Ориентировочная основа действия для формирования универсального учебного действия планирование.


Ориентировочная основа действия для формирования универсального учебного действия "планирование".
Реформирование российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода требует пересмотра установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД). В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.
УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (1).На научно-практическом семинаре «Психологические основы формирования универсальных учебных действий» по направлению «Способы, средства, приемы формирования и оценки регулятивных УУД» практически работали по типам задач - регулятивные универсальные учебные действия: -на планирование;
-на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию.
Нашей группе выпало задание по процессу планирования, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов, которое сопровождалось следующим теоретическим материалом: определение планирования, на что направлен этот процесс, содержание, этапы, список литературы.
При изучении теоретического материала мы посчитали главным возрастные особенности формирования каждого компонента регулятивных универсальных учебных действий. А также понимание ориентировочной основы действия (ООД) (Термин введен П. Я. Галъпериным). ООД для формирования УУД «планирование»-система  представлений человека о плане  осуществления предстоящего или выполняемого действия.  Содержание О. о. д. во многом пре-допределяет качество действия. Так, полная О.о.д.  обеспечивает систематически безошибочное  выполнение действия в заданном диапазоне  ситуаций. О. о. д. следует отличать от схемы О. о. д. как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания  схемы О. о. д. диктуются целями обучения, возрастными индивидуальными особенностями учащихся (2). В планировании успешность осуществления деятельности младшего школьника зависит от количества действий, которые он сам себе запланировал, тщательно сопоставил их между собой.
Результаты исследования Н.Н. Лобановой (1978) говорят о положительном формировании у младших школьников навыков планирования проявившихся в развитии умений формулирования целей деятельности, способности отбирать более существенных действий для ее достижения, упорядочивании их в последовательность, произведении обобщенного анализа процесса планирования.
Согласно Т.В. Меркуловой модель интеллектуального умения планирования младших школьников включает в себя ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный компоненты.
Ориентировочный компонент деятельности по планированию включает в себя предмет, цель деятельности, систему соответствующих данной деятельности содержательных и операционных знаний о предмете деятельности, на основе осознания которых составляется план выполнения деятельности по преобразованию предмета предстоящей деятельности. Его функция состоит в выборе такой системы действий, выполнение которой позволило бы преобразовать объект в соответствии с поставленной целью.
Функция исполнительного компонента состоит в преобразовании предмета деятельности в соответствии с составленным планом.
Функция контрольно-корректировочного компонента в процессе выполнения деятельности - соотнесение выполняемых операций с образцом (планом), после выполнения деятельности - в установлении соответствия полученного результата поставленной цели(3).
Основываясь на теоретический материал, выполняли практические задания:
-разработать ориентировочную основу действий (ООД) для соответствующего регулятивного учебного действия (в свободной форме: в виде вопросов, схемы,картинок, алгоритма действий и т.п.).
-«Учиться пересказывать!» используя разработанный Вами ООД, предложите вариант учебного задания ученику, связанного с пересказом текста.

Задания, направленные на развитие регулятивных УУД, которые мы разработали на научно-практическом семинаре, представлены в таблице:
ООД (в виде вопросов): Ученик: «Планирую работу». Учитель:
1 Каков мой конечный результат? Пересказ, оценивание. Определи цель и (или) задачи своей работы, спланируй ее.
2 Для чего мне это надо? Для самоутверждения. 3 Что я хочу от этого получить?
Свободно пересказывать любой текст по составленному мной плану. Составь алгоритм действий для пересказа.
4 Что я имею для этого? Желание, книгу. Поиск информации в предложенных источниках.
5 Что я должен для этого сделать?
Прочитать, понять; определить главных героев; найти ключевые слова для пересказа; подобрать интонацию. Составь последовательный план работы с текстом для пересказа.
6 Какую учебную задачу я решил?
Самостоятельно планирую свою работу и осуществляю учебную деятельность. Сформулируй проблему , с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для ее разрешения.
Цель программы развития универсальных учебных действий – обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Задачи определяются образовательным учреждением, исходя из ресурсов и традиций образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики».-№7-8,2013.
Большая психологическая энциклопедия.
 Лобанова, Н. Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук. — Л., 1978. 22 с.
Материал подготовили педагоги МБОУ СОШ Гурского с.п. Комсомольского района Магзюмова Анжелика Владимировна – учитель русского языка и литературы,
Мишкилеева Анжелика Анатольевна – учитель технологии.