Формирование познавательного универсального учебного действия «синтез» у младших школьников


Формирование познавательного универсального учебного действия «синтез» у младших школьников
Лещина М.В.,учитель начальных классов
ГБОУ № 604, Пушкинский район,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Формирование познавательного универсального учебного действия «синтез» у младших школьников» актуально в современном аспекте образования. Вступивший в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2010г включает в себя требования к освоению метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образовании, которые должны отражать в п. 11.10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. [1] В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Анализ исследуемой литературы по данной теме показал, что имеется достаточное количество материала, который богат своим многообразием научных подходов в изучении проблемы по формированию познавательных УУД, но нужно отметить, что мы столкнулись с недостаточным использованием в практике дидактического материала по формированию познавательного универсального учебного действия «синтез».
В данной статье мы предлагаем познакомиться с методами и способами формирования познавательного универсального учебного действия «синтез» у младших школьников. Формирование универсальных учебных действий строится на четырёх этапах, но в начальной школе применимы только три из них:
Первый этап – обучающиеся выполняют учебное действие, содержащее метапредметный способ, в результате многократных применении близких образцов, аналогии и т.д. Например, обучающийся, объединяя и соединяя объекты на уроке вместе со мной по цвету, размеру или форме, затем сможет сам выполнить объединение по тем же признакам на таком же материале. 
Второй этап - обучающиеся выполняют учебное действие с помощью подводящих вопросов учителя. 
Третий этап - применение известного способа действия при выполнении задания. 
Синтез – соединение различных элементов или частей в единое целое. Важно, чтобы перед обучающимися была чётко поставлена цель. Для учащихся 1 класса важно при синтезе осознавать, что именно должно получиться при «сборке» частей (слово, предмет, образ предмета) и какие части могут входить в это конкретное целое. В ходе осуществления познавательного универсального учебного действия «синтез» первоклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности: 1. Что мы сейчас будем выполнять? Уточнение принятия и понимания обучающимися учебной задачи. На этом этапе происходит целеполагание. Для чего мы это делаем? Это определение мотива.
2. Что нам понадобится для того, чтобы выполнить задание?
3.Как мы будем выполнять это задание? Конкретизация - как мы это будем делать (используя образцы, алгоритмы, памятки, цепочку вопросов, изученные ранее правила и др. способы)
4.Что у нас получилось? На данном этапе проходит самооценка, рефлексия.
УМК « Школа России» содержит много заданий на развитие у детей УУД «синтез». Рассмотрим на конкретном примере.
Задание: составить предложение из группы слов (солнышко, поднялось, лесом, над).
-Прочитайте задание и запись. Встретились ли Вам слова, значение которых Вы не знаете? Что такое предложение? Почему мы должны составлять предложение? В вопросах 1 и 2 выстраивается целеполагание и мотивация.
-Можно ли эту запись назвать предложением? Какие бывают предложения по цели высказывания? Чтобы составить предложение, что мы должны сделать? (алгоритм). В вопросах 3-5 идёт процесс конкретизации того, как мы это будем делать.
-Прочитаем получившееся предложение. Какое предложение по цели высказывания? Вывод. На этом этапе формируется самопроверка, рефлексия. На первом этапе овладения этого УУД могут быть развивающие задания, где нужно будет:
правильно составить целое из предложенных ему с избытком частей;
дополнить недостающую часть и соединить части в целое;
обнаружить ошибку при неправильном объединении частей в целое.
Мы считаем, что эта работа может помочь в формировании познавательного универсального учебного действия «синтез» у младших школьников. УУД «синтез» будет присвоенным действием, если учитель вместе с учениками будет обсуждать с помощью цепочки вопросов сам способ, то есть последовательность действий, которые привели к результату.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др./ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
© М.В. Лещина, 2015.