Исследовательская работа по теме: Пчеловодство


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 п.НарышкиноУрицкого района Орловской области
Исследовательская работа
«Влияние погоды на активность пчел»
Номинация «Пчеловодство»
Автор работы: Гасилин Артем,
ученик 6 а класса
Руководитель:
Гасилина Елена Михайловна,
учитель технологии

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение. Актуальность работы___________________________________2-3
Литературный обзор.
Глава 1. Пчелиная семья _________________________________________3-5
1.1. Состав пчелиной семьи _______________________________________3-5
1.2. Питание пчелиной семьи _____________________________________5
Глава 2. Исследование суточной активности пчел ____________________6
2.1. Описание экспериментальной площадки ________________________6
2.2. Влияние изменений погоды на поведение пчел ___________________6
2.3. Эксперимент №1.Влияние изменений погоды на активность пчёл____7
2.4. Факторы, влияющие на лётную активность пчёл. __________________7
2.5. Эксперимент №2. Влияние освещённости на суточную активность пчел____________________________________________________________7
2.6. Эксперимент №3. Сбор пыльцы пчёлами в ясный и пасмурный
день____________________________________________________________8
Заключение _____________________________________________________9
Литература_____________________________________________________10
Приложения ___________________________________________________11 HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=1" \o "Страница 1"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=2" \o "Страница 2"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3"

Введение. Актуальность работы.
Лето. Каникулы. Жарко. А то вдруг – раз и дождь. Слушая прогноз погоды по телевизору, не всегда понятно, что какая погода ждет тебя сегодня или завтра – прогноз расплывчатый. А папа всегда знает, какая будет погода сегодня и заранее предупредит о дожде. Мне стало интересно откуда папа знает о прогнозе , причем всегда правильном. Мой отец занимается пчелами вот уже18 лет и именно они помогают ему определить погоду. Но как это происходит?
Часть летних каникул я провожу с ним , помогаю на пасеке :
весной чистим ульи, убираю подмор после зимовки пчел, наващиваю рамки, помогаю качать мед. А в этом году решил заняться изучением пчел.
В саду, среди малины и яблонь, располагаются улья с пчёлами. Неугомонно гудят пчёлы. Вокруг цветущие сады и пёстрые луга. С раннего утра до позднего вечера трудятся пчёлки.
Наблюдая за маленькими труженицами, я заметил, что их активность меняется в течение суток. То с самого утра до позднего вечера пчёлы стремительно летают, то сидят в улье и жужжат. Мне стало интересно узнать, почему же в течение суток меняется активность пчёл.
Тема работы очень актуальна, ведь знать погоду для сельского жителя очень важно: когда сенокос дождь может намочить сено и важно вовремя его собрать, или обработку картофеля надо произвести не позднее ,чем за 6 часов до дождя, иначе придется обрабатывать еще раз. Изучив литературу по пчеловодству и руководствуясь рекомендациями учителя и своего отца Роман Сергеевича , я начал свое исследование.
Цель работы: изучить суточную активность пчёл и выяснить, какие
факторы влияют на их работоспособность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу
Изучить состав и жизнь пчелиной семьи
Провести наблюдения за пчелиной семьей
Определить факторы, влияющие на суточную активность и продуктивность пчёл.
Выяснить, возможно ли по поведению пчёл предсказывать погоду.
Сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза: по поведению пчел можно предугадать погоду
Работа проводилась в 4 этапа:
I. Май 2016 г. – поиск и анализ полученной информации.
II. Июнь 2016 г. – консультации учителя, дедушки.
III. Июль-август 2016 г. – проведение экспериментов.
IV. Сентябрь 2016 г. – систематизация материалов, оформление результатов.
Литературный обзор
Состав пчелиной семьи
Пчелиная семья состоит из матки - полноценной высокоразвитой самки, нескольких сот самцов - трутней, которые выводятся и живут в семье только весной и летом, нескольких десятков тысяч рабочих пчел - недоразвитых самок, которые выполняют различные работы, обеспечивающие существование и размножение всей семьи.
Матка. По внешнему виду матку легко отличить от рабочих пчел - она крупнее их. Средний вес матки в период откладывания яиц равен 0,25 г, тогда как рабочие пчелы весят в среднем по 0,10 г. Длина тела матки 18-20 мм, рабочей пчелы 12-15 мм. Кроме того, у рабочих пчел в спокойном состоянии крылья, сложенные на спине, полностью закрывают все брюшко, у матки же, имеющей более длинное брюшко, оно полностью не закрыто крыльями.Голова матки более округлена, а сложные глаза занимают меньшую часть головы, чем у рабочей пчелы. Несколько иначе у матки устроены задние ножки: они длиннее, на них нет корзиночек для сбора и переноса пыльцы, матка не имеет и восковыделительных желез. У нее, как и у рабочих пчел, есть жало длинное; слегка изогнутое, оно служит для откладывания яиц, а также для защиты в борьбе с другими матками. Матки отличаются большой нетерпимостью друг к другу.Матка, кроме откладывания яиц, никаких других работ не выполняет. Такая ограниченная деятельность не позволяет ей самостоятельно, без пчел, прожить более 2-3 дней. При наличии в семье 1-2 десятков пчел она живет 15-20 дней, иногда месяц, а в большой семье - до 5 лет. В первые два года она отличается высокой яйценоскостью, а с третьего года большинство маток снижает кладку яиц, поэтому их заменяют молодыми.До откладывания яиц молодая матка, несколько раз вылетая из улья, спаривается с 6-8 трутнями (спаривание происходит только в воздухе). Получаемые при спаривании сперматозоиды сохраняются на всю жизнь матки в особом пузырьке - семеприемнике. Таких маток называют плодными в отличие от молодых неплодных маток, которые еще не спаривались.
Плодная матка всегда находится в улье, вылетает она только при роении. Корм ей доставляют рабочие пчелы. С ранней весны и до осени она откладывает яйца. Летом, при благоприятных условиях, матка может отложить более 2 тыс. яиц в сутки. Но высокая яйценоскость бывает непродолжительное время. В среднем хорошие матки откладывают за сутки 1200-1600 яиц.Общий вес яиц, отложенных за сутки, превышает вес самой матки. За весенне-летний сезон хорошая матка откладывает около 150 тыс. яиц. Рабочие пчелы не допускают чужую матку в свою семью; они ее убивают, если она случайно залетает в улей.
Рабочие пчелы - основные особи, определяющие состояние, жизненность и продуктивность семьи. Именно они создают все виды своей продукции - мед, воск, маточное молочко, пергу, прополис, воспитывают потомство.Рабочие пчелы чистят, стерегут, вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду и прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели, готовясь к зимовке. Для выполнения всех этих работ пчелы имеют хорошо развитые рабочие органы: сильные челюсти, длинный хоботок, восковыделительные и кормовые железы, корзиночки на задних ножках для складывания пыльцы, жало для защиты и т.д.Всех рабочих пчел в семье можно разделить на две группы. Наиболее молодце составляют группу ульевых пчел, которые выполняют главным образом работы внутри улья. Во вторую группу входят полевые (лётные) пчелы, которые несколько раз в день при благоприятной погоде и наличии взятка вылетают для сбора нектара и пыльцы.
Трутни. Весной и летом в семье пчелы выводят самцов-трутней. Трутня легко отличить от рабочих пчел. Он значительно больше их, вес его около 0,2 г или вдвое больше, чем рабочей пчелы. Трутень имеет большую голову с огромными сложными глазами, которые помогают ему отыскивать матку при вылетах для спаривания.Каждая семья выводит за весну и лето несколько тысяч трутней, хотя для спаривания матки необходимо всего несколько. Обилие трутней, выводимых в семьях, создает гарантию быстрой встречи матки с ними. При этом большое значение имеет некоторое соперничество между трутнями, это обеспечивает избирательное спаривание матки, т. е. спаривание с наиболее развитым, сильным трутнем, от которого может быть получено полноценное потомство.Осенью, после окончания взятка, пчелы изгоняют трутней с медовых сотов, где они обычно находятся, и не дают им корма. Трутни ослабевают, и пчелы их выгоняют из улья. Они собираются группами на дне или около летка улья, где и погибают.Изгнание трутней - это важное приспособление в жизни пчел, направленное на сокращение расходов пищи в неактивный период года.
На пасеках, где сосредоточено несколько десятков пчелиных семей в одном месте, для спаривания маток вовсе не требуется большого количества трутней во всех семьях. К тому же на вывод трутней пчелы расходуют в три раза больше корма, чем на вывод такого же количества пчел. На пропитание взрослых трутней также расходуется значительная часть корма. Специальные опыты показали, что отсутствие трутней в семье ни в какой мере не ухудшает работы пчел по сбору нектара и выделению воска. Наоборот, отсутствие трутней повышает активность работы пчел. Поэтому, в современном пчеловодстве вывод трутней в большинстве семей стараются не допускать, а для спаривания маток выводят трутней в нескольких высокопродуктивных семьях, выделенных для племенных целей.
1.2. Питание пчелиной семьи
Пчёлы собирают с растений нектар и цветочную пыльцу, которые
перерабатывают в пергу и мед. Кроме того, пчелы приносят в улей воду.
Цветочная пыльца представляет собой белково-витаминный корм,
необходимый для выкармливания личинок.
Цветочная пыльца вырабатывается цветковыми растениями в пыльниках
тычинок. При ее сборе пчела смачивает ее слюной и нектаром из медового
зобика, формируя из нее комочки (обножку), которая размещается на задних
ножках пчелы в специальных приспособлениях – корзиночках. Масса обножки колеблется от 8 до 20 мг. На формирование одной обножки пчела затрачивает от 5 до 15 минут. После приноса обножки в улей пчелы добавляют в нее ферменты слюнных желез, плотно утрамбовывают, заливая ее медом. Пыльца, прошедшая обработку называется пергой. Для развития одной пчелы из личинки требуется не менее 0,1 г перги.
Вода необходима пчёлам для поддержания водно-солевого баланса в их
организме, при выкармливании расплода, для разжижения меда, регулирования температуры и влажности в жилище.
Глава 2. Исследование суточной активности пчел
2.1.Описание экспериментальной площадки
Мы решили провести своё исследование за пчёлами на нашей пасеке,
которая располагается в с.Городище Урицкого района Орловской области.
На территории данного района почвы обладают высоким естественным
плодородием.
В западном направлении от пасеки выращивают подсолнечник и кукурузу , с восточной и северной гречиху, рапс. К югу располагаются разнотравные поля (василёк, луговой, шалфей, донник, полынь). С запада в 30 метрах протекает река Людское, вдоль неё растут ракиты, ивы, и липы.
Ульи с пчёлами располагаются на участке, где посажены яблоня, вишня, слива, груши смородина и малина.
Пасека состоит из 30 пчелиных семей, каждая семья располагается в
отдельном улье. Одна пчелиная семья весной состоит примерно из 5000-6000 пчёл, к осени число возрастает до 20000-25000.
Своё исследование я проводил, наблюдая за жизнью одной пчелиной семьи
с июля по август 2016 года.
2.2.Влияние изменений погоды на поведение пчел
Пчёлы зарекомендовали себя хорошими синоптиками. По их поведению
можно предсказать погоду довольно точно. Если пчелы с раннего утра весело
«играют», стремительно летают – день будет солнечным. Случается, что пчелы с утра «бастуют»: не летят собирать нектар и пыльцу, сидят в улье и гудят. Значит, через ближайшие шесть – восемь часов обязательно будет дождь. И наоборот, небо в тучах, даже гром гремит, а пчелы не прячутся, энергично трудятся. Тогда ясно, дождя всё-таки не будет. Бывает и по-иному. Ясный солнечный день. Как будто бы ничто не предвещает изменения погоды. Только пчелы почему-то массами летят к ульям и скрываются в них. А если вы находитесь в поле, то можно заметить, что пчелы торопливо летят в одном направлении – к пасеке. Надвигается гроза, и мохнатые труженицы спешат укрыться в своих домиках. Чуткий пчелиный «барометр» не ошибается. Поднимается ветер, налетают тучи.
В чем же секрет чрезвычайной чувствительности пчел к изменению
погоды?
Чутко реагировать на все изменения погоды пчелам помогает богатейший
арсенал органов чувств. У них великолепный зрительный аппарат и
исключительное обоняние. У них множество различных рецепторов
2.3. Эксперимент №1. Влияние изменений погоды на активность пчёл.
Цель: выяснить, влияет ли изменение погоды на поведение пчёл и могут ли
пчёлы предсказывать погоду.
Оборудование: видеокамера со встроенным секундомером, термометр,
семья пчел
Порядок работы:
1. Измеряем температуру воздуха около улья.
2. Устанавливаем видеокамеру в 50 см от леткового отверстия улья.
3. Время записи 5 минут.
4. Просматриваем запись, пересчитываем количество вылетевших и
возвращающихся в улей пчел.
5. Данные наблюдения ведем ежедневно в течение месяца, в 10-00, 14-00 и 20-00 и заносим в дневник наблюдений.
Вывод
в результате эксперимента №1 я отследил закономерность, что
действительно за 6-8 часов до дождя пчёлы начинают возвращаться в улей. И
наоборот, вылетают из улья в пасмурный день за 8 часов до прояснения.
А именно, 2 июля утром, днём и вечером была ясная погода,
утром и днём наблюдалась высокая активность пчел, вечером активность пчел резко упала. На следующий день утром была пасмурная погода и местами шёл дождь.12 июля весь день была пасмурная погода. Утром и днём – низкая активность пчел. К вечеру наблюдается резкое повышение активности пчел – 13июля был ясный солнечный день.
Наш эксперимент подтвердил, что действительно по поведению пчёл
можно предсказывать погоду за 6-8 часов.
По данным наблюдения видно ,что пчёлы на 83% верно
предсказали ухудшение погоды и на 66% верно предсказали улучшение
погоды.
2.4. Факторы, влияющие на лётную активность пчёл.
Лётная деятельность пчел зависит от внешних факторов, таких как
освещенность, температуры окружающей среды и активность ветра.
Одним из главных факторов, влияющих на начало и завершение полетов,
является освещенность.
В суточном цикле изменения летной активности четко выделяются
утренняя фаза ее подъема и вечерняя фаза – понижения.
Суточная динамика изменения освещенности утрачивает влияние на
летную активность при температуре, неблагоприятной для полетов. Как начало лёта, так и продолжительность рабочего дня пчелы зависят от характера нектаровыделения цветущих медоносных растений и температуры воздуха в ночные и утренние часы. Сильно влияет на летную активность ветер. Его воздействие во многом зависит от мотивации полетов.
2.5. Эксперимент №2. Влияние освещённости на суточную активность
пчёл.
Цель: определить, как влияет освещённость на активность пчёл.
Оборудование: видеокамера со встроенным секундомером, семья пчел
Порядок работы:
1. Устанавливаем видеокамеру в 50 см от леткового отверстия улья.
2. Время записи 1 минута.
3. Просматриваем запись, пересчитываем количество вылетевших и
возвращающихся в улей пчел.
5. Для эксперимента выбираем 3 ясных и 3 пасмурных дня, наблюдения
проводим в 10-00, 12-00, 14-00, 16-00, 18-00, 20-00 и заносим в дневник
наблюдений.
6. Результат представляем в виде графиков средних значений данных в ясные и пасмурные дни «Численность пчел (вылетевших/залетевших) в улей в
зависимости от освещённости»
Вывод
Результаты эксперимента № 2 показали, что наибольшая
активность пчел наблюдается в ясный день в период максимальной
освещенности с 11 до 14 часов, динамика наибольшей активности приходится на 12 часов дня.
2.6. Эксперимент №3. Сбор пыльцы пчёлами в ясный и пасмурный
день.
Цель: выяснить, в какой день (ясный или пасмурный) пчёлы приносят
больше пыльцы.
Оборудование: семья пчел, пыльцеуловитель, весы
Порядок работы:
1. Утром устанавливаем на поверхность летка пыльцеуловитель.
2. Вечером отсоединяем пыльцеуловитель.
3. Измеряем массу принесённой пчелами пыльцы.
Для эксперимента выбираем 3 пасмурных и 3 ясных дня. Полученные
данные заносим в таблицу.
Вывод
Сбор пыльцы пчелиной семьёй в ясный день составил в среднем 40
г, а в пасмурный день – 1.5-2 г. Таким образом, эксперимент № 3 показал, что в ясный день работоспособность и продуктивность пчёл выше, чем в пасмурный.
Заключение
Общение с пчелами в течение летних каникул вызвало у меня массу
положительных эмоции, способствовало развитию наблюдательности, стремлению глубже познать природу и жизнь этих маленьких крылатых тружениц. Работоспособность, бережливость, чистоплотность, верность пчёл родному дому являются достойными примерами для подражания. Разведение пчел может открыть и развить в человеке много полезных качеств.
В результате проделанной мною работы была найдена и обработана
информация по заданной теме: прочитаны книги, изучены материалы на сайтах в сети Интернет, проведены эксперименты.
Достигнута цель работы: я узнал, как влияют факторы окружающей среды
на активность и продуктивность пчёл в течение суток и доказал, что
действительно по поведению пчел можно предсказывать погоду. Гипотеза верна.
В своей работе я показал, что собой представляет жизнь пчелиной семьи,
узнал, какие факторы влияют на суточную активность и продуктивность пчёл.
Проведение экспериментов № 1, 2, 3 подтвердило, что суточная активность пчёл меняется под влиянием определённых факторов.
Эксперимент № 1 подтвердил, что изменение погоды влияет на активность
и больше всего на продуктивность пчёл и то, что по поведению пчёл можно
предсказывать погоду за 6-8 часов. И наоборот, вылетают из улья в пасмурный день за 8 часов до прояснения.
Результаты эксперимента № 2 показали, что освещённость также оказывает
влияние на суточную активность и продуктивность пчёл, наибольшая
активность и самая высокая производительность пчел наблюдается в ясный
день в период максимальной освещенности с 11 до 14 часов, динамика
наибольшей активности приходится на 12 часов дня.
Эксперимент № 3 показал, что в ясный день работоспособность пчёл выше,
чем в пасмурный. В ясный день пчёлы приносят в среднем в 40 раз больше
пыльцы, чем в пасмурный. С экономической точки зрения наибольшей
продуктивностью обладают пчелы южных районов нашей страны (50-60 г
пыльцы в день).
Литература
1.Маленькая Энциклопедия «Пчеловодство». - М.: «Большая Российская
энциклопедия», 2000.
2. В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
3. И.Б.Литинецкий. Барометры природы. – М.: Дет. лит., 1982.
4. А.М.Мыльников. Содержание и разведение пчел на приусадебном участке. –
М.: «Аквариум-Принт», 2005.
5. http://www.gdekakpochemu.ru/tags/pchely
6. http://www.моя-пасека.рф/pchelovodstvo/biologia-pchelinoi-semi
7. http://www.pchelovo.ru/semia/p1.php HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=7" \o "Страница 7"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=8" \o "Страница 8"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=9" \o "Страница 9"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=10" \o "Страница 10"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=11" \o "Страница 11"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=12" \o "Страница 12"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=13" \o "Страница 13"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=14" \o "Страница 14"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=15" \o "Страница 15"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=16" \o "Страница 16"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=17" \o "Страница 17"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=18" \o "Страница 18"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=19" \o "Страница 19"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=20" \o "Страница 20"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=21" \o "Страница 21"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=22" \o "Страница 22"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=23" \o "Страница 23"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=24" \o "Страница 24"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=25" \o "Страница 25"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=26" \o "Страница 26"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=27" \o "Страница 27"
HYPERLINK "http://krasns.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota_chukanova_valerija.pdf" \l "page=28" \o "Страница 28"

Приложение 1. Фото .Пасека
Прилет пчел

Рамки в улье

Рамка с расплодом.