%
Уровень IV(10 - 14) Низкая школьная мотивация 1 10%
Уровень V(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 0 0%

На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен уровень хорошей школьной мотивации у учащихся 8 класса.
Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.
Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины- формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров.