Классный час для учащихся начальной школы Настоящий друг: кто он?

Классный час «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ: КТО ОН?»

Цель: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом.
Задачи:
- определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
- изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: видеоролики из мультфильма «Лунтик. Как стать другом», макет дерева, листочки для записи качеств настоящего друга, карточки для работы в группе.

Ход классного часа
Организационный момент.
-Сегодня у нас с вами час общения. А общение начинается с рукопожатия. Давайте все встанем, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Мы все вместе – одна команда. А сообща можно решить любые вопросы и проблемы.
Видеоролик «Лунтик. Как стать другом»
- Вы догадались правильно, мы сегодня поговорим о дружбе, о том, как стать настоящим другом.
- Что обозначает слово друг? Предлагаю вам заглянуть в толковый словарь.
Знаете ли вы, как возникло слово «друг»? Вот одно из предположений.

Когда ещё никто не знал ни слова -       Ни "здравствуйте", ни "солнце", ни "корова",       Соседям древний человек привык,       Показывать кулак или язык,       И корчить рожи, (что одно и то же).       Но словом стал гортанный резкий звук,       Осмысленней лицо, умнее руки,       И человек придумал слово ДРУГ,       Стал друга ждать и тосковать в разлуке.       Ему спасибо за друзей моих.       Как жил бы я, что делал бы без них?
2. Проблемная ситуация.
- Ответьте на вопрос Лунтика.
3.Работа в группах
- Чтобы разобраться поработаем в группах и попробуем выяснить, каким должен быть настоящий друг и создадим «Дерево Дружбы».
Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте качество настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.
Карточки для первой группы:
1) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
А) Умей радоваться успехам друга.
Б) Надо такую подругу бросить.
Правило. Умеет радоваться успехам друга.

2) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать
Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет.
Какой совет дадите Наташе?
А) Не ищи выгоду от друзей
Б) Заставь друга делать всё за тебя.
Правило. Не ищет выгоду от друзей

Карточки для второй группы:
3) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
А) помоги другу разрисовать домик.
Б) Останови друга, если он делает что-то плохое.
Правило. Не предлагает другу совершать плохие поступки.

4) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по самбо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься самбо”.
Как вы предложите, поступить Володе.
А) Не навязывать другу свои увлечения
Б) Друзья должны иметь одни увлечения.
Правило. Не навязывает другу свои увлечения

Карточки для третьей группы:
5) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Дай совет Коле.
А) Всегда давай другу списать. Подсказывай ему на уроке.
Б) Помогай другу, но не делай за него
Правило. Помогает другу, но не делает за него

Таня и Оля дружили. Однажды Таня попросила у Оли телефон, а у Оли телефона не было. Таня нагрубила Оле и назвала её жадиной. Олю это очень обидело.
Что посоветуете Тане?
А) Извиниться перед другом.
Б) Больше никогда не дружить с Олей.
Правило. Настоящий друг тот, кто не обижает друзей.

- Вот и выросло у нас «Дерево Дружбы», на котором растут самые важные качества настоящего друга.
Представим, что мы – настоящие друзья. Давайте разберем несколько ситуаций.

4. Моделирование ситуации.

Стих. С.Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается - Миша заикается. Как другие - чисто, ясно, - Он не может говорить. И просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву 'К', Но ребята не смеются - Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори! Миша выговорит слово, А другого не видать... Но товарищи готовы, Если нужно, подождать!

- Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
- Как к этому относятся одноклассники?
- Как правильно в такой ситуации поступить?
- Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Ситуация.  - Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).  - Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?  - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).  - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.  - Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?  Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».  - Почему мы дольше помним обиды?  - Нравиться ли нам, когда нас обижают?  - Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?  - Как быть добрее?  Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.


Ситуации для 1 группы:
Если мой друг добился в чём-то успеха, то я..
Если я обидел своего друга, то я..
Ситуации для 2 группы:
Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я..
Если у меня есть интересный фильм, то я
Ситуации для 3 группы:
Если мой друг не сделал домашнее задание, то я..
Если мой друг не умеет играть в игру, то я.

7. Итог классного часа.
Итак, вернёмся к Лунтику. Какой ответ он получил на свой вопрос?

Видеоролик из мультфильма «Лунтик. Как стать другом»
Давайте пофантазируем, чего каждый из вас добьётся, если рядом с вами будут ваши друзья?
- А если рядом не будет друга, сможете ли вы чего-нибудь добиться? Почему?

Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание “Дерева Дружбы”. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга.

Исполняется «Песенка друзей».
Закончим мы наш час общения также как и начали: встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу.
Спасибо всем за работу. Спасибо вашему классному руководителю.
15