Пояснительная записка по риторике 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по риторике и с учетом авторской программы коллектива под руководством
Т.А. Ладыженской.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <> состава российского общества».

Рабочая программа ориентирована на использование методического комплекта:

2 класс
3 класс
4 класс

Учебная тетрадь по риторике в рассказах и картинках, 2 класс, 1, 2 часть, авт. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина Москва. «Ювента Баласс». 2012 год.

Учебная тетрадь по риторике в рассказах и картинках, 3 класс, 1, 2 часть, авт. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина Москва. «Ювента Баласс». 2012 год.

Учебная тетрадь по риторике в рассказах и картинках, 4 класс, 1, 2 часть, авт. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина Москва. «Ювента Баласс». 2012 год.



Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №3.

2. Общая характеристика учебного предмета
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Новизна рабочей программы заключается: данной программы определяется тем, что 16% от урока используется с применением ИКТ.

Специфика курса риторики требует организации учебной деятельности школьника в фронтальной, индивидуальной, групповой форме, а также имеют место и нетрадиционные формы работы: проекты, путешествия, ролевые игры, интегрированный урок и т.д.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий: технология деятельностного подхода, ИКТ, проектная технология, технология сотрудничества.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме: деловые игры, соревнования, урок-путешествие.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, тематического и итогового контроля.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке: УО - устный опрос, тест, КАТ -комплексный анализ текста, Ч- выразительное чтение художественных произведений наизусть, ТР - творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, web-квест, презентация и т. д.).

Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа составлена для реализации учебного предмета риторика, входящего в обязательную часть учебного плана в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 102 часа: во 24 классах по 34 часа (34 учебные недели в каждом классе). Во 2 классе проводится 7- проверочных работ.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Риторика»

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.


Планируемые результаты изучения курса "Риторика"
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.

Содержание учебного предмета

3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.



7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

3 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)



Наименование раздела
Кол-во часов
КК. Р.
Характеристика деятельности учащихся


1.
Наука риторика
4


Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.
Называть задачи общения.
Называть некоторые коммуникативные профессии .
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.



1.1.
Проверь себя.


т



1.2.
Что мы помним о речевой ситуации.





1.3.

Твои речевые роли.






1.4.
С какой целью? Зачем?











2.
Учимся говорить
5

Различать подготовленную и неподготовленную речь .
Анализировать примеры неподготовленной речи.
Называть приёмы подготовки устного высказывания .
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко .


2.1
Неподготовленная речь.





2.2
Подготовленная речь.





2.3
Приёмы подготовки.





2.4
Говорим подробно.





2.5
Говорим кратко.

т



3.
Похвала (комплимент)
1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.


3.1

Похвала (комплимент).






4.
Слушаем, вдумываемся 2

Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Оценивать свои особенности как слушателя.


4.1
Слушаем, вдумываемся.





4.2

Слушаем по-разному.






5.
Учимся читать, писать


3


Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.



5.1
Читаем учебные тексты.





5.2
Учимся писать, редактировать.





5.3


Как исправить текст?
(Правка текста.)

т



6.
Вежливое общение
2

Давать определение вежливости .
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.



Что такое вежливость.






Проект. Добрые дела – добрые слова.

Проект



7.
Разные тексты.
2

Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.
Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.


7.1
Проверь себя. Тексты разные нужны.





7.2
Диалог и монолог.





8
Правильная речь
3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.



8.1
Пиши правильно!





8.2
Произноси правильно!






8.3
Употребляй слова правильно!

т



9.
Правила успешного пересказа.
4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения .
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа . Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.



9.1
Пересказ.





9.2
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)





9.3
Цитата в пересказе.





9.4

Кратко о книге (аннотация).
Проект « Аннотация к любимому призведению»




Проект



10.
Поздравляю тебяВас
2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.



10.1
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?





10.2
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!





11.
Учись объяснять и доказывать
2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами .





11.1
Рассуждение,
вывод в рассуждении.








11.2

Правило и цитата в доказательстве.






12.
Что общего- чем отличаются
3

Анализировать сравнительные описания, их структуру.
Называть правила сравнения.
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение .
Реализовывать сравнительное описание разными способами.


12.1
Сравни и скажи.





12.2
Правила сравнения.





12.3
Как строятся
сравнительные тексты.


т



13.
Подведём итоги.
1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.



13.1
Риторический праздник.








8. Материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Учебник- тетрадь
Учебная тетрадь по риторике в рассказах и картинках, для 2, 3, 4 класса начальной школы, в двух частях, авт. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина Москва. «Ювента Баласс». 2012 год.

Методическая литература
Ладыженская Т.А. Методические рекомендации к учебнику – тетради по риторике 2, 3, 4 класс. М.: Ювента Баланс,2012, 320 с. (В помощь школьному учителю)