«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»


«Формирование
коммуникативных УУД
на уроках
русского языка и литературы»

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для среднего звена, идёт эксперимент по их внедрению.
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей практической жизни.. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока.
На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). Качество усвоения знаний определяется именно многообразием и характером видов универсальных действий. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, особенно русский язык и литература, наиболее благоприятны для формирования универсальных учебных действий.
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. В своём выступлении я хотела бы остановиться на коммуникативных универсальных учебных действиях, потому что вопросы цивилизованного общения, нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения.
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- вот активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Овладев основными видами УУД, обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. 
Каковы же Критерии оценки ожидаемых результатов формирования КУУД? Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. 
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. 
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). 
Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. 
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.





Вот некоторые средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка. 1.Проектная и исследовательская деятельность.
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В процессе подготовки проекта у учащихся формируется весь спектр УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше, существенно снижена школьная тревожность, что немаловажно.
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:  - «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
 - «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
  Новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»  На уроки материал выбираю разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие. 

2.Парная и групповая форма работы.
«Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.
  Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Работа в группах построена на следующих основных правилах: 1.Полное внимание к однокласснику; 2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. Обязательно распределение ролей в группах: организатор, секретарь, спикер и т.д. Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Помимо заданий учебника и различных рабочих тетрадей для работы в группах можно предложить множество вариантов нестандартных заданий, требующих совместного принятия решения, концентрации внимания, логического мышления. Вот некоторые из них:
Лингвистические «угадайки». Дети должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
 угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
 расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
 разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
 игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.
 
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Лингвистические «почемучки».
Это вопросы использую для активизация мыслительной деятельности учащихся.  Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
К заданиям этой группы относятся:
 вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
 вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).
Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».
Задание 2. Дайте ответы на вопросы–шутки. Как можно проверить их правильность?
1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты «Московский комсомолец».)
Микроисследования.
 Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Наиболее типичны следующие:
 развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
 сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
 исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4.Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? 5.Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник по имени Йот. (Варианты:«Приключения Йота», «Где прячется Невидимка?».) 2. Портреты суффиксов (–чик – щик, – тель), приставок (пре– при–, раз– рас–, с–), корней–омонимов.
3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах).
6. Пропала буква (детективное расследование).
Задания «на засыпку»
Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем в традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
 диктанты «на засыпку»;
 редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
 подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»;
 упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Задание 1. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль
Литературоведческий диктант
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Высшая точка в развитии действий. Литературное воровство.
Использование в речи синонимов
Упражнение 1. В отрывке из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя выделите глаголы, выберите из их числа такие, которые синонимичны словам «беседовать», «говорить», «сказать». Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечание).
О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели – и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.
Примечание. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы.
I. Беседовать – вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.
II. Говорить – 1) выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2) произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что–либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).
III. Сказать – 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно–поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что–либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).
Упражнение 3. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).
Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.
Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.
1. Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей: давай обедать поскорей. 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как–нибудь. 3. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? 4. На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый. Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами 5. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом. 6. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми–тка ты да неси ее полверсты. 7. «Готовиться к бою», – сказал Дубровский. 8. Бойцы сомкнулись, полетели навстречу рати удалой, сошлись – и заварился бой. 9. Орлов! Я стану под знамены твоих воинственных дружин: в шатрах, средь сечи, средь пожаров с мечом и лирой боевой рубиться буду пред тобой и славу петь твоих ударов! 10. Внезапный крик сражений грянул; смутилось сердце киевлян.
Использование в речи антонимов
Упражнение 1. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.
1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах. 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь. 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои. 6. Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, и обливаясь черной кровью, она глядит, глядит в тебя, и с ненавистью, и с любовью. 7. Я видел: ива молодая томилась, в озеро клонясь, а девушка, венки сплетая, все пела, плача и смеясь. 8. Ведь тот же огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас – Восток, другому – Запад. 9. Я соловей: я без тенденций и без особой глубины Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны. 10. Она была не хороша, не дурна собою.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Так в 5 классе при изучении вводных тем можно организовать мозговой штурм по вопросу "Зачем человеку нужна речь?"
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу.   Например, в 7 классе зачет по теме «Причастия действительные и страдательные; способы их образования и суффиксы; причастный оборот» я провела в группах. К зачету приготовила следующее:
Что называется причастием?
Назовите морфологические признаки причастий.
Какова синтаксическая роль причастий (полных и кратких)?
Как изменяются полные и краткие причастия?
В чем разница между действительными и страдательными причастиями?
Как образуются причастия?
Какую орфограмму и каким способом следует проверять у разных групп причастий?
Что такое причастный оборот и когда на письме он выделяется запятыми?
От каких глаголов можно образовать только действительные причастия прошедшего времени?
Каких причастий меньше всего в русском языке и почему?
От каких глаголов можно образовать только действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
2. Для организации группового опроса сформировала две группы, т.к класс небольшой (группа набирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга; состав группы непостоянный, исключения составляют группы, которые сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь), выделила два человека (консультанты), которые будут на уроке выступать в роли помощника учителя. Вопросы для зачета обсуждались с учащимися, были распечатаны и даны за несколько дней до зачета. Предложила учащимся готовится парами (с консультантом), напомнила об ответственности друг перед другом. За день до зачета для своих помощников провела консультацию по методике опроса, нормам оценок за устные ответы и письменную работу. Показала, как оформить зачетные листки.
ФИ ученика
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя

1
 
 
 

2
 
 
 

На уроке контроля знаний каждый ученик в группе отвечал на 2-3 вопроса, другие могли дополнять ответ товарища, после чего ответы сравнивались с эталоном, подготовленным учителем. В последствии эталон может быть подготовлен консультантами. Ответы оценивались самим учеником, обсуждались группой. Учитель, наблюдавший за процессом обсуждения, также оценивал работу. Итоговой становится среднее арифметическое трёх оценок. Подобные формы работы позволяют обучать контролю и самоконтролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД).
Интересно и полезно провести накануне итогового диктанта по изученной теме групповую работу над ошибками. Предлагаю учащимся сделать дома анализ своих ошибок, допущенных в тетрадях во время изучения темы. Основой анализа становятся уже сделанные работы над ошибками. Собравшись на уроке в группу ребята обмениваются своими работами, классифицируют часто встречающиеся ошибки, вспоминают орфограммы. Затем представитель группы выступает перед классом. Выводы группы фиксируются на доске. Учитель организует обобщение , можно составить или вспомнить алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Затем даётся практическое задание (одно на все группы или разное, в зависимости от характера ошибок), которое выполняется и оценивается в группах. Такая работа не только обучает учеников планировать учебное сотрудничество (коммуникативные УУД), но и формирует умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки (регулятивные УУД).
Публичная защита результатов работы группы над творческим учебным заданием может использоваться, например, на уроке изучения темы "Имя прилагательное" в 5 классе. На уроке- путешествии "Сбор весеннего букета" я предложила группам составить 7-8 словосочетаний "сущ. + прил" в разных падежах , где существительные должны называть весенние цветы. В "слабом" классе можно эти существительные предложить сразу: ландыш, тюльпан, фиалка, перелески, мать-и-мачеха, незабудки, сон-трава, гиацинт, нарцисс. После чего необходимо доказать правильность написания безударных окончаний прилагательных. Каждая группа, собрав свой букет, представляет итоги работы перед классом. Обсуждается, какие словосочетания самые удачные. С ними составляются и записываются предложения. На этом же уроке можно предложить группам выписать из небольшой легенды о нарциссе прилагательные (1 группа), существительные (2 группа), заполнить таблицу на доске и выявить различия между частями речи (3 группа). В 7 классе подобную работу я предлагаю при обобщении темы "Причастия и деепричастия". Предлагаю двум группам заполнить по одному столбцу сравнительной таблицы и презентовать результаты работы с примерами из упражнения в учебнике.
 
Причастный оборот
Деепричастный оборот

1.К какому слову в предложении относится?
 
 

2. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
 
 

3. Как выделяется на письме знаками препинания?
 
 

Использование такой формы групповой работы способствует формированию целого ряда познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, подведение под понятие, структурирование знаний ); регулятивных (контроль, коррекция, оценка), коммуникативных ( умение полно и точно выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической речью, организация учебного сотрудничества) УУД.
Подход с сокращенным названием «пила» использую для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам. По этой методике готовятся карточки и в каждой карточке два аналогичных задания.
Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило. Действенным способом формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в среднем звене считаются игровые технологии. Игры позволяют занять и структурировать время. Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями.
3.Учебное сотрудничество. При формировании УУД широко использую эту технологию. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется например, роль учителя в 12 классах. В моей практике это имеет место быть: в прошлом году пятиклассниками разработано и проведено два урока литературного чтения в 5 классе, урок-представление для детей из детского сада «Как сберегли ёлочку». 4. Технология коммуникативного взаимообучения. Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД. Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Организация учебного процесса по данной технологии позволяет: а) расширить содержание образования и адаптировать его индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку; б) снизить утомляемость за счет переключения на разные виды деятельности; в) формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции; г) способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни. 5.Дискуссия как технология формирования УУД. На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого основное звено школы (58 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.
Все мы применяем информационно-коммуникативных технологии на своих уроках, что в полной мере способствует развитию коммуникативной деятельности. 6.Использование ИКТ.
В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов: 1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ 2. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах . (Указаны в презентации) Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов -это видеофрагменты, литературоведческие справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий: - создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации); - решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир); - исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе. Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения метапредметных знаний, для нахождения интересной информации. Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания: - найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, - на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; - сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.

  1.Театрализация.Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. К 200 летию Н. В. Гоголя ребята с удовольствием выразили желание проинсценировать эпизоды из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Вот уж действительно пример коммуникативных действий.
2. Работа с текстом. Важнейшую роль в формировании коммуникативных УУД на уроке литературы, бесспорно, играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
Выделю  несколько приемов работы с текстом.  1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».  2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
 4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.  5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.  целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера, синквейна», опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
 
Детям нравится такая работа. Она активизирует работу ребят на уроке, заставляет более внимательно читать текст, участвовать в беседе, в обсуждении. Так, например, изучая рассказа И.С. Тургенева «Муму», проанализировав образ Герасима, составили такой синквейн:

Герасим
Добрый, трудолюбивый
Заботится, любит, работает
Не должен страдать из - за жестокости людей
Человек

3. Парная и групповая работа. Особенности групповой работы учащихся на уроке литературы:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила мне творчески подойти к составлению учебных ситуаций на уроке литературы.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Например, при изучении повести Н.В. Гоголя « Заколдованное место» в 5 классе, по теме «Реальность и фантастика в повести», класс делится на четыре микрогруппы. Предварительно проводится инструктаж о правилах работы в группах. Задания выдаются каждой группе, с вопросами для анализа эпизода.
1. «Приезд чумаков» (границы указаны)
2. «Дед пляшет на заколдованном месте»
3. «Дед выкапывает клад»
4. «Дед возвращается с кладом»

Результаты оформите в виде таблицы.
группа
реальность
фантастика

Первая



Вторая



Третья



Четвёртая




После выполнения задания заслушиваются результаты работы групп, и вырабатывается общее мнение о том, что ключевых слов в графе «Фантастика» больше, следовательно, это сказочное произведение.
В ходе совместной работы совершенствуются умения работы с разными источниками информации (словарь диалектов, Интернет), умения определять, сравнивать, обобщать материал.

2.При подготовке обобщающего урока по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» на тему «Художественное своеобразие повести Гоголя» предварительно формирую группы литературоведов, историков, актеров, читателей и даю задания:
Литературоведам - темы выступлений:
«Сказка и реальная жизнь в повести»
«Средства создания юмора в повести»
«Лирическое начало в повести Гоголя»
Каждая группа также готовит карточки с ключевыми словами, терминами для заполнения обобщающей таблицы:

Сказка и жизнь
Юмор
Художественное средство
История

Фантастика
Реальность
Чудеса
Быт
Легенда
Герои
эпизоды
Забавные персонажи
Смешные ситуации
Речь героев
Пейзаж
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Екатерина Вторая
Князь Потемкин
запорожцы


Интересующемуся историей ученику предлагаю подготовить выступление «Реальные исторические лица в повести». (Презентация: портреты, краткая историческая справка)
«Актеры» готовят инсценирование эпизодов «Оксана перед зеркалом», «Оксана и Вакула», «Представление от имени героя» - Чуб.
«Читатели» готовят вопросы по повести, чтобы задать их на уроке выступающим и друг другу.

Приём «Окно в поэтический мир поэта» предлагаю в 5 классе при изучении темы «Образ Родины в пейзажной лирике. Поэтические образы, настроения и картины о стихах о природе». Ребятам предлагаю объединиться в группы. Каждая группа выбирает стихотворение Ф.И.Тютчева. И к нему прилагается 5 вопросов.
1 группа «Зима недаром злится»
2 группа « Весенние воды»
3 группа «Как весел грохот летних бурь»
4 группа «Есть в осени первоначальной..»
После обсуждения в группах, дети записывают в таблицу художественные особенности
Глагольная лексика
Слова цвета и звука
Многосложные слова
Существительные
Прилагательные
Глаголы (каких слов больше)
















В результате делают вывод о художественном своеобразии поэзии Тютчева.
В итоге выходят на домашнее задание
-нарисовать иллюстрацию к стихотворению так, чтобы наиболее точно передать его атмосферу.
Подобный прием ( «открытие окна в творческий мир») я использовала при подготовке и проведении урока «С природой одною он жизнью дышал» по анализу лирических миниатюр М.М.Пришвина:
1.весна первой зелени
2.весна живого
3.весна света
4.весна воды
Каждая группа получила текст соответствующей миниатюры и карточку-задание .
Пример такой карточки по анализу миниатюры «Разговор деревьев»:
- Есть ли вступление?
- В чем особенность композиции? (Сколько частей? Как осуществляется их связь?)
- Какие художественные средства помогают автору создать картину?
- Какие интересные образы создал Пришвин в данной миниатюре?
- В чем секрет разговора деревьев, открытый Пришвиным?

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
4. Игровая деятельность. Для того, чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно организовать учебно-познавательную игру. На уроке более привлекательны групповые игры, потому что реализуют их стремление к совместному поиску, позволяют совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, – активизируют эмоциональный, мыслительный, контактный настрой.
Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого.
Применение игровых приемов в обучении позволяет учителю использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
С целью формирования коммуникативных компетенций для более эффективного усвоения материала при изучении в 6 классе повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» я использую следующие игры:
 
ИГРЫ-СИТУАЦИИ

Предназначение
Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание
 
Обучающимся предлагается разыграть ряд ситуаций:
1) отец  Лизы узнал о проделках (переодевании) дочери в крестьянку;
2) служанка Лизы рассказывает дворовым о проделках барышни;
3) вы писатель, проезжающий мимо имения и узнавший эту историю: расскажите, как вы о ней узнали и чем она вам понравилась.

ИЗОБРАЗИ ГЕРОЯ ПОВЕСТИ

Предназначение
Развить умение использовать невербальные средства общения.

Содержание
 
Обучающимся предлагается изобразить с помощью жестов, мимики героя повести. Остальные должны узнать героя и назвать.

КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗОМБИ»

Предназначение
Процедура групповой работы, направлена на развитие способности разговорить человека.

Содержание
 
Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять тем самым роль «зомби». Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Например: 
1. Лиза была довольно мила.
2. Гувернантка Лизы была сердита на свою воспитанницу.
3.Отец Лизы любил охоту.
Задача остальных участников – с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. Ведущий при этом просит «зомби» отвечать «максимально искренно», то есть с опорой на «сверхценные суждения», но при этом стараясь держать содержание карточки в тайне, насколько это возможно.
Когда кто-то из участников угадывает одно из суждений – ведущий поднимает руку и сообщает: «Первое есть. Осталось два». Если участники долго не могут докопаться до «сверхценных суждений», ведущий просит «зомби» немного помочь.

ПРЕСС КОНФЕРЕНЦИЯ

Предназначение
Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Содержание
 
Все обучающиеся класса участвуют в пресс-конференции  на тему «Барышня-крестьянка». Среди участников три гостя: один – «писатель», второй – режиссёр, решивший снять фильм, третий – актёр, который будет играть в фильме. Обучающиеся задают гостям вопросы, обучающиеся отвечают на них.
 

ПОЙМИ МЕНЯ

Предназначение
Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Содержание
 
Подготовившийся заранее ученик читает отрывки из произведений, которые учащиеся прошли на предыдущих уроках. Обучающиеся должны угадать, из какого произведения данный отрывок.

МАСКА

Предназначение
Развить умение анализировать услышанное.

Содержание
 
Все участники садятся в круг. Учитель раздаёт карточки. Ученики по очереди надевают маску и читают от имени какого-либо героя повести. Обучающиеся должны угадать, кто спрятался за маской.

ТРИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Предназначение
Развить умение анализировать пройденный материал. 

Содержание
 
Обучающиеся должны приготовить по три прилагательных, характеризующих героев повести. По этим прилагательным обучающиеся должны угадать героя.
 

10 СПОСОБОВ

Предназначение
Развить умение анализировать пройденный материал, развить умение кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Содержание
 
Учащиеся должны придумать 10 способов решить проблему:
1)      помирить две враждующие семьи;
2)      видеться с молодым барином.

ВЕРБАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙ»

Предназначение
Упражнение предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично.

Содержание
 
Может использоваться как индивидуально, так и в процессе групповой работы.
Учитель читает 2-3 предложения из текста; один ученик повторяет за учителем, всё что запомнил, второй ученик – повторяет то же самое, третий Кто более точно передаст содержание сказанного учителем.

КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «АНТИНОМИИ»

Предназначение
Показать важность умения рассуждать логически, развить языковую грамотность, показать хитрости, которыми пользуются ловкие ораторы для того, чтобы доказать, что «белое это черное».

Содержание
 
Ведущий предлагает участникам тренинга придумать собственные антиномии. Они могут быть не такими глубокомысленными, как у Канта, можно предложить вполне бытовые парадоксы. Главное – чтобы оба утверждения хотя бы казались истинными.
Участники придумывают антиномии – утверждения, противоречащие друг другу, и при этом оба истинные по теме «Герои повести А.С. Пушкина».
Например:
1) Лиза была легкомысленной, поэтому отправилась одна в лес;
2) Лиза была умна, находчива. Она хотела увидеть барина и придумала, как это сделать.
Участники в свободном порядке высказывают свои антиномии. Ведущий и другие участники внимательно выслушивают «докладчика». Для наглядности антиномию желательно записать на доске или изобразить как-то схематически, в виде рисунка. Ведущий устраивает опрос других участников:
Основные задачи ведущего в процессе упражнения:
– помогать участникам высказывать свои мысли логично, стройно,
– обращать внимание участников на разного рода хитрости в рассуждениях.

КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»

Предназначение
Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию.

Содержание
 
Ведущий вызывает одного добровольца. Ему предстоит рассказать небольшой эпизод из текста. Желательно, чтобы этот эпизод содержал какую-то проблему. Обучающийся придумывает рассказ. Остальные участники внимательно его слушают. Если доброволец сбивается, не знает, как продолжить рассказ, ведущий в мягкой манере ему помогает.
После окончания рассказа ведущий предлагает участникам проанализировать рассказ и выделить в нем семь ключевых слов (понятий):
– эти ключевые слова должны отражать наиболее характерные моменты рассказа;
– ключевые слова должны отражать проблему;
– можно использовать сочетания из двух-трех слов, если нельзя ограничиться одним, и это будет считаться за одно ключевое понятие.
Список ключевых слов составляется участниками игры сообща. Сам автор рассказа в обсуждении участия не принимает. Если ключевых слов набирается больше семи, надо отсеять лишние. При этом какие-то можно объединять.
Когда список составлен, происходит переход к другому добровольцу и его рассказу. Так желательно повторить несколько раз.
В конце проводится обсуждение, на котором ведущий вместе с участниками рассматривает ситуации, в которых может помочь это умение выделять в речи собеседника ключевые слова. Ведущий обращает внимание участников на то, что каждое ключевое слово – это точка, в которой можно развить диалог в каком-то особенном направлении. Иногда собеседник специально, сознательно подбрасывает эти ключевые слова. Иногда он это делает бессознательно. Иногда даже вопреки своей воле.

В результате двухлетней работы по развитию коммуникативных УУД на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других. Система работы по формированию коммуникативных УУД позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
 4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.  5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 
Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.  И действительно, мы не вбиваем знания в головы детей, а стараемся пробудить ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумье, познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом несомненно помогут сформированные коммуникативные УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 
По моему мнению, именно формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
 
Список используемой литературы
1. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
2. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26
3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
4.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и
сотрудничества. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 144с.
5.Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991.
6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.





































ђ Заголовок 415