Конспект урока по русскому языку на тему подготовка к диктанту


Урок 1.
Тема: Закрепление. Подготовка к диктанту.
Цели: Обобщить и организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.
Характеристика деятельности учащихся:
Предметные. Применять изученные правила в самостоятельной и групповой работе, анализировать и корректировать свои действия.
Личностные. Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания.
Регулятивные. Анализировать материал, подбирать нужные алгоритмы действий, осознавать причины затруднений и находить пути коррекции.
Деятельность учащихся.
Закрепление грамматических и орфографических умений и навыков.
Ход урока.
Орг. Момент.
При звездах блестящих,
При яркой луне
Январь прискакал к нам
На белом коне.
С коня соскочил у ворот,
И наступил Новый год.
- А у нас – новая учебная четверть! Всем желаю здоровья и новых побед!
2. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Язык – есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А. Вяземский.
- Как вы понимаете слова поэта о языке?
- Что такое речь?
- Каждый день мы произносим огромное количество слов. И все они имеют разное значение. Значит, наша речь делится на определённые части.
- С какими частями речи вы уже знакомы? (им.сущ.,им. прил., глагол)
Прошу открыть тетради, записать дату.
Речь — форма общения людей посредством слов.
Способность пользоваться языком слов.
Речь - один из признаков, отличающих человека от животных.
- Я представила речь в виде таблицы (учитель показывает детям таблицу).
Говорим
Читаем
Пишем Слушаем
Словарная работа
- Из данных слов выписать существительные (1ряд), прилагательные(2ряд),глаголы (3ряд):
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Проверим, какие слова вы выписали?
Сущ.ПрилагГлагол
великаны великие увеличивали
благодарности благодарные благодарили
сверкание сверкающее сверкали
картина картинная изобразили
- Как вы узнали какие слова нужно выписать?
- Что показывают у разных частей речи одинаковые окончания?
- Скажите, чем предстоит заниматься на сегодняшнем уроке русского языка?
3. Работа по теме.
Игра «Да или нет»
-  Верите ли вы, что все изученные части речи изменяются по числам?
- Верите ли вы, что прилагательные склоняются?
- Верители вы, что существительные спрягаются?
- Верители вы, что глагол можно изменить по временам?
- Верите ли вы, что слово «учиться» можно изменить по лицам?
- Верители вы, что глаголы изменяются по падежам?
- Верите ли вы, что слово «весенний» можно отнести к склоняемым ?- Верите ли вы, что слово « работать» можно отнести к спрягаемым?
Минутка чистописания.
На доске:
СС сс Сс СС
Словами, как лаком дела покрывают.
а) Спишите каллиграфическим почерком.
б) Дайте характеристику звуку, обозначенного данной буквой.
в) Сделайте звукобуквенный анализ слова покрывают.
г) Укажите грамматические признаки существительных и глагола.
Речевая разминка.
- Объясните значение фразеологизма:
За словом в карман не полезет.
Употребляется в значении: легко и непринуждённо общается с другими людьми. Говорят так о том, кто остроумный в разговоре, бойкий на язык, для кого не вызывает трудности ответить, найтись с ответом.
Психофизпауза.
А снежинки падают,
Легкие, пушистые,
А снежинки падают,
Нежно-серебристые.
Накрывают землю,
Искрами сверкая,
Что это за музыка –
Тихая такая?
Песенка снежинок
Нам с тобой слышна?
Или это просто
Ти-ши-на?
- Давайте послушаем тишину.
- Закройте глаза, представьте самую красивую снежинку, которую вы видели. - Представьте, как она легко и красиво кружится в воздухе.
- Попробуйте руками показать ее танец.
Предупредительный диктант.
Зимний день
На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.
На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.
Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.
1. Сделайте грамматический разбор третьего предложения.
2. Подчеркните в тексте глаголы, укажите спряжение.
3. Над существительными укажите падеж.
4. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа. Работа в тетради с.10-12 (по выбору учителя)
5. Итог урока.
- Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил родной язык. Нашу речь, наш язык, поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу.
- Закончить урок мне хотелось бы словами русского поэта Ивана Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Обобщаю сказанное. Благодарю за работу.
Прошу ребят оценить свою работу на уроке.
Оцени себя! Фамилия, имя ____________________
Я знаю Не знаю Сомневаюсь
Словарная работа.
Минутка чистописания. Предупредительный диктант.
Самостоятельная работа. Знание частей речи Итого: 5.Д/з Работа в тетради на печатной основе по выбору учителя
Тетрадь с.12, з.10
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Вел…каны, ув…личивали, в…ликие, бл…годарили, благ…дарные, благ…дарности, св…ркали, св…ркание, сверкающее, к…ртина, картин…ая , изобр…зили.
Психофизпауза.
А снежинки падают,
Легкие, пушистые,
А снежинки падают,
Нежно-серебристые.
Накрывают землю,
Искрами сверкая,
Что это за музыка –
Тихая такая?
Песенка снежинок
Нам с тобой слышна?
Или это просто
Ти-ши-на?
Психофизпауза.
А снежинки падают,
Легкие, пушистые,
А снежинки падают,
Нежно-серебристые.
Накрывают землю,
Искрами сверкая,
Что это за музыка –
Тихая такая?
Песенка снежинок
Нам с тобой слышна?
Или это просто
Ти-ши-на?
Психофизпауза.
А снежинки падают,
Легкие, пушистые,
А снежинки падают,
Нежно-серебристые.
Накрывают землю,
Искрами сверкая,
Что это за музыка –
Тихая такая?
Песенка снежинок
Нам с тобой слышна?
Или это просто
Ти-ши-на?