Рабочая учебная программа по МХК для 10-11 классов

Отдел образования Анивского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анива»
Сахалинской области



Рассмотрено
на МО
протокол №_______
от_______________
Согласовано
зам. по УВР
Утверждено
директором МБОУ СОШ № 1
г. Анива
Кузьминой М. Е.
приказ №_______
от_____________











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по МХК
для 10-11 классов




Данилова С. В.,
учитель МХК.














г. Анива
2014
РАБОЧАЯ программа
среднего (полного) общего образования
по мхк

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
А) Рабочая учебная программа по МХК составлена в соответствии с требованиями
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 №56)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г.№1089)
Примерной образовательной программы по МХК для общеобразовательных школ, рекомендованной (допущенной) МО РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях
Регионального базисного учебного плана для ОУ Сахалинской области (приказ департамента образования Сахалинской обл. от 28 апреля 2006г. №332-ОД)
Приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений» от 09.09.2008г. №703-ОД.
программы Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.

Б) Цели и задачи изучения предмета.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

В) Срок реализации программы.
Программа рассчитана:
Всего – на 68 часов.
Срок реализации программы 1 год. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (по 1 часу в неделю).
Форма промежуточной аттестации:
Аттестация (оценка) за полугодие и год.

Г) Используемые формы и методы обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий является:
- урок.
Методы обучения
словесные (беседа, сообщение),
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
практические,
метод проблемного обучения,
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
методы контроля и самоконтроля.

Д) Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:
- контроль выполнения упражнений,
- ответы на вопросы,
- контроль выполнения практической работ.
- Тестирование,
- проведение контрольных работ,
- устных и письменных зачетов,
- написание сочинения (эссе).

Ж) Для оптимальной реализации данной рабочей программы используются следующие учебники:
Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура», 10, 11 класс. – М.: «Академия», 2010.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.

2. тематический план
10 класс

п/п
Название раздела
Количество часов

1
Художественная культура первобытного мира
4

2
Художественная культура Древнего мира
14

3
Художественная культура Средних веков
16

итого
34


11 класс

п/п
Название раздела
Количество часов

1
Художественная культура эпохи Возрождения
9

2
Художественная культура XVII
5

3
Художественная культура XVIII- первой половины XIX века
8

4
Художественная культура конца XIX -- XX вв.
12

итого
34



3. Основное содержание

10 класс (34 часов)
Художественная культура первобытного мира (4 часа). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.)
Художественная культура Древнего мира (14 часов). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Особенности римского градостроительства. Планировка римского дома.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Проверка знаний, умений и навыков проходит в виде (тестирования, ответов на вопросы, бесед, устного опроса, презентаций учащихся)
Художественная культура Средних веков (16 часов). Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции и базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, шпалеры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Франция Англия и др.).
Региональные особенности готики выражены в: соборе Нотр-Дам в Париже, аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, церкви Санкт-Апостельн в Кёльне, соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Проторенессанс в Италии. Данте Алигьери «Божественная комедия». Аллегорические циклы Арс Нова. Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

11 класс (34 часа)

Художественная культура эпохи Возрождения (9 часов). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Мистический характер Возрождения в Германии. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Творческие работы учащихся в форме презентаций, докладов, выступлений)
Художественная культура XVII (5 часов). Барокко. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида.
Художественная культура XVIII - первой половины XIX века (8 часов).
Рококо. Истоки рококо в живописи. Антуан Вато, Франсуа Буше.
Ампир. Музыка просвещения. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Пятая симфония, Лунная соната), Йозеф Гайдн Симфония №85 «Королева»
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.
Имперский стиль в архитектуре и живописи. Специфика русского ампира. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Классицистические каноны в русской академической живописи. К.И. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И. Глинка, опера «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романс «Я помню чудное мгновенье».
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов, выступлений, эссе, презентаций по темам. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»), прослушивание и анализ музыкальных произведений
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (12 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, музеев, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений,выступлений, рецензий, эссе, презентаций. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.

5. Критерии и нормы оценки знаний и умений
обучающихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценок тестовых заданий.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные  ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение  трех и  более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.

Критерии оценок «экскурсий».
«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.
«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.
«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.
«2» - формальное отношение к выполнению задания.

Критерии оценок эссе.
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование


6. Литература:
1.Учебник «Мировая художественная культура» 10 класс/ Л.Г. Емохонова - М. Издательский центр «Академия», 2008г.
2.Учебник «Мировая художественная культура»11 класс/ Л.Г. Емохонова- М. Издательский центр
«Академия», 2008г.
3.Методическое пособие к урокам «МХК»/ составитель И.А. Лескова- Волгоград, Издательство «Учитель». 2011г.
4.Пособие к урокам «МХК» 10-11 классы,/ автор Н.А. Леухина - Волгоград, Издательство «Учитель».2008г.
5. Учебное пособие «Изучение истории и культуры религий». Авторы: Е.Ф.Теплова, Д.М. Абрамов и др.
- М. МИОО. ОАО «Московские учебники».2010г.
6. «Древняя Индия. От возникновения до XIII века»/ М. Альбанезе - М.2003г.
7. «Искусство древнего мира»/ Л.Д. Любимов.- М. 1997г.
8. «Итальянский город XV века».\ И.Е. Данилова. -М.2000г.
9. «История русского искусства конца XIX – начала XX века» /Д.В. Сарабьянов.- М. 2001г.
10. « От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи» / С. Даниель.-СПб.2000г.
11. «Искусство: энциклопедический словарь школьника» / П. Кошель-М.2000г.
12. «История красоты» / под редакцией У. Эко. – М.2005г.
13. «Энциклопедия искусства XX века» / сост. О.Б. Краснова. – М.2003г.

Список  цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»



Заголовок 215