Доклад на тему«Формирование информационной грамотности как универсального учебного действия на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»


Доклад на тему:
«Формирование информационной грамотности как универсального учебного действия на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ с.п. Урожайное»
Бесланеева А.Х.

2016г
Формирование информационной грамотности как универсального учебного действия на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Современное образование в России предполагает качественное изменение всей системы обучения подрастающего поколения.
В проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта указаны конкретные направления работы, среди которых названо: усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом «образование в течение всей жизни». Важной составляющей стала идея непрерывного образования, охватывающего все уровни образования. Возникло противоречие – между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет, прежде всего, образовательные учреждения формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать у учащихся информационную грамотность, которая является составной частью информационной культуры личности.
На сегодняшний день развитие информационной грамотности является одной из самых важных проблем современного образования, т.к. оно продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Информационная грамотность — это не только умение искать информацию, используя такие источники, как электронные носители, видео, аудио — кассеты, системы каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д., но и умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации. Другими словами, информационная грамотность — это одна из важнейших составляющих умения учиться. Именно поэтому в новом образовательном стандарте она рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, предусматривается ее формирование на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности.
По мнению современных педагогов, уже с первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией. Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся», соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.
Меня, как учителя русского языка и литературы, тоже интересуют технологии, применение которых способствует формированию и развитию умений работать с информацией текста. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Её цель – развитие мыслительных навыков уч-ся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни, научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом, и на её основе формировалось собственное аналитическое суждение.
Эта технология с чёткой структурой, схематичностью и наглядностью её приёмов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Известно, что трёхчастная базовая модель урока («вызов» «осмысление», «рефлексия») соответствует основным этапам мыслительной деятельности человека: активизации уже имеющихся знаний, осознанию новой информации, её анализу и творческой переработке.
В своей практике я использую следующие методические приёмы.
«Корзина идей» - приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у них знаний и опыта. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую условно будет собрано всё, что ученики знают по той или иной проблеме, потом идёт обсуждение этой проблемы в паре, а дальше «все знания» складываются в «корзину», причём, действительно, все: и правильные, и неправильные. В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот приём уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы, например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Задание: одним из главных действующих лиц произведения является Пётр Гринёв, очевидно, к нему относится и эпиграф повести «Береги честь смолоду». Почему повесть называется «Капитанская дочка?».
Приём « Верные и неверные утверждения» использую при изучении лингвистического материала. Учитель предлагает ряд утверждений по ещё не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией учащимся предлагается возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную информацию.
Например, при изучении темы «Причастие» в 6 классе учащимся были предложены четыре точки зрения на категориальную сущность причастия:
1) причастие - самостоятельная часть речи;
2) причастие – особая форма глагола;
3) причастие – отглагольное прилагательное;
4) причастие - гибридная форма.
На стадии вызова заставляет творчески мыслить, говорить приём «Ключевые слова». Этот приём позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.
Например, на уроке русского языка в 9 классе при повторении темы «Сложноподчинённое предложение» даю задание: записать понятия, связанные с темой урока (подчинительный союз, придаточное изъяснительное, указательное слово, главная часть, союзное слово и т.д.) В классе с невысокой учебной мотивацией, наоборот, из данного перечня понятий нужно выбрать понятия, связанные с темой урока.
Часто использую на разных этапах урока приём «Составление кластера» , который позволяет структурировать учебный материал.
Правила построения кластера очень просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Например, при повторении темы «Имя существительное» можно предложить учащимся создать кластер- солнышко, где лучиками будут грамматические признаки существительного. Такой прием помогает систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
При повторении темы «Типы речи» в 6 классе можно предложить доработать схему:
Типы речи

? Описание ?
Почему? ? ?
Ученикам предлагается определить принцип составления: понятия первого уровня – названия типов речи; понятия второго уровня – вопрос, который можно задать к содержанию текста, передаваемому с помощью данного типа речи. Готовый кластер озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание - обязательный этап, потому что даёт возможность развивать речь учащихся, формирует умение понимать логические схемы.
Учащимся 5-6 классов очень нравится прием «Лови ошибку».
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Верите ли вы…» я использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии, портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского предлагаю такие утверждения:
- Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.
- Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
- Окончил филологический факультет Московского университета.
- Служил секретарем в суде.
- По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
- Писал о себе: «У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита».
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму, учебной статье.
На уроках по биографии писателей использую приём «Продвинутая лекция». Использование данного приёма позволяет превратить рассказ учителя в интересный диалог ученика с учителем, ученика с учеником и со всем классом. Это активное слушание, приём уместнее использовать в паре. На стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы «Что я знаю по теме», затем во время рассказа учителя один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации, другой – записывает новую информацию. На стадии рефлексии идёт обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем в классе.
Часто по ходу чтения, слушания у нас возникают мысли, идеи, которые тут же «улетают». Как сделать так, чтобы, читая авторский текст, не растерять свои мысли по поводу прочитанного? Существует приём, помогающий сочетать чтение и размышление. Этот приём называется «Двухчастный дневник». Приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, когда цитата из текста комментируется им самим. Страница делится пополам: в первой графе записывается цитата из текста, которая произвела наибольшее впечатление, во второй они должны дать комментарий: что заставило записать их именно эту цитату? Какие мысли, чувства, ассоциации она у них вызвала?
После заполнения дневника необходимо организовать коллективное обсуждение записей. Это даёт возможность каждому ещё раз вернуться к тексту и увидеть в нём то, на что ранее не обратил внимание. Учитель также может знакомить учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам, которые не прозвучали.
Есть и «Трёхчастный дневник», который имеет третью графу – «письма учителю» или вопросы, этот приём позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог ученик-учитель по поводу прочитанного.
Часто использую такой приём как «Ассоциативные цепочки».
Задание на стадии вызова: запишите слова, которые вам вспоминаются, когда говорите о поэте или писателе.
Приём «Синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём
смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
на первой строчке записывают одно слово – существительное. Это есть тема синквейна.
На второй строчке- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик показывает своё отношение к теме.
Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Например, при изучении феерии А.С.Грина «Алые паруса» предлагаю учащимся составить синквейн к главным героям произведения.
Ассоль
Нежная, добрая
Ждет, надеется, мечтает
Живет в ожидании чуда.
Сказка
Грэй
Романтичный, благородный
Действует, фантазирует, любит
Своими руками творит чудо.
Счастье
Дальше мы будем говорить об учебных стратегиях в технологии РКМЧП, где под этим термином, по определению Дж. Брунера, понимается «некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам».
К наиболее распространенным стратегиям относятся: «чтение с остановками», «РАФТ» «мозговой штурм», «глоссарий», «рассечение вопроса», «предваряющие вопросы» и др.
«Глоссарий» (ключевые слова). Цель данной стратегии - актуализация словаря, связанного с темой. Например, урок литературы в 7 классе, тема «Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре».
В учебнике дается информационный текст «Классицизм» .
1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:
Литературное направление
Патриотизм
Вера
Гармония
Разум
Силлабическое стихосложение
Античность
2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
«Чтение с остановками» также удачно вписывается в уроки литературы. Данную стратегию я использую и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаю учащихся к размышлению.
Моя задача: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Стратегия «Чтение с пометками» чаще всего используется для работы с научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Эта стратегия напоминает приём РКМЧП «инсерт». Ученик, читая, делает пометки на полях. Например, такие:
+Согласен или новая информация
-Не понял, думал иначе
?Нужно обсудить
VУже знал
Данная стратегия требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Она обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Стратегия «Тайм-аут». Целью этой стратегии является самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Ход работы:
1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы.
3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.
Приёмов, стратегий очень много, это многообразие помогает делать уроки разными, непохожими, а самое главное , позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развивать личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать своё мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить.
Выше было сказано, что ΧΧΙ век – эпоха информационного общества. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Использование ИКТ на уроках позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать потребности учащихся для активизации познавательных процессов, развития индивидуальных качеств и формирования информационной грамотности учащихся.
Внеурочные занятия, которые я провожу с учащимися, тоже рассчитаны не только на углубление и расширения знания учащихся, полученных на уроке, и отработку элементарных навыков по каждой теме, но и на формирование информационной грамотности, что повышают их интерес к предмету.
Кружковое занятие «Риторика» в 5 классе я провожу с использованием разных педагогических технологии, формирующих информационную грамотность учащихся. В этом направлении я широко использую проектную технологию, которая предполагает все этапы работы с информацией. Индивидуальное или групповое сотрудничество позволяет отработать навыки работы с информацией.
Например, при изучении темы «Как правильно общаться» нами был создан совместный проект. Предварительно учащиеся получили задание по группам: изучить, исследовать слова вежливости, собрать нужную информацию о них и создать по одному буклету. Благодаря сплоченной работе и помощи родителей, учащиеся справились с этим заданием: ими был собран интересный материал о словах вежливости. Каждая группа подготовила по одному буклету. Из готовых буклетов на занятии была создана книга «Слова вежливости в нашей речи».
Учащиеся нашей школы с удовольствием участвуют в разных очных и заочных конкурсах и олимпиадах. Это такие конкурсы, как «Олимпус», «Альбус», «Мультитест», «Русский медвежонок» и многие другие. При выполнении сложных задании учащиеся обращаются к различным источникам: словарям, энциклопедиям , электронным справочникам. Они сталкиваются с большим потоком информации, которую необходимо фильтровать и вычленять оттуда самое главное.
Также в школе во внеурочное время проводятся разные мероприятия: открытые классные часы, интеллектуальные конкурсы, литературные вечера, конкурсы стихов, сочинений, стенгазет. Система мероприятий, направленная на углубление полученных в школе знаний, поэтапное расширение кругозора учащихся, несомненно, будет содействовать развитию информационной грамотности, повышению информационной культуры учащихся и развитию читательских интересов.
Таким образом, методы и приемы современных педагогических технологии, используемые на уроках и во внеурочное время, способствуют обретению детьми навыков умения учиться, способствуют формированию информационной грамотности, а значит, и информационной культуры учащихся.


ЛИТЕРАТУРА.
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М: Русский язык, 2002, №29 с.3
3. Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте Федеральных стандартов второго поколения. М.: «Школьные технологии» 2013, №3 с. 28-33.
4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя.М.: Баласс, 2011.
5. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, №27-28 с.3.