Рабочая программа по литературе 9 класс ( УМК под ред. В.Я. Коровиной).



МОУ «Королевщинская средняя общеобразовательная школа»
Жарковского района Тверской области



Согласовано Принята на « Утверждено»
Приказ № от 2014г
с советом школы педагогическом совете директор школы
протокол № протокол № __________/С.В.Иванова
от________ 2014 от__________2014








Рабочая программа

Литература

9 класс

Учитель: Спрогис А.П.








Новоселки, 2014год





Пояснительная записка

Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования , авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы» под редакцией В.Я.Коровиной , М:»Просвещение»,2010 г.,; ( Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2012.)
На изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю) из федерального компонента.
Характеристика учебного курса
Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Цели изучения
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


4.Прогнозируемые результаты освоения курса.
Выпускник 9 класса будет знать/понимать
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Личностные результаты
у выпускника будет формироваться гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданская позиция, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;






2. Содержание курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Из русской литературы XIX века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия) Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений
Из русской литературы XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских
'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения.
Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.
«Пролог на небесах» ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.






3. Распределение часов по темам программы


Тема
Кол-во часов
Развитие речи
Уроки контроля

1
Введение
1



2
Древнерусская литература
2

1


3
Русская литература XYIII века
8
1
1

4
Шедевры русской литературы XIX века
43
8
4

5
Литература XX века
20

2
1

6
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков.
2



7
Из зарубежной литературы
6

1


ИТОГО: 102=
82 + 12 + 7

+ 1 час резервного времени.








4.Календарно-тематическое планирование
по литературе в 9 классе
на 2014-2015 учебный год

Тема урока
Кол-во
часов
Дата


Введение.
1


1.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
1
03.09


Древнерусская литература.
3
(2+1)


2.
Литература древней Русью История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения.
1
06.09

3.
Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, образов .
1
08.09

4.
Рр Сочинение по «Слову о полку Игореве»
1
10.09


Русская литература XYIII века.
9
(8+1)


5.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.
1
13.09

6.
М. В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
1
15.09

7.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки.
1
17.09

8.
Г. Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в творчестве поэта.
1
20.09

9.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник», «Властителям и судиям».
1
22.09

10.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
24.09

11.




Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма.

1
27.09

12.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
29.09

13.
Тестирование «Литература 18 века»
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Литература XYIII века в восприятии современного читателя».
1
01.10


Шедевры русской литературы XIX века.
55
47+8


14.
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.
1
04.10

15.
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
1
06.10

16.
В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады.
1
09.10

17.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения.
1
11.10

18.
Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
1
13.10

19.
Особенности конфликта в комедии А.С. Гибоедова «Горе от ума».
1
16.10

20.
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов.
1
18.10

21.
Рр. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.
1
20.10

22.
И. А. Гончаров «Мильон терзаний».
1
22.10

23.
Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1
25.10

24.
А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта.
1
27.10

25.
Жизнь и творчество Пушкина после Лицея. Лирика петербургского периода.
1
29.10

26.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина.
1
01.11

27.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
1
12.11

28.
Философская лирика А.С. Пушкина.
1
15.11

29.
А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
1
17.11

30.
Р.Р. Сочинение. Лирика А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.
1
19.11

31.
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
1
22.11

32.
Реализм. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни».Система образов в романе.
1
24.11

33.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского
1
26.11

34.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
29.11

35.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1
01.12

36.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики.
1
03.12

37.
Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина.
Р.р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
06.12

38.
Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
08.12

39.
М. Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.
1
10.12

40.
Тема поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова.
1
12.12

41.
Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова.
1
15.12

42.
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.
1
17.12

43.
Эпоха безвременья в творчестве М.Ю. Лермонтова.
1
20.12

44.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе.
1
22.12

45.
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
1
24.12

46.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
1
27.12

47.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Анализ эпизодов.
1
29.12

48.
Печорин в системе мужских образов романа.
1
12.01

49.
Печорин в системе женских образов романа.
1
14.01

50.
Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1
17.01

51.
Р.р. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1
19.01

52.
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.
1
21.01

53.
Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания. Смысл названия поэмы.
1
24.01

54.
Система образов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
1
26.01

55.
Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя. Обучение анализу эпизода.
1
28.01

56.
Губернский город в поэме «Мёртвые души».
1
31.01

57.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
1
02.02

58.
«Мертвые души» поэма о величии России. Соединение комического и лирического начал в поэме.
1
0402

59.
Итоговая контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя.

1
07.02

60.
Р.р. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
1
09.02

61.
Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».
1
11.02

62.
Ф. М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
1
14.02

63.
А. Н. Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
16.02

64.
А. Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок»
1
18.02

65.
Л. Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство». «Отрочество». «Юность».
1
21.02

66.
А. П. Чехов. Слово о писателе.
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему в рассказе «Смерть чиновника».
1
25.02

67.
А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
1
28.02

68.
Рр Сочинение «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
1
02.03


Литература XX века.
23
21+2


69.
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
1
04.03

70.
И. А. Бунин. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе«Тёмные аллеи».
1
07.03

71.
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи».
1
09.03

72.
Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Стихи. Высокие идеалы и предчувствие перемен в поэзии автора.
1
11.03

73.
С.А.Есенин.Тема Родины в лирике поэта..
1
13.03

74.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.
1
15.03

75.
В. В. Маяковский.). Новаторство своеобразие поэзии .

1
18.03

76
Р.Р. Сочинение «Поэзия начала 20 века в моем восприятии».

21.03

77.
М. А. Булгаков. История создания и судьба повести «Собачье сердце».
1
30.03

78.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.
1
01.04

79.
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
1
04.04

80.
Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве».
1
06.04

81.
А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.
1
08.04

82.
Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.
1
11.04

83.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
1
13.04

84.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».
1
15.04

85.
Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
1
18.04

86.
А. Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.
1
20.04

87.
А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
1
22.04.

88.
А. И. Солженицын. Картины послевоенной деревни в рассказе «Матрёнин двор».
1
25.04

89.
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».
1
27.04

90
Р.Р. Сочинение по русской литературе 20 века ( тема по выбору).

29.04



2


91.
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков.
1
04.05

92.
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков.

1
06.05

94.
Итоговое тестирование по русской литературе 20 века.
1
11.05


.
7


95.
Античная лирика. Катулл. Гораций.
1
13.05

96.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
1
16.05

97.
У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.
1
18.05

98.
Трагизм любви Гамлета к Офелии. Философский характер трагедии.
1
20.05

99.
И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия.
1
23.05

100.
Идейный смысл трагедии И.-В.Гете «Фауст».
1
24.05

101.
Итоговое сочинение по литературе.

1
25.05

102
.Резервный урок.
1



5.Литература
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения литературы в 9 классе. - М.: Просвещение, 2011.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2009.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2011.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Заголовок 1 Заголовок 415