Формирование основ экологической культуры средствами математики (из опыта работы)


Формирование основ экологической культуры средствами математики
МОУ «СОШ №13 г. Пугачева Саратовской области»
Пухова Елена Ивановна, учитель математики высшей категории
Математика - один из предметов, который на первый взгляд недостаточно связан с экологией, а между тем у них много общего. В рамках стандартов второго поколения в учебно-воспитательном процессе школы основы экологической культуры можно формировать и средствами математики. Решение этих задач заставляет учащихся задуматься о проблемах экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с опрометчивым натиском на природу. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. экологического образования и воспитания на уроках математике занимаюсь в течение нескольких лет. За это время мною накоплено и систематизировано немало дидактического и наглядного материала, который заставляет детей задуматься, сопереживать, помогает осознать ценность окружающего мира.
В соответствии с экологическими проблемами содержание текстовых задач можно разделить на три вида: охрана природной среды от загрязнения, разрушения, истощения; защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания; забота о сохранении и укреплении здоровья людей.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Например, ни для кого не секрет, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников и тетрадей требуется много бумаги. Изучая тему «Площади и объемы», в задаче требуется найти объем учебника, объем одного листа учебника, а домашнее задание: выяснить, сколько древесины требуется для изготовления 1 кг бумаги, сколько деревьев для этого надо срубить, сколько лет растет дерево? В итоге остается выяснить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления школьных пособий? Таким образом, в процессе исследовательской работы рождается проект «Расход леса на изготовление учебников по математике для учащихся 5 класса»
С проблемами по защите и сохранению видового многообразия живых организмов учащимся предлагаю задачи, содержание которых связано с нашим родным краем, с видами животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области.
Например, исследовательская работа по теме «Грызуны - польза или вред» предшествовала уроку по теме «Решение задач с помощью уравнений», на котором все задачи были связаны с грызунами и их ролью в природе.
В результате приходим к выводу: все животные и растения важны, так как каждый вид является составной частью природного биологического цикла, от которого зависит вся жизнь на Земле.
Решение проблемы о сохранении и укреплении здоровья людей, прежде всего надо начинать с атмосферы доброжелательности на уроках, соблюдение личной гигиены, проведение физминуток для снятия утомляемости школьников.
В 5 классе после изучения темы «Проценты», ученики выполнили исследовательскую работу по теме «Проценты в нас – здоровый образ жизни». В своей работе они провели опрос среди пятиклассников, выяснили, сколько процентов опрошенных полноценно питаются (т.е. первым, вторым и третьим), сколько выбирают только второе, сколько процентов опрошенных фруктам и овощам предпочитают чипсы и бутерброды. Узнали, к каким заболеваниям ведет неправильное питание. Уточнили нормы потребления белков, жиров и углеводов подростков, показав тем самым связь математики со здоровым образом жизни.
Формирование основ экологической культуры у школьников среднего звена при обучении математики требуют определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами, практического решения посильных задач экологического характера.
В своей деятельности использую следующие приемы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
игровые;
частично – поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
иллюстративно – справочный материал;
коллективные формы деятельности, с целью формирования опыта творческого общения и работа в группах.
Математика, как и любой другой предмет, имеет большие возможности для интеграции её с экологией. Это и жизнь животных, и растения, роль лесных массивов и вред загрязнения природы. Все это в доступной для детей форме, с учетом их возрастных особенностей включаю на разных этапах урока математики.
Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе выполнения этих заданий учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе и жизни человека.
А самое главное – происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Все это соответствует требованиям к планируемым результатам в рамках ФГОС. Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много... Главное - результат!