Формирование универсальных учебных действий младших школьников при изучении русских волшебных сказок на уроках литературного чтения.


Формирование универсальных учебных действий младших школьников при изучении русских волшебных сказок на уроках литературного чтения.

Социальная экономическая ситуация в современной России, проявляется в кризисе семьи, как социального института, в деградации и ослаблении механизмов духовно – нравственной регуляции общества, негативным образом влияющих на ребёнка в обществе; результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, иметь характер универсальных (метапредметных) умений.
Современная школа предстаёт перед нами частицей жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помощь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.
Таким образом, актуальной научно – практической задачей является выявление особенностей формирования у ученика потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, полноценно воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО-2 утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) ориентирован на метапредметные знания и личностный результат.
Разработана Программа развития универсальных учебных действий (УУД), которая призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа формирования универсальных учебных действий при изучении русских волшебных сказок на уроках литературного чтения, заключается между потребностью субъектов образовательного процесса в действенных формах, методах, средствах и необходимостью разработать методические подходы, позволяющих осуществить такое формирование.
Нужно выявить и обосновать педагогические условия формирования универсальных учебных действий при изучении русских волшебных сказок.
Она состоит в разработке оригинальной модели урока по русской волшебной сказке «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка», реализация которой обеспечит формирование универсальных учебных действий младших школьников на достаточном уровне.
Тема: Любовь родных людей в семье.
Цель: формирование УУД в процессе изучения сказки «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»
У. Дети, вы дома прочитали эту сказку. Какие сказочные выражения, формулы, знакомые вам по другим сказкам, вы этой сказке увидели? Давайте проявим себя как исследователи. Выпишите эти сказочные формулы в тетрадь.
Д. «А царь с царицей да с братцем Иванушкой стали жить да поживать, да добра наживать»; «и стали жить-поживать»; «а за ним пришла девица, такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать»; а вот и сказочное число «три»: три раза Иванушка просится у сестры воды напиться, (Сестрица Аленушка, как пить хочется!); козленочек три раза бегает на море к сестре.
У. Теперь давайте прокомментируем желание Иванушки в жару водицы испить? Я вам приведу три фразы: а вы их сопоставьте и скажите, что хотя желание одно и то же, но что меняется с новой фразой? Что усиливается с каждым разом?
Итак: Сестрица Аленушка, напьюсь я из пруда.
Сестрица Аленушка, как пить хочется!
Сестрица Аленушка, мочи нет, пить хочется.
Д. Желание козленочка испить водицы, с каждым разом всё сильнее и сильнее; сначала просто «напьюсь», потом «как пить хочется», и наконец: «мочи нет, пить хочется» (развитие логического мышления в ходе анализа сказочных высказываний: развитие познавательных ууд).
У. Молодцы. Наш великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой» (глава 2, строфа XIII). Выделим в этих стихах выражение «Стихи и проза… Не столь различны меж собой» и подумаем, какое из выражений сказки похоже на стихи? И чем оно похоже? Прокомментируйте свой ответ.
Д. Это такое выражение «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает», оно трижды повторяется в сказке. В нем слово «высоко» рифмуется со словом «далеко», а слово «донимает» со словом «выступает». У. А можно ли придать этому выражению форму, вид стихов, то есть расположить на бумаге, как обычно располагают стихи.
Д. Можно. Это будет выглядеть так:
Солнце высоко,
Колодец далеко
Жар донимает,
Пот выступает.
Такие слова, как «колодец», «жар», «пот» мы написали с большой буквы, потому что прозу перевели в стихи, а в начале каждого стиха слово пишется с большой буквы.
У. Молодцы. А теперь скажите мне, какой текст в сказке похож на стихи?
Д. Это жалобные речи Иванушки и сестрицы Аленушки, он изложены на бумаге по строчкам, как стихи.
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бёрежек.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати! И т.д.
У. А что в этих словах почти не ощущается в отличие от фразы «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»?
Д. В жалобах Иванушки и Аленушки нет рифмы, нет почти созвучий строк за исключением «горючие – кипучие». Поэтому фраза «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» близко к стихам рифмой, а к прозе – своим внешним видом, а жалобы героем близки к стихам – внешним видом (разбивкой на строчки), а к прозе – отсутствием рифмы.
У. Молодцы. Вот мы и доказали пушкинский тезис: «Стихи и проза… Не столь различны меж собой».
Рефлексия. В ходе этой работы дети учатся четко различать разные типы письменной речи: прозаическую и стихотворную, законы их построения. Эта работа развивает познавательное и коммуникативное УУД.
У. Теперь давайте подумаем, каким образом природа созвучна хорошему и плохому в нашей сказке? Найдите сами в сказке те фразы, те предложения, в которых природа выступает действующим лицом.
Д. Когда злая ведьма погубила Аленушку, и сама обратилась в нее, то никто ничего не заметил, но при этом вся природа и вместе с ней козленочек впали в уныние и стали горевать из-за случившегося. Вот что написано об этом в сказке: «Даже сам царь, как приехал с охоты, не распознал ее. Только цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Одному лишь козленочку все было ведомо, один он печалился, не пил, не ел, а все ходил около моря да жалобно кричал». И напротив, когда Аленушка вернулась со дна морского, то и природа по своему обрадовалась ее возвращению. В сказке об этом сказано так: «Пошли они все вместе в сад, а в саду все зазеленело и зацвело», а козленочек «с радости перекинулся три раза через голову и снова обернулся мальчиком Иванушкой».
У. Молодцы! Вы верно связали мир природы и героев сказки. Природа правдива, она на стороне добра, она сочувствует своим лучшим героям: Иванушке и Аленушке.
Рефлексия. В ходе этой работы у детей развиваются познавательно-логические УУД, умение целостно воспринимать разные элементы произведения (учащиеся проявляют умение анализировать художественное произведение).
У. Как вы думаете, почему в сказке герои называются сестрица Аленушка и братец Иванушка? Почему так ласково, так нежно?
Д. Потому что они – сиротки, у них нет мамы и папы, и народ, творец этой сказки, их жалеет, им сочувствует, болеет за них душой. А еще потому, что остались они одни одинешеньки на белом свете, никого из близких вокруг нет, вот почему они так ласково, так любовно обращаются друг к другу: сестрица и братец.
У. А где эти обращения пронизаны особой нежностью, глубокой взаимной любовью, трогательной печалью? Где мы, читатели, переживаем за этих героев в высшей степени?
Д. Это происходит, когда козленочек, узнав о своей близкой погибели, приходит на берег, к морю, на дне которого томится его сестра, и молит ее защитить его, беззащитного. Вот эти слова: «Аленушка, сестрица моя! / Выплынь, выплынь на бёрежек», а она отвечает ему: «Ах, братец мой Иванушка!».
У. Почему же козленочек не уходит с берега, почему он зовет и зовет свою сестрицу? Ведь она отвечает, что выплыть наверх не может? И все-таки…
Д. Да потому, что жизнь возможна только рядом с сестрой, а там, во дворце – гибель, смерть, там злая ведьма, там костры, котлы кипучие, ножи булатные… Ведь в сказке сказано: «Козленочек опять начал ЕЩЕ ЖАЛОБНЕЕ вызывать сестрицу». Козленочек хочет жить, он не хочет умирать…
И Аленушка всплывает с камнем на шее и в итоге спасает козленочка, и самое себя.
У. Что же заставило Аленушку вопреки морской траве и тяжелому камню все-таки всплыть наверх, как называется эта сила?
Д Это сила сестринской любви. Сестрица Аленушка так любит братца, так заботится о нем, что преодолевает и тяжелый камень, и опутавшую ее ноги траву, и дарит жизнь своему братцу Иванушке. И сказка счастливо заканчивается.
У. А теперь вспомните стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей» и подумайте, какие слова из него подходят к нашей ситуации?
Рефлексия. Если не изучали, не читали, то учитель кладет на парты учеников текст тургеневского «Воробья». Дети читают (текст маленький, читать всего 2 минуты)
Д. К нашей сказке подходят такие слова: «Любовь … сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Из-за любви к братцу Аленушка совершила невозможное, она поборола все, что ей мешало, и спасла своего братца от смерти.
Рефлексия. В результате оценивания детей поведения героев в трагической ситуации происходит развитие личностных УУД.
У. Вы правильно рассуждаете, ведь на протяжении всей сказки, от ее начала и до конца, вы видим постоянную, неизменную, глубокую любовь Аленушки к Иванушке. Она всегда о нем заботится, никогда с ним не расстается. Ведь посмотрите, как завершается сказка: «А царь с царицей да с братцем Иванушкой стали жить да поживать, да добра наживать». И здесь, в конце сказки, она не мыслит своей жизни, своего счастья без братца Иванушки. Только вместе с ним для нее возможна жизнь… А как вы думаете, теперь братец Иванушка будет слушаться свою сестрицу?
Д. Конечно, он станет более терпеливым, более внимательным к советам своей сестрицы Аленушки, ведь пока он мальчик, а не взрослый человек. А потому он должен слушаться сестрицы, чтоб не натворить новых бед.
У. Вот видите, чтоб было всем хорошо в семье, надо не только любить маму и папу, но и своих старших братьев и сестер, прислушиваться к их советам.
Домашнее задание. Напишите мини сочинение на тему: «Какие добрые дела я совершил для своего брата или сестры?»
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, раскрывающая пути перехода от обучения как дидактической технологии к развивающему образованию как институту социализации личности.
От унифицированного образования, построенного в соответствии с принципом «школоцентризма» и педагогикой «знаний, умений и навыков» стратегия вариативного образования основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, компенсаторных психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.
Фактически сегодня можно говорить об изменении парадигмы обучения – от обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формирования компетентностей к парадигме обучения как формирования личности. Цель такого обучения состоит в углублении и расширении творческого потенциала человека путем создания оптимальной системы условий всестороннего гармоничного развития личности.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.