Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осетинского языка и литературы.



1сл Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осетинского языка и литературы.
Чехоева З.Х., учитель осетинского
языка МБОУ СОШ №38 г. Владикавказ
   
Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по осетинскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и культуроведческой). 2сл Кроме того, предмет «Осетинский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по осетинскому языку могут служить:
1) Игры со словом, которые очень важны для детей, но почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, в то время как, участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость.
Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала.
3слНапишем на доске слово, состоящее из семи или более букв.
Фæндырцæгъдæг
Из этого слова нужно составить новые слова. Это могут быть:
существительные: фæндыр, фæнд, фынг, рыг,
глаголы: цæгъдын, цæрын, нæрын,
прилагательные: цыргъ, цæрдæг, æндæр,
причастия: цæгъдæг,
4 сл Какие цели мы преследуем в данном виде работы?
Обогащение словарного запаса путем образования новых слов.
Закрепление пройденных орфограмм.
Развитие коммуникативных навыков учащихся.
5сл 2) При изучении сказки «Гæмæт» Дауыта Дарчиева по литературе мы при описании главного героя используем одни прилагательные. Таким образом , мы реализуем межпредметные связи.
Например: Гæмæт уыд бæрзонд , хæрзконд, саулагъз. фыдуаг,къæйных,
6 сл В данном виде работы мы реализуем ряд целей:
Умение использовать прилагательные при характеристике героя произведения и описании его портрета.
Развитие коммуникативных способностей учащихся, вследствие чего их речь становится более яркой, образной и выразительной.
7 сл 3) Творческая работа.
Предлагается тема: «Весна».
Учащиеся должны коллективно, начиная с первой парты по цепочке составить связный текст по данной теме.
8сл Целью такой работы являются:
Умение слушать и слышать друг друга.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
9сл
Предмет «Родной язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».
Предмет «Родной язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках родного языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Представим типовые задания (действия, материалы) по родному языку, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов.
10 сл Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал осетинского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть осетинской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
11 сл Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
12 сл Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
На уроках родного языка можно предложить своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. 
Необходимо привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в дальнейшей жизни. Ставить перед детьми проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока. 
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
13сл Спасибо за внимание!